Многие исследователи полагают, что частота эвтаназии и PAS у больных СПИДом должна превышать официальные 2,1%. Обращает на себя внимание, проведенный Bindels анализ данных 131 мужчины-гомосексуалиста, которым в период с 1992 по 1995 г. был поставлен диагноз СПИДа, и умерших до 1 января 1995г. Два описанных выше варианта MDEL сравнивали со случаями естественной смерти, к которым относили умерших без какого-либо медицинского вмешательства, что также могло укорачивать жизнь больного.
Мультивариантный анализ показал, что 29 (22%) человек умерли в результате эвтаназии/PAS и 17 (13%) - в результате других MDEL, т. е. одна треть (!) этих мужчин приняла предложенные им медицинские решения о конце жизни.
Существенные статистически значимые различия были обнаружены в возрасте больных на момент постановки диагноза: в группе “эвтаназия/PAS” 72% пациентов были в возрасте 40 лет и старше, тогда как среди умерших естественной смертью таковых было только 38%. Это позволяет предполагать наличие относительного риска применения эвтаназии или ассистируемого суицида.
Возможным объяснением большей частоты MDEL в этой когорте следует считать осведомленность пациентов о течении СПИДа и неэффективности современных методов его лечения.
Приведенные выше факты говорят о готовности ряда врачей оказать содействие в ускорении наступления смерти и готовности некоторых категорий больных принять предложение врача об эвтаназии, что должно заставить общество серьезно задуматься о реальной угрозе того, что в скором будущем оно рискует обратиться к моральной модели, описываемой Ф. Ницше: «…Больной – паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить…».
Аборты, ЭКО и контрацепция.
Отношение к проблеме медицинского аборта неоднозначно со времен античности до наших дней. В «Клятве» Гиппократа (V в. до н.э.) четко сформулировано: «…Я не вручу никакой женщине абортивного пессария…». Напротив, Аристотель в «Политике» пишет, что если «…должен родится ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде, чем у зародыша появится чувствительность к жизни…». В «Клятве российского врача» и «Этическом кодексе российского врача», принятых на 4-й конференции Ассоциации врачей России в 1994г. отношение к искусственному прерыванию беременности никак не отражено.
Следует также отметить и юридический аспект данной проблемы. Сама операция искусственного прерывания беременности прошла путь от полного запрещения под страхом смертной казни до полной легализации в наши дни, как права женщины распоряжаться функцией собственного тела.
Революционным достижениями XX века является возможность контрацепции и искусственного оплодотворения. Контрацепция длительное время отвергалась христианством, которое признавало единственной формой предупреждения зачатия воздержание в браке. Это сформировало воззрения врачей, продержавшиеся до начала ХХ века, и только в конце нашего столетия врачебным сословием была принята официальная политика медицинской помощи по контрацепции. ЭКО была неоднозначно встречено духовенством, так как данная процедура, с одной стороны, вмешивается в сам процесс зарождения жизни, а с другой – все-таки позволяет иметь желанного ребенка в бесплодном браке. Нельзя не отметить, что христианские ученые даже самых либеральных взглядов признают только оплодотворение спермой мужа, так как, по их мнению, донорство в подобной ситуации угрожает разрушить сам институт семьи, освященный Богом.
Аборт и ЭКО тесно связаны со статусом эмбриона, со сроком, с которого следует считать его живым существом. В первом случае уничтожается всякий эмбрион, во втором уничтожаются «эмбрионы-дублеры».
С точки зрения католицизма со времен Ф. Аквинского «одушевление» происходит на 40-й после зачатия у мужчин и на 80-й день - у женщин. Врачи длительное время считали плод живым со времени его первого шевеления, регистрации сердцебиения. Несколько в стороне стоит вопрос жизнеспособности (способности выжить вне организма матери), связанный с формированием легочной системы (не ранее 20 недель от зачатия).
С точки зрения современной биологии и эмбриологии человек как биологический индивидуум формируется сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов.
Таким образом, врач должен решить для себя вопрос «когда считать эмбрион человеком?», что бы произвести аборт или уничтожение «запасного» эмбриона, не нарушив заповеди «не убий».
Терапия фетальными тканями
Терапия фетальными тканями представляет собой введение в лечебных целях тканей, взятых от плода, извлеченного в результате операции прерывания беременности на поздних сроках (аборты по социальным и медицинским показаниям). Вопрос об этичности подобных процедур следует рассматривать в контексте допустимости абортов вообще.
Таковы лишь некоторые примеры проблемы медицинской этики и деонтологии и их не всегда бесспорного, а нередко архисложного, решения. Для облегчения положения издавна составляются сводки правил поведения медиков, кодексы по медицинской этике и деонтологии. Следование им считается обязательным для врачей, других медиков и их корпораций. По существу уже «Клятва Гиппократа» может считаться сводом правил поведения врача, т. е. своего рода кодексом по медицинской этике и деонтологии и такие «клятвы», обещания и т. д. применялись в разных странах, как мы отмечали, давно. Со времени создания ООН и принятия Всеобщей декларации о правах человека (1948) стали более активно и системно разрабатываться международные медицинские этические кодексы. Среди них Женевская декларация (1948), Десять нюрнбергских правил (1947), Хельсинско-Токийская декларация (1964, 1975) и ряд последующих дополнений, пересмотров этих и других документов. Своего рода роль координатора такого рода кодексов взяла на себя Международная (Всемирная) медицинская ассоциация. Она со своей стороны предложила одобренный ею на III Генеральной ассамблее (Лондон, 1949) текст Международного кодекса медицинской этики, включивший в себя ряд положений Женевской декларации и др. В Женевской декларации, например, говорится, что врач торжественно обещает «посвятить свою жизнь служению человечеству», он не позволит «чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение долга»,(2,стр.23) «даже под угрозой» он не использует свои знания в области медицины «в противовес законов человечности». В Международном кодексе осуждается самореклама, завышение платы за медицинские услуги.
Международный кодекс стал своего рода эталоном для последующих национальных кодексов, в том числе кодекса самой большой корпоративной организации США - Американской медицинской ассоциации (АМА), Индийской медицинской ассоциации, медицинских этических кодексов Англии, Германии, Франции и др. Вполне понятно, что основное внимание в кодексах посвящено регулированию отношений врачей и пациентов с позиций этических проблем частной практики, условий оплаты за лечение, поведения врача в условиях господства частнопредпринимательских принципов, хотя многие положения такого рода кодексов содержат гуманные и заслуживающие внимания, прежде всего с профессиональной точки зрения, положения и требования. Так, в кодексе Индийской медицинской ассоциации осуждается, не допускается самореклама врачей через органы общественной информации, запрещается продажа лекарств собственного изготовления, не рекомендуются большие (более 60 х 90 см) вывески с указанием имени врача и его заслуг; запрещается публикация профессиональных сведений в общей печати, подборок хвалебных заметок и благодарственных писем больных; признается дурным тоном обсуждать недостатки и несовершенство медицинских служб в непрофессиональной среде и т. Д. Целый набор медико-деонтологических правил содержит Кодекс АМА - «Принципы медицинской этики», начиная с раздела I, в котором говорится: «Основной целью медицинской профессии является служение человечеству при полном уважении достоинства человека. Врач обязан заслужить доверие больных заинтересованностью в их излечении, преданностью им и использованием в каждом конкретном случае всех зависящих от него мер»(2,стр.43) Но и здесь большое внимание отводится правилам регулирования отношений врача и пациента в связи с вознаграждением труда медиков и защитой корпоративных интересов членов АМА.
3.Создание биоэтических комитетов.
Начиная с 60-х годов, гуманистические проблемы медицины неоднократно становились предметом обсуждения на крупнейших международных форумах. В качестве примеров укажем ниже на некоторые международные события этого ряда. Когда в 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН пришла к решению провести исследование некоторых проблем, касающихся прав человека, в обращении к Генеральному секретарю ООН в § 1 пункта «б» была указана проблема:
«Защита прав человеческой личности и ее физической и интеллектуальной целостности в свете достижений биологии и медицины». В 1975 г. Исполкому ВОЗ было представлено исследование: «Проблемы здравоохранения и права человека». Много внимания уделяет вопросам этического контроля медико-биологических исследований с участием человека Совет международных медицинских научных организаций (СММНО), созданный по инициативе ЮНЕСКО и ВОЗ. Это — федерация неправительственных организаций, занимающихся развитием медицинской науки. Важной формой деятельности СММНО является организация Конференций за круглым столом, посвященных актуальным проблемам современной медицины. «В 1976 г. СММНО назначил постоянный Консультативный комитет по биоэтике. В этот комитет входят некоторые члены Глобального консультативного комитета ВОЗ по медицинским исследованиям». По инициативе и при поддержке ВОЗ Совет международных медицинских организаций провел в 1978 г. Конференцию за круглым столом по проблемам охраны прав человека в связи с медицинскими экспериментами. В 1981 г. Исполнительным комитетом СММНО и 15-й Конференцией круглого стола СММНО был утвержден Проект международных рекомендаций для проведения медико-биологических исследований с участием людей. Причем, многие международные документы, посвященные этике медицинских экспериментов на человеке, вновь и вновь обращаются к оправданию проведения таких экспериментов.
Позиция подлинного гуманизма противоречива в истинно диалектическом смысле. Медико-биологические исследования на людях допустимы при условии соблюдения принципов и норм медицинской этики. Во-первых, этический контроль отвечает интересам лиц, являющихся объектом изучения, если такого контроля нет, то ученых могут обвинить в высокомерном пренебрежении правами человека. Во-вторых, этический контроль обеспечивает охрану интересов научных работников, ибо любой работник, ведущий такое исследование без контроля со стороны своих коллег, должен быть готов выслушать обвинения, которых можно избежать при условии предварительного получения санкции на осуществление исследования. В-третьих, как считают заместитель Генерального директора ВОЗ и президент СММНО, этический контроль отвечает интересам учреждения, финансирующего клинические исследования, например, таких организаций, как ВОЗ и ООН. В-четвертых, этический контроль имеет важное значение для охраны интересов страны. Участники Конференции за круглым столом, проведенной СММНО в 1998 г., о которой упоминалось выше, подчеркивали, что при планировании и проведении в жизнь исследовательских проектов в развивающихся странах должны учитываться социальные и культурные факторы, а в любых исследованиях, проводимых иностранными учреждениями, должны принимать участие местные кадры.
В зарубежной литературе создание комитетов по биоэтике предусмотренное Хельсинкско-Токийскои декларацией, нередко характеризуется как «важнейшее
нововведение», как создание действенного механизма этического контроля проводимых медико-биологических исследований на людях. Это Центральный Комитет, создаваемый на правительственном уровне.
Вопросы, о которых говорилось выше, являющиеся в настоящее время актуальным и требующий своего разрешения в практической плоскости - это повсеместное создание Комитетов по этике на местном уровне.Нельзя не учитывать накопленный мировой опыт, но делать это надо применительно к своеобразию своей страны. Законодательно лишь о возможности создания "Комитетов (комиссий) по этики в области охраны здоровья граждан", тогда как вопросы организации, функционирования и общественной востребованности в настоящее время должно явиться заботой общественных и
профессиональных организации. В связи с этим необходимо решение следующих вопросов:
- разработка всех регламентирующих документов деятельности этических комитетов на всех уровнях;
- широкий обмен опытом по их созданию и деятельности:
- широкая пропаганда их деятельности в литературе и в средствах массовой информации;
- принятие Обращения Национального комитета по биоэтике РАН, РАМН к научным изданиям с просьбой при опубликовании материалов обращать внимание на заключение этических комитетов
разработка и распространение методических рекомендий научных работников- соискателей на рекомендацию этического комитета;
- разработка Положения и других законопроекта деятельности Комитетов по этике научных исследований, совместная работа с комитетами Государственной Думы по их принятию.
Третье – вопросы широкой пропаганды среди граждан правовых, этически медицинских знаний. Только при этом условии будет реализовываться основополагающий принцип автономии личности, правило информированного согласия, что в свою очередь будет действии способствовать выработке решений для множества актуальных проблем. При этом кажутся важными такие моменты:
· при принятии решений не меньшую, а порой и решающую роль, играют не только законодательные акты, но и внутренние убеждения людей;
· обсуждение проблемы не должно замыкаться в научной сфере, а должно быть вынесено на суд общественности;
· при распространении знаний необходимо использовать самые новейшие технологии;
· чем более будут распространены биоэтические знания, тем более они будут способствовать формированию общественного мнения;
Большее информирование будет способствовать уменьшению правового нигилизма, который, к сожалению, свойственен нашему обществу.(4,стр.54).
Федеральный комитет по биоэтике и его территориальные подразделения призваны также бдеть за деятельностью медиков и соблюдением ими профессиональных стандартов - Министерства здравоохранения и органов лицензирования и сертификации и других для этого, надо думать, недостаточно.
Вывод очевиден: Федеральный комитет по биоэтике становится не только квазисудебным органом, но и рупором текущих политических предпочтений, жупелом для медицинской науки и практики и... произвольным ограничителем прав и свобод.
Список литературы
1. Силуянова И. В., Современная медицина и православие.- М., Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», 1998г.
2 . Медицинская этика и деонтология. -М.,1983
3.Деонтология в медицине.- М.,1988
4.Медицина и право.- М.,1999
Страницы: 1, 2, 3