Рефераты. Экономика здравоохранения

Производителем руководит в условиях рынка желание оказывать услуги по наиболее высоким ценам. В результате образуется цена предложения. Цена предложения - это та минимальная цена, по которой производители еще готовы оказывать данную услугу пациентам. Рыночная цена не должна опускаться ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной. Цена предложения на медицинские услуги должна окупать затраты на их оказание и приносить прибыль. В результате пересечения интересов потребителей и производителей формируется точка рыночного равновесия. Цена в этой точке устраивает наибольшее количество производителей и потребителей медицинской услуги и, поэтому, она получила название «равновесная цена».

Особенностью равновесной цены является ее эластичность: если под влиянием некоторых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении, или снижение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет; если при неизменном предложении произойдет снижение спроса, или возрастет предложение при неизменном спросе, то цена снизится. В результате достигается оптимальный объем производства, соответствующий возможностям потребления.

Потребности в медицинских услугах характеризуются неустойчивостью и изменчивостью. Предположим, что на рынке услуг здравоохранения увеличился спрос. Точка рыночного равновесия переместится. Экономический смысл этого перемещения выражается в том, что у пациентов возросла необходимость в получении данной услуги, они согласны больше платить за нее. Как реагирует на это рынок? Первая реакция рыночного механизма - это рост цен, увеличение доходов тех медицинских учреждений, которые предоставляют услуги данного типа. Вторая реакция стремление предпринимателей вложить свои деньги в прибыльное дело, что естественно, увеличивает объем предложения данных услуг. Обостряется конкуренция. Преуспевает лишь тот, кто быстрее увеличит объем данных услуг при одновременном снижении затрат, а следовательно и цен. Это происходит путем освоения прогрессивных технологий.

Положение на рынке вновь изменится. Предложение все больше соответствует спросу. Повышенную цену невозможно долго удерживать. Она начинает снижаться в направлении новой отметки равновесия.

В другой последовательности рынок реагировать на увеличение спроса не может, так как для организации дополнительного производства медицинских услуг требуется время, а финансовой стороной такого увеличения как раз и послужат дополнительные доходы, полученные в результате роста цен.

Таким образом, рыночный механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамического равновесия между спросом и предложением. Рынок действует как саморегулирующаяся система. При этом участник рыночных отношений (предприниматель) должен постоянно контролировать действие рыночного механизма, следить за тем, каково соотношение на каждый момент между затратами, ценой и прибылью.

Наряду с рынком медицинских услуг, описанным выше, понятие ранок в здравоохранении включает в себя целую систему отдельных элементов, взаимосвязанных рынков: рынок лекарственных препаратов, рынок труда медицинского персонала, рынок научных медицинских разработок, рынок медицинского оборудования и техники, рынок ценных бумаг (последний элемент имеет место только при развитом рынке).

Рынок вообще, в том числе в здравоохранении, выполняет рад существенных функций:

1. Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, другой продукции, поставляемой на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка не возможно определить взаимовыгодность их деятельности.

3. Ценообразующая. На рынок поступают услуги одного назначения, но различающиеся по затратам. Рынок признает лишь те затраты, которые соответствуют условиям предоставления основной массы услуг данного вида, именно их согласен оплачивать потребитель.

4. Регулирующая. Через конкуренцию рынок регулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, повышение их качества, поощряет научно-технический процесс.

Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение, как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по крайней мере сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством - борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Для того, чтобы погоня за прибылью, за выгодными видами медицинских услуг не сказалась пагубно на всей системе здравоохранения, должен быть выработан действенный хозяйственный механизм, сочетающий бюджетное финансирование, финансирование из местных бюджетов, использование страховых взносов и перевод отдельных видов медицинской помощи на платную основу.

Решение этих вопросов связано как с общим улучшением экономической ситуации в стране, так и с изменением хозяйственного механизма самого здравоохранения.


Социально-экономические модели здравоохранения

Организация системы здравоохранения в прежней советской экономике, как признается сейчас, была одной из самых прогрессивных в мире. Это в значительной мере достигалось с помощью больших государственных затрат. В последние три десятилетия во всех странах, в том числе и России, происходит удорожание медицинских услуг. Это связано с внедрением нового оборудования и лекарств, новых средств диагностики, затратами на переподготовку персонала и т.п. В условиях экономической реформы существующая система здравоохранения России оказалась не способной эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В настоящее время в России обострились проблемы, связанные с состоянием здоровья населения. Нарастающие негативные явления в самой структуре населения, ухудшение медико-демографических показателей, все это увеличивает потребность населения в медицинских услугах. В связи с этим особое значение приобретает проблема разработки методологических подходов к формированию источников финансового обеспечения здравоохранения на основе анализа зарубежного и отечественного опыта.

Для анализа существующих систем, определения их недостатков и достоинств, экономическая теория традиционно использует метод моделирования.

Экономическая модель, отображая экономические явления, процессы и объекты, должна выявить их основные черты, не вдаваясь во второстепенные детали. Этот же принцип многих политических течений, социальных групп.

В каждой стране исторически складывается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи. Система экономических, политических, морально-этических и иных отношений, особенности национальных условий, исторически сложившихся в данной стране, определяет количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения.

Под системой здравоохранения понимается единое целое составляющих его элементов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Из этого следует, что каждая страна обладает своей собственной, индивидуальной системой здравоохранения. Экономическая модель здравоохранения – это общая схема здравоохранения, отражающая заложенные в ней принципы. Следует отметить, что в реальности определенные модели здравоохранения не реализуются в чистом виде, так как различные особенности конкретной страны вносят свои коррективы. Исходя их этого, систему здравоохранения следует рассматривать как реализованную модель с наличием суммы имеющихся особенностей, связанных с процессом её реализации.

Формы организации системы здравоохранения в различных странах отличаются огромным разнообразием. Это приводит к трудностям при создании единой системы классификации имеющихся систем и моделей здравоохранения. В реальности за основу классификации используются самые различные признаки. Нет разногласий только при разграничении бисмарковской (страховой) и бевериджской (национальной) систем здравоохранения. С другой стороны это конкретные системы, имеющие определенные национальные и исторические особенности, в результате чего их нельзя рассматривать как эталонные системы. В связи с отсутствием единой классификации, различные авторы выделяют различные модели здравоохранения.

Несмотря на все различия в системах здравоохранения разных стран, отображающие их экономические модели, могут быть разделены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах. В зависимости от этого признака выделяются страны, где роль государства весьма невелика; и другие, где эта роль очень значительна.

Использование механизмов рыночного типа в здравоохранении связано со следующими проблемами. С одной стороны здравоохранение рассматривается в качестве общественного блага, когда предоставление медицинских услуг каждому человеку имеет большое значение и для общества в целом. Подобная позиция в большинстве стран Европы стала частью традиционного консенсуса относительно важности соблюдения принципа солидарности и всеобщего охвата населения при разработке программ финансирования населения.

С другой стороны рыночные стимулы основаны на допущении, что каждая услуга является товаром, который продается на открытом рынке. Представление о том, что рыночные механизмы всегда обеспечивают лучшие результаты, чем государственное планирование, также может оказаться привлекательным для того, кто не учитывает социальные последствия. Рыночные механизмы неизбежно приведут к созданию условий, при которых уязвимые группы населения, особенно наименее обеспеченные, не будут иметь равного доступа к качественному медицинскому обслуживанию, а порождаемый рынком индивидуализм – к разрушению коллективной ответственности, на которой основана легитимность государства всеобщего благосостояния.

Исходя из этого, все существующие системы здравоохранения сводят к основным трем базовым моделям:

1.Государственно-бюджетная, финансируемая преимущественно (до 90%) из бюджетных источников (Англия, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, с 1930-ых годов до недавнего времени была свойственна России).

2.Социально-страховая, финансируемая за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства (Франция, Бельгия, Австрия, Япония, Германия).

3.Рыночная или частная (США, Израиль, Ю.Корея)

Государственно-бюджетная модель здравоохранения характеризуется значительной ролью государства; финансирование осуществляется преимущественно из той части общественных ресурсов, которая складывается за счет налоговых поступлений в государственный бюджет. Эта модель традиционно базируется на системе государственных медицинских учреждений. В рамках государственных программ медицинской деятельности обеспечивается оказание медицинской помощи всем категориям населения (общедоступность). Государство само определяет, в каком объеме оказывать медицинскую помощь населению. Управление и планирование медицинской помощи осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно, за исключением небольшого набора медицинских услуг. В целом эта модель обеспечивает равенство граждан в получении медицинской помощи. Обеспечивая высокие социальные гарантии, эта модель в то же время характеризуется низкой экономической эффективностью, нерациональным использованием средств, отсутствием действенных стимулов к своему дальнейшему развитию. Эта модель до недавнего времени была свойственна России, некоторым странам Восточной Европы, а также многим развивающимся странам. Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, обычно контролируемая государством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.