Рефераты. Диагностика и лечение психопатии

У этих лиц нет эмоционального резонанса с чужими переживаниями, им трудно найти адекватную форму контакта с окружающими. В жизни их обычно называют оригиналами, чудаками, странными, эксцентричными. Причудливость их интеллектуальной деятельности проявляется в особом обобщении фактов, в логических комбинациях, неожиданных выводах, резонерских рассуждениях. Их суждения о людях обычно категоричны и склонны к крайностям. Это люди пристрастные, недоверчивые, подозрительные. В работе они то неуправляемы, так как часто трудятся, исходя из собственных представлений, то монотонно активны. Однако в ряде областей, где требуются оригинальность мышления, художественная одаренность, особый вкус, они могут при соответствующих условиях достичь многого.

Шизоидные личности способны тонко чувствовать и эмоционально реагировать на воображаемые образы, но не могут понять эмоции людей реального окружения. Их внимание направлено только на интересующие их вопросы, за пределами которых они проявляют рассеянность и отсутствие интереса. Пассивность, бездеятельность в решении насущных житейских задач сочетаются с предприимчивостью в достижении особо значимых для них целей. Их движения отличаются угловатостью, лишены гармоничности и пластичности, им присуща неестественность, манерность мимики и жестов, карикатурность походки, вычурность почерка, речи и интонации.

Неустойчивый тип. Крапелин назвал представителей этого типа - безудержные, неустойчивые. Шнейдер подчеркнул в своих названиях недостаток воли («безвольные», «слабовольные»). Оно отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случаи отлынивать от занятий, рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности и безделью. Но и в поиске развлечений представители этого типа плывут по течению.

Неустойчивость психической жизни их обусловлена повышенной подчиняемостью внешним влияниям. Это слабовольные, внушаемые и податливые люди, легко попадающие под влияние среды, особенно дурной. Реализация побуждений, желаний и стремлений определяется случайными внешними обстоятельствами. В одиночестве они скучают, ищут общества, в соответствии с внешними стимулами легко меняются их планы, формы поведения и род занятий. Внушаемые и безвольные, они нередко спиваются, употребляют наркотики, нарушают трудовую дисциплину, становятся расточителями, картежниками, мошенниками и т. д. В благоприятных социальных условиях они приобретают положительные трудовые установки. Однако неустойчивость их психики обусловливает быстрый переход от вдохновения к лени, неаккуратность и неорганизованность. Они постоянно нуждаются в контроле, подбадривании и коррекции поведения.

Психастенический тип относится к тормозимым психопатиям (Н. И. Фелинская). Личностей этого типа отличают нерешительность, неуверенность в себе и склонность к сомнениям. Они застенчивы, робки, малоактивны и плохо приспособлены к жизни. Примечательная особенность данной психопатии - симптом пониженной активности.

Эта особенность проявляется в наклонности к сомнениям и болезненному мудрствованию, в недостаточном чувстве реальности и полноты жизни, отсутствии живости, яркости восприятия окружающего, в стремлении к самоанализу, преобладании абстрактных, оторванных от реальных фактов интеллектуальных построений. Такой человек всегда и во всем сомневается, ему чрезвычайно трудно принять любое решение, но если оно принято, то возникает новое беспокойство - нетерпеливое стремление претворить это решение в жизнь. Психастеник бесконечно анализирует свои поступки, склонен к пониженной самооценке, редко доволен собой. Характерна субъективно мучительная потеря «чувства реального». Прочитанное и услышанное производят на него более сильное впечатление, чем непосредственное восприятие ситуации. Легко ранимые и уязвимые психастенические личности в обществе деликатны и тактичны. Однако они же нередко педантичны, назойливы, пристают к окружающим с бесконечными сомнениями или требуют точного выполнения всех формальностей.

Конформный тип. Психопатий конформного типа не существует. Он встречается в чистом виде только в форме акцентуаций. Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению - наиболее выступила в описаниях американских социальных психологов. Ими отмечено свойственное этим личностям недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Представители конформного типа - это люди своей среды. Их главное качество - думать «как все», поступать «как все», стараться чтобы все у них было «как у всех. Под «всеми» подразумевается обычное непосредственное окружение. Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Конформная личность - полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении - это неплохие люди и неплохие работники. Но попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило предыдущим и каким бы пагубным ни было. Конформность сочетается с некритичностью, конформные субъекты - консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации, они неинициативны.


2 Диагностика психопатий. Этиология и патогенез


Психопатии диагностируют на основании трех основных критериев, предложенных П. Б. Ганнушкиным:

- нарушения адаптации вследствие выраженных патологических свойств;

- тотальность психопатических особенностей;

- их относительная стабильность и малая обратимость.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность психологических черт характера выступает особенно ярко в подростковом возрасте. Подросток обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Так, гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера, отлично уживающийся в хорошем интернате - все они должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Под «резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Этиология и патогенез. Причины возникновения психопатии различны. Дисгармония личности может возникнуть под влиянием наследственных факторов, родовых травм, патологии раннего постнатального периода. Незрелость психики проявляется в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, фантазиям у истеричных субъектов, в эмоциональной лабильности у возбудимых, в слабости воли у неустойчивых, в незрелом мышлении у параноических личностей. Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное влияние среды: неправильное воспитание, психические травмы и др.. По О.В. Кербикову, в одних случаях ведущим фактором в развитии психопатии становится конституциональный, в других - воздействие окружающей среды.

Патогенез психопатии раскрывается с позиций учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности: различные формы психопатии связывают с конкретными нарушениями в соотношении нервных процессов, сигнальных систем, коры и подкорки.

В основе возбудимой психопатии лежит патологический вариант безудержного типа высшей нервной деятельности, астенической психопатии - слабый тип, а истерическим формам свойственно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй и подкорки над корой.

При психастении имеется слабость подкорки, первой сигнальной системы и относительное преобладание второй. Патофизиологическая основа паранойяльной психопатии заключается в склонности к образованию застойных очагов во второй сигнальной системе.

 

3 Лечение психопатий


Лечение при психопатиях связано с большими трудностями, так как психопатии не являются заболеваниями в собственном смысле этого слова. При психопатии ведущее значение принадлежит перестройке личностных установок, созданию правильного понимания принципов построения своих отношений с окружающими. Имеющиеся психотропные средства позволяют эффективно воздействовать лишь на отдельные проявления психопатий.

Лекарства в лечении психопатий имеют весьма ограниченное значение. В период тяжелых декомпенсации, во время острых аффективных реакции, чтобы снять эмоциональное напряжение, тревогу или депрессию, необходимо бывает прибегнуть к инъекциям аминазина, седуксена или тизерцина. Повышенную возбудимость, постоянную склонность к аффективным вспышкам, которые бывают при эпилептоидной, гипертимно-эксплозивной, лабильно-аффективной и при всех видах органических психопатий, приходится устранять продолжительными приемами тазепама, меллерила, небольших доз неулептила или аминазина. Постоянная тревожность при сенситивной и психастенической психопатиях устраняется тем же тазепамом, а иногда eщe лучше - мепробаматом.

Одно из ведущих мест в структуре многих психопатических состояний занимают различные аффективные расстройства. Назначение психотропных препаратов для устранения аффективной патологии или контроля эмоциональных проявлений должно проводиться с учетом особенностей их симптоматики и возможного общего действия на состояние больного. При депрессивных расстройствах применяют антидепрессанты, при тревожном состоянии – транквилизаторы, при сочетании депрессивной симптоматики с достаточно выраженными проявлениями тревоги – комбинацию аитидепрессантов с препаратами нейролептического ряда. Учитывая, что психопатии не свойственны глубокие депрессии, обычно следует назначать легкие антидепрессанты.

При психопатии часто отмечается нарушение сна. Если сон не нормализуется после приема транквилизатора, следует назначать снотворное. При паранойяльных реакциях следует применять нейролептики. При сочетании паранояльных реакций с аффективными лечение должно быть комбинированным. При выборе психотропных средств для лечения психопатии необходимо отдавать предпочтение препаратам с широким действием.

Ведущая роль в лечении психопатии должна принадлежать психотерапии. Лишь с помощью психотерапии можно изменить установки личности, внести коррекцию в ее представление о своем “Я” и помочь найти пути построения правильных межличностных взаимоотношений.

При лабильно-аффективной психопатии психотерапия бывает действенной, если человек сразу чувствует искреннюю благожелательность к нему. Направление психотерапевтических усилий постепенно можно менять от успокоения к руководству поведением. При сенситивной психопатии следует учитывать, что за внешней замкнутостью обычно скрывается большая потребность поделиться переживаниями. Необходимы многократные продолжительные беседы с перебором фактов и ситуаций, опровергающих убежденность больного в его неполноценности и неблагоприятном отношении к нему окружения. В трудовых рекомендациях необходимо побуждать не страшиться выбрать профессию, соответствующую возможностям. При психастенической психопатии необходимо побуждать, тренировать и развивать те сферы психической жизни, которые слабы,- живое восприятие, умение схватить мельком увиденное, нужно даже поощрять фантазирование. Психотерапия очень важна при шизоидной психопатии.

Истероидная психотерапия представляет собой наиболее трудный объект и для психотерапии. Успех корригирующих поведение усилий зависит от того, насколько удается отыскать сферу, где эгоцентрические потребности могут быть удовлетворены без ущерба для окружающих. При неустойчивых психопатиях полезно воспитание в закрытых учреждениях со строгим режимом и трудовой обстановкой.


Заключение

Эффективность профилактики психопатий зависит от общесоциальных условий жизни общества и от проведения специальных психогигиенических и медицинских мероприятий. Личность формируется в условиях активного влияния различных средовых социальных условий.

Предупреждение конституциональных психопатий крайне затруднено из-за незнания эндогенных закономерностей их развития. Можно лишь стремиться предотвратить декомпенсации путем рациональных корригирующих мер.

Психопатические развития безусловно могут быть объектом активной профилактики, направленной на то, чтобы подростки с акцентуациями характера не росли в системе именно того вида неправильного воспитания, которое является ударом по слабым сторонам их характера.

Профилактика органических психопатий, помимо предупреждения и лечения мозговой патологии в ранний период онтогенеза, включает лечение невропатических и коррекцию поведенческих нарушений в течение всего детства. Успех в этом направлении создает надежду, что пубертатный период может стать не патогенным, а санирующим фактором.


Список литературы

1.  «Мир психологии», Психологический словарь, Психопатии

2.  Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика»

3.  Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 528 с.

4.  Л.Д. Столяренко. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.

5.  Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г. – 544с.

6.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9268-0828-6

7.  Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Уровни развития организации личности», изд. «Класс», 1998.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.