Рефераты. Анализ современного состояния туризма в Красноярском крае

В декабре 2006 года был открыт фан-парк «Бобровый Лог» (14 горнолыжных трасс, оборудованных в соответствии с самими высокими требованиям к горнолыжным курортам), который явился результатом совместной работы администрации края, администрации города Красноярска и генерального инвестора проекта ОАО «ГМК «Норильский никель» в рамках государственно-частного партнерства.

По данным «Центра стратегических разработок «Северо-Запад» туристский потенциал края представлен на рис. 2, 3.

Рисунок 2 - Популярность направлений туризма (по видам)



Рисунок 3 - Структура въездного и внутреннего туристского потока


Государственное регулирование регионального туризма осуществляет Министерство по туризму Красноярского края. Работают три общественных объединения: Красноярское отделение РСТ, Ассоциация туристских организаций Красноярского края (АСТОК), Красноярская краевая федерация спортивного туризма.

Туристическая отрасль и санаторно-курортный комплекс края имеют как социальное, так и экономическое значение, и рассчитывать на решение всех вопросов, связанных с их содержанием и развитием, только за счет рыночных механизмов недостаточно. Необходима и поддержка как государства в целом, так и администрации края. Известно, что поступления в бюджеты разных уровней от одного иностранного туриста составляют полторы тысячи долларов. Вклад иностранных туристов в бюджет края, по данным департамента туризма, может составить 57 миллионов долларов от одного миллиона туристов в год. При осуществлении рекламы и продвижения туристического потенциала края в СМИ и на международных выставках можно рассчитывать на значительные поступления в краевой бюджет от сферы туризма.

За последние годы проведены встречи делегации администрации края с представительствами Италии, Великобритании, Швейцарии, а также крупнейших туроператорских фирм. Достигнуты договоренности с представительствами Санкт-Петербурга и Москвы о разработке совместных турпродуктов, что позволит включить Красноярский край в столичные маршруты, пользующиеся у иностранцев популярностью. Переговоры с Италией выльются в обмен чартерными программами. С британским и московским туроператорами, реализующими туры по Транссибирской магистрали, есть соглашения о включении в их маршруты и знакомства с достопримечательностями нашего края.

Все это будет способствовать развитию инфраструктуры туризма, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций в краевой бюджет. Судите сами, туристическое обслуживание включает услуги по предоставлению транспорта, экскурсионных программ, медицинской помощи, оформлению виз, размещению и проживанию, питанию, обязательное страхование в период туристической поездки, а также обслуживание гидами-переводчиками и сопровождающими.

Следовательно, использование туристского потенциала в комплексе с развитием смежных отраслей, стимулирование инвестиционной активности, обеспечит стабильный рост занятости, увеличения доходной части бюджета края.

Наряду с положительными тенденциями, выполнение стратегических задач по развитию туристской инфраструктуры затрудняется наличием определённых факторов и нерешённых проблем, вот основные из них:

-  недостаточно развитая инфраструктура туризма;

-       износ материальной базы существующих туристских объектов;

-       отсутствие инвестиционной программы;

-       высокая стоимость транспортных услуг и низкий сервис туристского обслуживания;

-       недостаточное финансирование по разработке и продвижению туристского продукта;

-       недостаток в высококвалифицированных туристских кадрах.

Кроме того, экономический кризис, охвативший весь мир, коснулся и нас. На туристическом рынке Красноярского края наблюдается снижение спроса. Если в 2007, например, в Тайланд чартер летал раз в неделю, теперь - раз в 12 дней. Общая тенденция очевидна - пока поток клиентов на массовый отдых остановился. Спад продаж коснулся в основном низкобюджетных туров. Люди с высоким достатком в отдыхе себя по-прежнему не ограничивают. Это, в первую очередь, Мексика, Мальдивы и различные круизы. В тоже время, маршруты внутреннего направления: санатории края, базы отдыха, новогодние празднования за городом, неизменно пользуются спросом как. Уже сейчас на новогодние и праздничные дни все базы уже заняты, мест нигде нет, так как бронировать их начали еще в сентябре. Также не осталось билетов на рейсы в Китай и Тайланд в праздничные дни.

Таким образом, из сказанного следует:

-  развитие туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры Красноярского края;

-       интенсивный рост спроса на услуги в сфере туризма делает эту область привлекательной для предпринимательской деятельности. В связи с этим увеличивается количество и сложность проблем, которые фирмам необходимо правильно и своевременно решать для достижения поставленных целей.

Красноярский край имеет хорошие перспективы для развития туристского бизнеса, строительства баз отдыха, реконструкции оздоровительных учреждений и курортов, возведения деловых центров. Проведение грамотной целенаправленной политики в этой сфере позволит создать современный и конкурентоспособный туристский комплекс, являющийся доходной отраслью экономики края.

2. Современное состояние и перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края


По заказу администрации Красноярского края специалистами Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (С. Петербург) подготовлена маркетинговая справка по оценке туристского потенциала юга края. В данном документе отражены основные тенденции и возможные сценарии развития туристского комплекса юга края, выделены приоритетные виды туризма, дана прогнозная оценка туристских потоков и необходимых инфраструктурных проектов (рис.3).

2.1 Туристический потенциал южных районов Красноярского края


Южная агломерация Красноярского края включает в себя:

-    Минусинский район и г .Минусинск.

-       Шушенский район и п .г.т.Шушенское.

-       Ермаковский район.

-       Каратузский район.

-       Курагинский район.

-       Краснотуранский район.

-       Идринский район.

Центром Южной агломерации является Минусинская рекреационная зона.

Юг Красноярья обладает разнообразными туристическими ресурсами (приложение 1).

1) Туристско-рекреационные ресурсы включают в себя:

-    Реки, озера, пещеры, водопады, горные образования, Красноярское водохранилище.

-       Благоприятные климатические условия.

-       Национальные и природные парки, биологические заказники, охотничьи хозяйства.

2) Культурно-исторические ресурсы включают:

-    Древняя история и кочевые цивилизации.

-       Присоединение Сибири к России и русская этнография.

-       Классическая культура ХIII-ХIХ веков.

-       Октябрьская революция и Гражданская война.

3) Лечебно-оздоровительные ресурсы включают:

-    Лечебные илы и грязи озера Тагарское.

-       Минеральные воды.

-       Микроклимат Минусинской котловины.

-       Воздух соснового бора.

Как видим, южные районы Красноярского края обладают потенциалом для развития туризма, однако в рамках социально-экономического развития территории края туристический потенциал используется не в полной мере.

В 2007 году турпоток в южные районы Красноярья составил 475 тыс.чел. (порядка трети всех туристов края), что свидетельствует о высоком интересе к данной территории (рис.4).


Рисунок 4 - Характеристика туристского потока


Доля туризма в ВРП Красноярского края составляет 0,7% с учетом мультипликативного эффекта (для сравнения: доля туризма в ВРП соседних регионов, обладающих значительными туристическими ресурсами - в Иркутской области - 1,5%, в Республике Алтай -2 % ) .

Масштабные программы по развитию туризма на территории юга Красноярья не проводились. Развитие туризма на юге Красноярского края находится на начальном этапе.

Можно выделить ключевые проблемы туротрасли юга Красноярья: сезонность, неразвитость инженерных инфраструктур, низкий класс средств размещения, отсутствие комплекса дополнительных услуг.

2.2 Перспективы развития туризма на территории: сценарный подход


На основе имеющихся ресурсов возможны различные варианты развития туристической отрасли региона в долгосрочной перспективе: инерционное развитие туриндустрии и активное развитие туриндустрии.

1) Инерционный сценарий развития туротрасли включает:

-  периферийное положение туркотрасли юга Красноярья относительно других регионов СФО и России

-       Экстенсивное развитие существующих видов туризма на той же ресурсной базе.

-       Сохранение жесткой сезонности

-       Фрагментированный рынок, мелкие игроки турбизнеса

При этом могут быть следующие риски:

-  Сохранение периферийного положения в условиях жесткой конкуренции с сильными проектами соседних регионов.

-       Отток туристов на территории с более развитой инфраструктурой.

-       Выбытие рекреационных ресурсов из-за несбалансированного природопользования.

Таким образом, позиционирование Юга Красноярья на туристическом рынке требует принятия стратегических решений и реализации комплекса мер.

2) Активный сценарий предполагает стратегический выбор варианта (рис.5):

1. Приоритетные направления туризма.

2. Масштаб позиционирования.


Рисунок 5 - Сценарии активного развития


Последовательное движение от регионального сценария к макрорегиональному НЕВОЗМОЖНО, так как используются одни и те же ресурсы:

-  земельные участки с лучшими характеристиками,

-       инженерная инфраструктура,

-       человеческий капитал.

Риски:

-  Высоки риски задержки инвестиционной волны.

-       Низкое качество инвестиций может существенно ухудшить ресурсы.

-       Проекты, не соответствующие уровню рынка, «соберут сливки» человеческого капитала.

-       Риск поглощений.

Далее приводятся основные прогнозные показатели турпотоков и количественный состав необходимой инфраструктуры (табл.3, рис.6).

Таблица 3 - Возможности и угрозы


Рисунок 6 - Прогноз туристического потока


Таким образом, макрорегиональный сценарий является предпочтительным, т.к. обеспечивает наибольший социально-экономический эффект для территории юга Красноярья.

На базе качественной и количественной оценки приоритетными туристическими направлениями для юга Красноярья станут: горнолыжный туризм, культурный туризм, активный туризм, рекреационный туризм (табл.4, рис.7).

Таблица 4 - Выбор приоритетных направлений

Рисунок 7 - Прогнозный туристический поток по сегментам

2.3 Приоритетные направления и проекты развития


Территория, развивающая туризм, должна последовательно пройти каждый из трех этапов становления (табл.5), для реализации которого необходима разработка комплекса мер.

Таблица 5 - Характеристика этапов развития


I этап

II этап

III этап

Качество турпредложений

Реконструкция и новое строительство средств размещения 3* и выше

Приход международных отдельных сетей

Разнообразие средств размещения

Основные туроператоры

Единичные туроператоры

Пакетные предложения

Межрегиональные про-граммы, полный спектр турпредложений и услуг

Базовый процесс

Местные турокомпании

Региональные и федеральные туроператоры

Федеральные и глобальные туроператоры


Целевой сценарий реализуется в несколько этапов, предполагающих преимущественное использование определенных типов ресурсов (рис.8):


Рисунок 8 - Этапы реализации сценария

I этап реализации целевого сценария.

Туристическая инфраструктура:

-  Модернизация существующих объектов.

-       Строительство новых объектов.

Требования к объектам инфраструктуры:

1. Соответствие международным стандартам.

2. Разнообразие: по типам, по ценовой категории, по набору допуслуг.

Транспортная инфраструктура:

Авиатранспорт:

-  Создание в Красноярске авиахаба.

-       Развитие авиасообщения с Шушенским.

-       Развитие малой авиации.

Железнодорожный транспорт: строительство ж/д ветки Красноярск-Кызыл.

Автомобильный транспорт: прокладка дополнительных автодорог, обеспечивающих доступность турресурсов и эффективную связь с Красноярском и другими региональными центрами.

Институциональная среда:

1. Межрегиональное соглашение о совместном развитии туризма с Республиками Хакасия и Тыва.

2. Создание межрегионального координационного органа.

3. Создание профессиональных объединений участников турбизнеса.

4. Сертификация объектов инфраструктуры и услуг.

Маркетинг территории:

1. Создание бренда территории.

2. Принятие плана маркетинга (ежегодная разработка и корректировка): маркетинг бренда, маркетинг достопримечательностей, маркетинг событий, маркетинг инфраструктуры.

3. Создание Агентства по маркетингу территории.

4. Поддержание коммуникации на рынке: информирование о туристических возможностях территории, возможность бронирования о оплаты услуг.

Таким образом, в среднесрочной перспективе туристический поток на территорию юга Красноярья вырастет в 2 раза, а в долгосрочной - более чем в 6 раз (рис. 9).

Рисунок 9 - Прогнозный туристический поток по сегментам


Сегменты туристического рынка юга Красноярского края будут развиваться неодинаково, поэтому различные направления туризма требуют строительства разных типов инфраструктуры: средств размещения и дополнительных объектов.

Согласно прогнозу турпотока и требований к размещению, в регионе необходимо строительство следующих видов средств размещения (табл. 6).


Таблица 6 - Средства размещения


Кроме того, необходима достройка новых объектов транспортной инфраструктуры, что наглядно отображено на рис.10.


Рисунок 10 - Транспортная инфраструктура


II этап реализации целевого сценария предполагает изменение качества турпредложения, повышение которого возможно за счет работы в следующих направлениях: обеспечение инфраструктурой, повышение уровня сервиса, обеспечение разнообразия турпредложения (табл. 7).


Таблица 7 - Анализ обеспеченности инфраструктуры

Разнообразие турпредложения.

Организация дополнительных развлечений:

- культурный туризм: организация новых точек туристического интереса, образовательный туризм, игровой туризм.

- активный туризм: парапланинг, велотуризм, элитные виды туризма (любительская и спортивная охота).

Вывод на рынок новых туристических направлений и турпродуктов: круизный туризм, событийный туризм, деловой туризм,промышленный туризм.

Дополнительный услуги:

-       для туристов: организация досугово-развлекательной части, наличие специально оборудованных зон, аренда необходимого снаряжения, бытовые сервисы.

-       для участников турбизнеса: бизнес-консалтинг, кредитно-банковская система, проектно-конструкторские услуги, торговля и снабжение.

Формирование туристического кластера представлено в приложении 2.

III этап реализации целевого сценария - культурная политика.

Цель культурной политики - коммерциализация историко-культурного потенциала, человеческого капитала, природной среды, современной творческой деятельности.


Рисунок 11 - Культурная политика

Важнейший элемент реализации макрорегионального сценария - выстраивание взаимодействия с соседними субъектами РФ для формирования Алтае-Саянского туристического региона.


Рисунок 12 - Комплексное развитие туристического потенциала


Таким образом, для обеспечения инфраструктурных потребностей растущего туристического потока юга Красноярского края необходимы инвестиции порядка 10,7 млрд руб. В результате поэтапного создания инфраструктуры будет создано 32 новых объекта, получено 5362 места размещения, дополнительно будет создано порядка 13,2 тыс. рабочих мест.

Предполагается, что в перспективе подобные исследования пройдут в центральной и северной частях края, что позволит оценить общую потребность края в туристической инфраструктуре.

Заключение


Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

На данный момент развитие туризма в Красноярском крае оставляет желать лучшего, что подтверждается анализом в данной работе.

Однако Красноярский край обладает мощнейшим рекреационным потенциалом, благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей.

Юг Красноярского края - один из перспективных регионов для развития как внутреннего, так и внешнего туризма. Ресурсы данного региона позволяют сделать вывод в пользу возможности организации мощной туристической базы края.

При достаточном развитии инфраструктуры, уровня подготовки профессиональных кадров в туризме юг Красноярского края можно назвать наиболее перспективным регионом для становления и развития туризма.

Список использованных источников

1.     Балабанов И.Т. Экономика туризма. Учебное пособие / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М: Финансы и статистика. 2003. - 176 с.

2.       Горячева Т.К. Взаимодействие Восточно-Сибирского института туризма с районными администрациями по развитию туризма // Сборник докладов и тезисов сообщений международной научно-учебно-практической конференции «Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий». - Томск, 2003. - 180 с.

3.       Горячева Т.К. Рекреационные ресурсы: рекреационная сеть Красноярского края и республики Хакасия (санаторно-курортные учреждения и профилактории центральных и южных районов Красноярского края и республики Хакасия). Выпуск 1. Учебно-методическое пособие / Т.К.Горячева, В.И.Пузакова, И.В.Тропынин. - Красноярск: ВСИТ - филиал РМАТ, 2001. - 236 с.

4.       Квартальнов В.А. Экономика туризма. Менеджмент туризма / В.А.Квартальнов. - М: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

5.       Папирян Г.А. Экономика туризма. Международные экономические отношения / Г.А.Папирян. М.: Финансы и статистика.- 2002. - С.209.

6.       Перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края: Доклад - СПб: Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2008. - 44 с.

7.       Тарасов С.Н. Организация устойчивого жизнеобеспечения населения на особо охраняемых природных территориях / С.Н.Тарасов, А.Р.Григорян. Красноярск: КГУ, 2009. - 112 с.

Приложение 1


Туристические ресурсы юга Красноярского края


Приложение 2


Формирование туристического кластера



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.