Значения артериального диастолического давления (АДД) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий).
Срок ЗанятийАДД(мм.рт.ст.)+ Ь Перед занятиемАДД(мм.рт.ст.)+ Ь После занятияРазличие Мм.рт.ст.П
До 1 года
62,3 + 12,1
* 71,6 + 11,3
9,3
23
2 года
69,5 + 15,2
74,8 + 10,4
5,3
22
3 года
64,1 + 11,4
68,0 + 8,6
3,9
* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами
Как видно из таблицы 2, значения АДД у детей занимающихся танцами менее 1 года после занятий статистически достоверно выше, чем до начала занятий. Различие составляет 9,3 мм.рт.ст. У детей с большим стажем занятий (2 и 3 года) достоверных различий до и после тренировки не регистрируется и они составляют соответственно 5,3 и 3,9 мм.рт.ст.
Таблица 3.
Значения пульсового давления (ПД) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий).
Срок ЗанятийПД (мм.рт.ст.)+ Ь Перед занятиемПД (мм.рт.ст.)+ Ь После занятияРазличие Мм.рт.ст.П
32,3 + 4,7
*47,5 + 5,4
15,2
34,9 + 3,9
*50,0 + 6,1
15,1
35,9 + 5,1
37,6 + 3,9
1,7
Аналогичные результаты получены и по пульсовому давлению (Таблица 3). У детей со сроком занятий до 1 года и 2 года различия в значениях, измеренных после и до тренировки статистически достоверны (Р< 0,05) и составляют 15,2 и 15,1 мм.рт.ст. У танцоров с большим стажем тренировок (3года) значения после и до занятий практически не отличаются (Р > 0,05), а разница составляет всего 1,7 мм.рт.ст.
Таким образом, при анализе артериального давления видно, что у детей значения АДС, АДД, ПД после тренировки возрастают. Однако, это возрастание статистически достоверно у детей, которые занимаются танцами не более 2-х лет. У детей с большим сроком занятий бальными танцами (3 года) различия в значениях до и после тренировки статистически недостоверны.. Анализ данных показателей сердечно сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятий танцами (3 года) значительно лучше адаптированы к физическим нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий до 1 года).
О благоприятном влиянии на здоровье детей занятий бальными танцами говорится в работе В.Б. Бутузовой (2004), которая сама является победительницей чемпионата Европы по спортивным бальным танцам и в настоящее время тренирует юных танцоров.
Таблица 4.
Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий).
Срок ЗанятийЧСС(уд. в мин.)+ Ь Перед занятиемЧСС(уд. в мин.)+ Ь После занятияРазличие Уд. в мин.П
83,9 + 8,2
* 102,3 + 16,4
18,4
88,4 + 9,3
* 107,3 + 19,8
18,9
92,0 + 9,7
* 110,3 + 18,7
18,3
Как представлено на таблице 4 во всех 3-х группах детей значения ЧСС после занятий бальными танцами статистически достоверно выше, чем до занятий (Р < 0,05). При этом различия составляют примерно одинаковую величину и колеблются от 18,3 до 18,9 ударов в минуту. Следовательно по частоте сердечных сокращений не прослеживается каких-либо закономерностей, связанных со сроком занятий спортивными бальными танцами у детей от 7 до 11 лет. Возможно, что здесь требуются наблюдения детей, занимающихся танцами более длительное время (свыше 3-х лет).
В монографии Н.Я. Прокопьева, Т.В. Потаповой (2001) говорится о том, что средства физической культуры способствуют усилению компенсаторных возможностей организма человека, повышают его сопротивляемость к возникновению тех или иных заболеваний. В последние годы значительно возрос интерес населения к занятиям оздоровительным бегом, шейпингом и т.д. Все они обладают высокой степенью воздействия на организм человека, что требует строгого индивидуального выбора и дозировки физической нагрузки.
3. Динамика пульсового давления аналогична динамике АДС и АДД.
У детей со сроком занятий до 2-х лет различия в значениях до и после тренировки статистически достоверны, а со стажем занятий 3 года - не достоверны (Р > 0,05).
4. Различия в значениях ЧСС у детей до и после занятий танцами были практически одинаковыми во всех трех группах детей колебались в интервале18,3 - 18,9 ударов в минуту.
5.Анализ изученных показателей сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятитий танцами (3 года) значительно лучше адаптированы к физически нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий менее 1 года).
1. Полученные данные по показателям сердечно-сосудистой системы (АДС, АДД, ПД, ЧСС) у детей, занимающихся бальными танцами менее 1 года могут служить в качестве нормы при оценке динамики этих показателей у детей в возрасте 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.
2. Динамика изменений показателей артериального давления может служить индикатором функциональных и адаптационных возможностей у детей, которые систематически занимаются спортивными бальными танцами и давать возможность тренеру корректировать физические нагрузки во время тренировок.
3. Поскольку спортивные бальные танцы обладают высокой степенью воздействия на организм ребенка, то требуется строго индивидуальный выбор и дозировка физической нагрузки в зависимости от стажа занятий танцами.
1. Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере.- М: крук, 1997.- 208 с.
2. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975.- 448 с.
3. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1976.- 475 с.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275с.
5. Берштейн Н.А. Очерки физиология движений и физиология активности. М.: Медицина, 1966.- 349с.
6. Брагин А.В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц с различной устойчивостью зубов к кариесу. Автореф. дисс. … канд. Мед. Наук. Курган, 1999.- 22 с.
7. Булкин В.А. Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990.- 342 с.
8. Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск, 1998.- 64 с.
9. Бутузова В.Б. Особенности адаптационных процессов у детей и подростков, занимающихся спортивными бальными танцами. Автореф. канд. Дисс., 2004, Тюмень.- 23 с.
10. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. Челябинск, 1980.- 151с.
11. Дубровский В.И. Спортивеая медицина. МВЛАДОС, 1998.- 480 с.
12. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый. Здоровый образ жизни. М., 2001.- 60 с.
13. Исаев А.П., Личагина С.А., Потапова Т.В. Стратегии адаптации человека. Тюмень. Из-во: ТюмГУ, 2003.- 248 с.
14. Койносов А.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 2003.- 22с.
15.Ким В.В. Спорт, как особая отрасль общественного производства // Спорт, фиич. Культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования: матер. Конф. - Тюмень, 1998.- В. 1, С. 87-98.
16.Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психофизиологических механизмов в процессе адаптации. // Физиология человека. 1998.- № 4. - С.7-11.
17. Меерсон Ф.В. Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1985.- 645 с.
18.Меерсон Ф. В., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. - 256 с.
19. Прокопьев Н.Я., Потапова Т.В. Физическая работоспособность.- Тюмень, из-во ТюмГУ, 2001.- 76 с.
20. Прокопьев Н.Я., Важенин А.А., Соловьев С.В. Физиологическая особенность роста и развития детей и подростков.- Сургут, РИИЦ “Нефть Приобья”, 2002.- 152 с.
21.Прокопьев Н.Я., Орлов С.А.,Койносов П.Г. и др. Физическое развитие детей и подростков. М.: Крук, 1999.- 192 с.
22. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988.- 199 с.
23. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления, Минск, 1994. - 116 с.
24. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.- 347 с.
25. Слоним А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. Л.:Наука, 1976.- 211с.
26. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей. М.: РГМУ, 1993.- 168с.
27. Сулейманов И.И. Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств // Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. Конф. Тюмень, 2000.- С.201-206.
28. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.- 272 с.
29. Тристан В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск:СибГАФК, 1994.- 144 с.
30. Фарфель В.С. Физиология спорта, М.:ФИС, 1960.- 383 с.
31. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с.
32. Харитонов В.И. Физическое развитие- основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск, 2000.- 152 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4