Как уже было отмечено, в постиндустриальную эпоху туризм становится одним из ведущих секторов экономики. В связи с этим туризм часто рассматривается как фактор возрастающего антропогенного давления на природные геосистемы по мере усиления рекреационной нагрузки. Исследований, посвященных антропогенной нагрузке на экосистемы в рекреационных зонах, немало как за рубежом, так и в России [14]. Влияние туризма на окружающую среду имеет комплексный характер и весьма разнообразно: загрязнение воздуха транспортом, осуществление туристических перевозок, исчерпание и загрязнение водных ресурсов, увеличение массы бытовых отходов. Развитие туризма вызвало экологические трудности из-за дополнительного строительства дорог, прокладки туристических маршрутов. Наиболее сильное негативное воздействие оно оказывает на центр международного туризма – Средиземноморья: отмечается существенное видоизменение природного ландшафта, под сильным антропогенным воздействием оказались дикая фауна и флора, обострилась проблема уничтожения и переработки жидких и твердых отходов. Резко возросло число лесных пожаров. Многие виды средиземноморской растительности и животных находятся под угрозой уничтожения. На побережье между Сицилией и Гибралтаром исчезло 3/4 песчаных дюн, представляющих высокую рекреационную и экологическую ценность. В Гималаях рост числа путешественников привел к вырубке лесов, пожарам, уничтожению растительности, загрязнению воздуха. В Тунисе чрезмерный поток туристов привел к исчерпанию ресурсов грунтовых вод. Происходит разрушение коралловых рифов в Кении, Танзании, Малайзии, Таиланде, на Мадагаскаре, Маврикии, Сейшелах. Также туризм играет главную роль в загрязнении воздушной среды, т.к. на долю туризма приходится 60% всех авиаперелетов. В сложивщейся ситуации, многие признанные туристические центры, например, Коста-Брава в Испании, ежегодно обслуживающие огромные массы посетителей, вынуждены переориентировать свою деятельность. Ни в коей мере не отрицая общую справедливость большинства претензий к негативному воздействию туризма на природные геосистемы, было бы несправедливо игнорировать другую сторону медали: туризм одновременно становится локомотивом экологизации жизни на обширных территориях, одной из отраслей экологии. Это достигается при условии расчета и соблюдения предельно допустимой рекреационной нагрузки, что, по опыту развитых стран, реально.
Туризм можно отнести к отраслям хозяйства, в которых взаимоотношения между человеком и природой при рациональной организации строятся по принципу «сохранение — условие использования, использование — условие сохранения». Туризм можно рассматривать как одно из действенных средств охраны природы. При грамотной организации туристского бизнеса получаемый от рекреационной эксплуатации территорий доход позволяет проводить природоохранные мероприятия, что, в свою очередь, в немалой степени способствует увеличению доходов [16].
Также немаловажны и техногенные опасности. Одними из самых серьёзных рисков в туризме остаются транспортные происшествия, аварии и катастрофы. Много проблем создают крупные аварии на атомных электростанциях, химических комбинатах, военных объектах. Аварии и пожары на объектах туриндустрии ежегодно приводят к травмам и смертельным случаям среди туристов [17].
Существуют и культурные конфликты, достаточно широко распространены в туризме, разница культур и обычаев народов и стран часто приводит к взаимному непониманию [17], порой трагическому.
Несмотря на то, что характерными чертами международного туризма в последние десятилетия являются его активное развитие, постоянно возрастающее влияние на мировую экономику и международные отношения, правовая регламентация международных туристских связей до сих пор отстает от требований жизни. Это можно объяснить следующими обстоятельствами:
- активным ростом международного туризма, прежде всего по количеству лиц, посещающих зарубежные страны, который во многом опережает становление его в качестве предмета международно-правового регулирования, а также медлительности ряда государств в решении практических вопросов развития и стимулирования иностранного туризма;
- развитием международного туризма в разных странах на различных уровнях, в силу чего имеющиеся там национальные органы управления туризмом обладают разными правами и полномочиями;
- отсутствием в странах мира единых однородных национальных органов управления, ведающих вопросами общей туристской политики. В одних странах - это чисто государственный орган, в других - общественная организация. Их компетенция, задачи и функции различны, различен и уровень правительственного контроля над ними, поэтому в государствах почти нет одинаковых организаций, ведающих вопросами общей туристской политики. Все это порождает различный национальный подход к решению задач и проблем, стоящих перед международным туризмом.
Туристские обмены связаны с пересечением границ государств, нахождением и перемещением туристов по территории иностранного государства, а эти вопросы регламентируются не столько Международным правом, сколько национальными законами и административными правилами. В каждой стране имеются особые условия, характеризующие туризм, действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т. д. В силу этих причин организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны. До настоящего времени они полностью не решены, хотя сегодня рассматриваются на международном уровне и являются объектом внимания государств, правительств и международных организаций.
В 137 странах мира важные вопросы развития туризма решаются на государственном уровне (разработка долгосрочной стратегии развития туризма с учетом особенностей регионов и отраслей, координация этих планов на хозяйственном уровне и в рамках международного сотрудничества). Мировая практика свидетельствует о возрастании совместных усилий правительств многих стран, направленных на стимулирование туристической деятельности. В марте 1995 года в Кадисе (Испания) ВТО провела международный форум, в котором участвовали 300 парламентариев из 52 стран мира. Целью форума было привлечение внимания правительств, парламентов и местных органов власти к экономическому значению туризма. В связи с ожидаемым туристическим бумом и удвоением туристического потока в предстоящие 20 лет на форуме подчеркивалось, что функционирование туристических центров и регионов будет зависеть от конкретных пограничных, таможенных , медицинских, полицейских и иных регламентирующих формальностей, которые не мешают международному туризму. Форум установил, что государство должно отвечать за следующие сферы, имеющие значение для туризма:
- развитие туристической инфраструктуры, особенно транспорта и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководящих кадров и работников туристических предприятий;
- соблюдение экологических норм на туристических объектах;
- защита прав местных и иностранных туристов;
- обеспечение льготных налогов и административного режима;
- внедрение экономических и статистических методов, которые позволят вести корректные наблюдения и объективный контроль за состоянием и развитием туризма;
- продвижение туризма на иностранные рынки, выделение из бюджета необходимых средств на рекламно-информационную работу для показа образа своей страны как благоприятной для туризма.
Многие из этих задач весьма эффективно выполняются туристическими национальными организациями. Однако роль и ресурсы, которые отводятся этим государственным ведомствам, практически никогда не являются достаточными. Уязвимость туризма перед лицом внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружающей среде, резкие валютные колебания) требует проведения согласованной, обязательно межведомственной государственной политики. Это вызывает необходимость разработки механизмов координации действий министерств и ведомств, связанных с национальной туристической администрацией.
Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:
- распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
- создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
- модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
- новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
- упрощение порядка выезда;
- расширение внешних деловых контактов;
- увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
- доступность цен на выездные туры;
- большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
- нестабильность внутренней политики;
- несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
- несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
- завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
- недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
- отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.
В марте 2006 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка туристических услуг. По оценкам специалистов агентства, можно выделить несколько основных тенденций, характеризующих современное состояние туристического рынка России. Во-первых, все более и более отчетливо проявляется тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, увеличились темпы роста турагентских сетей.
На каждом направлении выделились 3-5 компаний, контролирующих более 50% рынка. Активизировался процесс объединения небольших компаний, рассчитывающих упрочить свои позиции и обеспечить больший спектр предложений. По оценкам экспертов, с учетом низкой капитализации туристического бизнеса это один из наиболее приемлемых вариантов. В будущем все более заметной будет становиться консолидация региональных и московских компаний, прежде всего за счет пакетных предложений. Региональная сеть обеспечивает изрядную долю в объемах продаж столичных операторов. Стремление охватить региональные рынки также свидетельствует, что многие крупные компании из московских становятся российскими или международными.
Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, рентабельность туристического бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления. Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два цены на туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можно купить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса к дешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса на качественные туристические услуги [2, 36].
Также, развитию российского туризма во многом способствовала работа государственных органов по управлению туризмом. Введено обязательное государственное лицензирование туристической деятельности, проводимое Российским комитетом по туризму. Подготовлен проект Закона о туризме, формируется сеть государственных и негосударственных учреждений по подготовке кадров для туристической сферы, впервые образована Российская Академия туризма в Санкт-Петербурге. С развитием рынка туристические фирмы, проводящие дальновидную экономическую политику, заняли свои ниши. Наблюдается в условиях жесткой конкурентной борьбы тенденция объединения отдельных фирм в ассоциации :РАТА(Российская ассоциация туристических агентств), РАСТ (Российская ассоциация социального туризма), “ Евразия“ (Ассоциация туристических агентств из 9 стран СНГ и Латвии),НТА (Национальная туристическая ассоциация),что создает благоприятную экономическую среду для их развития и решает многие задачи.[35]Быстро окупающееся вложение капитала, относительно дешевая рабочая сила, потенциальный доступ их продукции на рынок России и СНГ привлекают в российский туризм иностранных инвесторов.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока [7, 122].
Для стимулирования развития туризма правительству следовало бы пересмотреть налоговую политику, необходима политическая стабильность общества и гарантия безопасности туристам, создание благоприятных условий для инвестирования в области туристической инфраструктуры. Необходимо возрождение общего туристического пространства СНГ, основы которого заложены в программе соглашений о сотрудничестве в области туризма (15.10.93 проект парафирован в Москве). Получивший ранее широкое развитие в России маршрутный и курортный иностранный туризм в настоящее время экономически неэффективен (с 1989 по 1992 год сократился на 49%, практически прекратилась организация маршрутов туристов из Центральной и Восточной Европы. Установление в 1993 году Единого европейского рынка, с одной стороны, открывает новые возможности для туристического бизнеса, а с другой - требует повышения стандартов туристических услуг из-за ужесточения качественной конкуренции. С учетом особенностей иностранного спроса на российские туристические услуги в федеральных и региональных программах развития туризма определены следующие основные направления стратегии развития сферы туристического обслуживания в России: обеспечение достаточными материально-техническими средствами (средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные средства, предприятия досуга и развлечений, спортивные сооружения, предприятия торговли, высококачественные продукты питания); развитие общехозяйственной инфраструктуры и коммунальных услуг в туристических центрах; подготовка кадров на уровне, соответствующем мировым стандартам; организация рекламы страны и отдельных туристических центров за рубежом; обеспечение надежной безопасности туристов; совершенствование правового регулирования в области туризма, развитие мелких и средних туристических предприятий, более активное включение в сферу иностранного туризма таких перспективных регионов, как Дальний Восток, Сахалин, Курильских острова, побережье Северного Ледовитого океана [9]. Решение этих задач позволит аккумулировать в стране валютные поступления, решить многие социально-экономические проблемы, увеличить занятость, пополнить бюджет. Осуществление этих мер потребует валютных затрат, но при достаточно активной и скоординированной политике в области туризма доходы от иностранного туризма в России будут приносить достаточный доход, который позволит сделать въездной туризм одной из наиболее прибыльных сфер экспорта услуг.
В работе прослежена динамика развития туризма во второй половине XX века. Описаны факторы, повлиявшие на развитие туризма. Также указаны факторы, которые препятствовали развитию туризма. Дано определение международного туризма в экономическом аспекте. Установлена роль международного туризма в современной экономике. Анализ различных источников показывает, что современный туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. Эта отрасль развивается быстрыми темпами и в ближайшее время станет наиболее важным ее сектором. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике. В работе также дана характеристика международного туризма, приведены основные факторы, определяющие будущее туризма. Это общие и отраслевые факторы, такие, как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития. В данном исследовании показано, за счет чего происходит рост конкуренции на рынке туристского спроса.
Во второй главе проанализированы актуальные проблемы современного международного туризма, охарактрезованы факторы, обусловливающие эти проблемы. Также названы организации, которые предпринимают действия по борьбе с существующими проблемами. Рассмотрены пути решения некоторых проблем.
В третьей главе описан рынок туристских услуг на территории России. Определено место туризма в экономике России. Показано состояние внутреннего и внешнего туризма. Приведены отрицательные и положительные факторы, которые влияют на развитие внешнего и внутреннего туризма в России. Даны прогнозы развития внутреннего туризма России разных компаний. Предложена программа по стимулированию развития туризма в России.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.
1. Гостиничный и туристический бизнес: учебник / Под ред. А. Д. Чудновского. — М. : Тандем, 1999. — Экмос, . — 352 с.
2. Зима А. Г. Статистические показатели международного туризма в 2007 году//Бизнес-информ. – 2009. - №3. – С. 34-39.
3. Кротенко Юрий. Стратегия развития международного туризма в свете процессов глобализации. //Режим доступа: #"#">www.unwto.statistika
9. Туризм в России. Госкомстат России, М., 2000. – Режим доступа: #"#">www.kelis.ru. Дата обращения 24.12.2010
15. www.wto.org
16. #"#">http://ru.wikipedia.org/wiki/Турист
Страницы: 1, 2, 3