Рефераты. Антропологические аспекты подросткового алкоголизма

Профессиональные планы имеют тенденции, во многом отражающие современное состояние общества (бизнес, предпринимательство, охрана, рэкет; у девочек – фотомодель, манекенщица и т.д.) с той лишь разницей, что у их ровесников-школьников значительно выше рейтинг профессии, связанной с необходимостью приобретения высшего образования[11].

Наличие тенденций, характерных для молодежной среды сегодняшнего дня, в некоторой степени облегчает задачу педагогов и медицинских работников, осуществляющих воспитательное воздействие, так как цель, задачи и методы, содержание и организация его, остаются общими как для школьников, учащихся ПТУ, так и для этих детей. Однако качественные и количественные характеристики потребления психоактивных веществ подростками обследованной группы диктуют необходимость значительного усиления антиалкогольного гигиенического воспитания. Особое значение для них имеет личностный подход и работа с каждым подростком как в составе группы, так и индивидуально Необходимо постоянное наблюдение подросткового врача-нарколога с целью оптимизации профилактической, а в случае необходимости и лечебной работы.

Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный воз раст, разные учебные заведения, группы "риска" и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных программ гигиенического обучения и воспитания молодежи. Причем термин "программы" необходимо применять в широком смысле, так как о” предусматривает содержание и форму подачи информации, способы и средства познавательной деятельности, методы воздействия на мотивы поведения, т.е. все многообразие целенаправленного воздействия на человека, которое повлекло бы за собой изменен” отношения и, соответственно, изменение навыков и привычек поведения.

"Дифференцированность" профилактических программ следует рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, это разработка программ двух типов для непосредственных объектов вое питательного воздействия – для детей и подростков и для осуществляющих эти воздействия -родителей, педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения и т.д.

Другой аспект дифференцирования программ определяется возрастной динамикой спецификой учебного заведения, характером социализации личности, изменениями ценностных ориентации.

В структуре жизненных ценностей подростков категория "здоровье" занимает перво место. Это дает основание считать, что молодежная аудитория готова к восприятию соответствующей молодежной информации в рамках антиалкогольного воспитания, осуществлять которое можно только через общую систему воспитания, не выделяя его из этой системы как автономное, отдельное, изолированное, независимое, а рассматривая его как составную часть воспитания навыков здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью.

Любая профилактическая программа должна начинаться с оптимизации "уклада жизни подростка, прежде всего с нормализации условий обучения, труда и быта, оздоровления внутрисемейных отношений, налаживания полноценного питания, организации медицинского обслуживания, в соответствии со все возрастающими требованиями окружающей среды.

При этом всегда надо помнить, что легче предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем и подача медицинских знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны быть четко согласованы с задачами профилактических программ по другим проблемам охраны здоровья и соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи.

 

Глава III. Эмпирическое исследование отношения подростков к алкоголю


Исследования проводились нами в педагогическом колледже № 1 г. Владивостока.

Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом – с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей.

Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам.

Критерии: частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.

Методы исследования.

1. Тест «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в устной форме).

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов. (см. приложение)

По результатам теста можно сделать следующий вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам:

- 5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя;

- 15% употребляют спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;

- 20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых дозах это здоровью совершенно не вредит.

- 60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей.


Тест

«Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи»


Материал: перечень вопросов на листе бумаги.

Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14 вопросов (см. приложение)

По результатам теста:

20% юношей положительно относятся к спиртным напиткам;

35% юношей относятся к ним отрицательно;

15% девушек положительно относятся к спиртным напиткам;

30% девушек относятся к ним отрицательно.



Анкета

«Что значит алкоголь для подростка»


Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов. (см. приложение)

По результатам анкетирования мы распределили обследуемых подростков на следующие группы:

К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков;

ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки;

3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление спиртных напитков;

в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет спиртных напитков.


 

Заключение

Проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Алкогольная ситуация в России является крайне напряженной. Наблюдается накопление больных с наиболее тяжелыми формами алкоголизма, рост числа больных алкогольными психозами, осложненность течения алкоголизма тяжелыми соматическими расстройствами. Наряду с этим отмечается сокращение существующей системы наркологической службы, что создает дополнительные трудности в оказании медицинской помощи больным алкоголизмом. Нарастание "алкогольных проблем" в населении позволяет прогнозировать обострение не только медицинских, но и социальных последствий алкоголизма: рост числа женщин, больных алкоголизмом, изменения внутрисемейных отношений и вовлечение детей и подростков в процессе приобщения к потреблению алкоголя.

2. Алкоголизм в настоящее время приобрел характер "семейной болезни", что создает необходимость вовлечения всей семьи в лечебный процесс на основе объединения опыта и усилий самых различных служб, имеющих отношение к социальной и медицинской помощи.

Обществу необходимо осознать и принять концепцию алкоголизма как семейной болезни, что позволит постепенно, на основе изменения общественного мнения, преодолевать проблемы, связанные с потреблением алкоголя.

3. Прямым следствием "семейной отягощенности алкоголизмом" и алкоголизма женщин является также и непосредственное приобщение детей и подростков к употреблению алкоголя. Официальные статистические данные свидетельствуют о резком ухудшении алкогольной ситуации в подростковой среде: число подростков, больных алкоголизмом, за последние 3 года возросло с 10,6 до 16,9 на 100 тыс.населения в возрасте 15-17 лет. Число подростков с впервые в жизни установленным диагнозом в 1995 г. существенно превысило уровень 1984 г. Свидетельством раннего развития алкоголизма является увеличение случаев алкогольных психозов у подростков, что ранее регистрировалось крайне редко.

4. Представленный материал свидетельствует о крайне неблагоприятной ситуации, которая сложилась в молодежной среде. Повсеместно отмечается постоянный рост уровня потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ. Изменения касаются всех частотно-количественных характеристик потребления. Нарастание размеров потребления сопровождается снижением возраста приобщения. Исследования мотивов потребления, ценностных ориентации, форм проведения досуга и других социо-демографических параметров показывает четкую связь их с изменившимися условиями жизни общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса. При составлении профилактических программ следует учитывать, что подавляющее большинство подростков обоего пола, независимо от их отношения к алкогольным напиткам, первостепенное значение придают собственному здоровью. Они фактически готовы к восприятию воспитательного воздействия, с целью формирования навыков здорового образа жизни. Существование дифференцированных групп подростков и молодежи диктует необходимость разработки дифференцированных программ гигиенического обучения и воспитания.

 

Библиографический список

1.     Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995.

2.     Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3.     Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988.

4.     Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999.

5.     Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992.

6.     Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996.

7.     Выготский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М.: Тексты, 1989.

8.     Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.

9.     Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998.

10. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989.

11. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. М.: Педагогика, 1984.

12. Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999.

14. Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М., 1987.

15. Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского наркотизма. – М.: Инка-Пресс, 2000.

16. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.

17. Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Сов. педагогика. – 1990. – № 5.

18. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр «Владос», 1996.

19. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

20. Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999.

21. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

22. Смирнова Е. // Семья и школа. – 1987. – № 12.

23. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

24. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. .

25. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.

26. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. .

27. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.

28. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3.

29. Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. – М.: Знание, 1984. – № 12.

30. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

31. Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Логос, 1997.

32. Шершнева А. И. Безопасность человека. – М., 1994.

33. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999.

34. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.


















Приложение


1.Тест

1. Мое желание выпить зависит от настроения:

а) редко

б) иногда

в) всегда

2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:

а) да

б) нет

в) свой вариант

3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет:

а) иногда

б) всегда

в) свой вариант

4. Я люблю выпить в веселой компании:

а) да

б) нет

в) иногда

5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение:

а) да

б) нет

в) свой вариант

6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения

а) да

б) нет

в) не всегда

7. К спиртному я испытываю отвращение:

а) да

б) нет

в) свой вариант

8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги:

а) да

б) нет

в) иногда

9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии:

а) да

б) нет

в) иногда

10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам:

а) да

б) нет

в) свой вариант

11. Спиртные напитки меня пугают:

а) да

б) нет

в) иногда

12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир:

а) да

б) нет

в) иногда

13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию:

а) да

б) нет

в) иногда





2 Тест

1.                 Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания?

2.                 Алкоголь для вас – средство занять свободное время?

3.                 Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

4.                 Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

5.                 Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления алкоголя?

6.                 Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

7.                 Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?

8.                 Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?

9.                 Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая.

10.             Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

11.             Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе или на работе из-за употребления алкоголя?

12.             Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения?

13.             Забывали ли вы часть минувшего вечера после выписки?

14.             Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние?








3.Анкета

1 Фамилия, имя.

2 Класс.

3 Ходите ли вы на дискотеку?

4 Спиртное – это…

5 Вы его употребляете:

а) да; б) нет; в) иногда

6        Во сколько лет вы попробовали спиртные напитки?

7        Для чего вы их употребляете:

а) поднять настроение;

б) таким образом утверждаю свое я;

в) потому что это делают все мои друзья.

8        Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?

а) пиво;

б) вино;

в) коктейль;

г) свой вариант.

9        Как вы выбираете спиртные напитки?

а) по градусам;

б) по вкусу;

в) мне все равно, что употреблять;

г) свой вариант.

10   Часто ли вы употребляете спиртные напитки?

а) да

б) нет

в) иногда

г) свой вариант

11   Где это обычно происходит?

а) дома

б) на дискотеке

в) в кругу друзей

г) свой вариант

12    вас дома принято употреблять спиртные напитки?

а) да

б) нет

в) иногда

13   Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные напитки?

а) да (почему?)

б) нет (почему?)

14   Как вы думаете, что такое алкоголизм?

15   Ваше отношение к нему?

а) положительное

б) отрицательное

в) безразличное

г) свой вариант





[1] Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 73.

[2] Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. С. 27.

[3] Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 20.

[4] Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М., 1987. С. 93.

[5] Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. С. 72.

[6] Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. С. 62.

[7] Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990. С. 31.

[8] Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 20.


[9] Шершнева А. И. Безопасность человека. – М., 1994. С. 39.

[10] Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 125.

[11] Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. С. 215.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.