В декабре 2006 года был открыт фан-парк «Бобровый Лог» (14 горнолыжных трасс, оборудованных в соответствии с самими высокими требованиям к горнолыжным курортам), который явился результатом совместной работы администрации края, администрации города Красноярска и генерального инвестора проекта ОАО «ГМК «Норильский никель» в рамках государственно-частного партнерства.
По данным «Центра стратегических разработок «Северо-Запад» туристский потенциал края представлен на рис. 2, 3.
Рисунок 2 - Популярность направлений туризма (по видам)
Рисунок 3 - Структура въездного и внутреннего туристского потока
Государственное регулирование регионального туризма осуществляет Министерство по туризму Красноярского края. Работают три общественных объединения: Красноярское отделение РСТ, Ассоциация туристских организаций Красноярского края (АСТОК), Красноярская краевая федерация спортивного туризма.
Туристическая отрасль и санаторно-курортный комплекс края имеют как социальное, так и экономическое значение, и рассчитывать на решение всех вопросов, связанных с их содержанием и развитием, только за счет рыночных механизмов недостаточно. Необходима и поддержка как государства в целом, так и администрации края. Известно, что поступления в бюджеты разных уровней от одного иностранного туриста составляют полторы тысячи долларов. Вклад иностранных туристов в бюджет края, по данным департамента туризма, может составить 57 миллионов долларов от одного миллиона туристов в год. При осуществлении рекламы и продвижения туристического потенциала края в СМИ и на международных выставках можно рассчитывать на значительные поступления в краевой бюджет от сферы туризма.
За последние годы проведены встречи делегации администрации края с представительствами Италии, Великобритании, Швейцарии, а также крупнейших туроператорских фирм. Достигнуты договоренности с представительствами Санкт-Петербурга и Москвы о разработке совместных турпродуктов, что позволит включить Красноярский край в столичные маршруты, пользующиеся у иностранцев популярностью. Переговоры с Италией выльются в обмен чартерными программами. С британским и московским туроператорами, реализующими туры по Транссибирской магистрали, есть соглашения о включении в их маршруты и знакомства с достопримечательностями нашего края.
Все это будет способствовать развитию инфраструктуры туризма, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций в краевой бюджет. Судите сами, туристическое обслуживание включает услуги по предоставлению транспорта, экскурсионных программ, медицинской помощи, оформлению виз, размещению и проживанию, питанию, обязательное страхование в период туристической поездки, а также обслуживание гидами-переводчиками и сопровождающими.
Следовательно, использование туристского потенциала в комплексе с развитием смежных отраслей, стимулирование инвестиционной активности, обеспечит стабильный рост занятости, увеличения доходной части бюджета края.
Наряду с положительными тенденциями, выполнение стратегических задач по развитию туристской инфраструктуры затрудняется наличием определённых факторов и нерешённых проблем, вот основные из них:
- недостаточно развитая инфраструктура туризма;
- износ материальной базы существующих туристских объектов;
- отсутствие инвестиционной программы;
- высокая стоимость транспортных услуг и низкий сервис туристского обслуживания;
- недостаточное финансирование по разработке и продвижению туристского продукта;
- недостаток в высококвалифицированных туристских кадрах.
Кроме того, экономический кризис, охвативший весь мир, коснулся и нас. На туристическом рынке Красноярского края наблюдается снижение спроса. Если в 2007, например, в Тайланд чартер летал раз в неделю, теперь - раз в 12 дней. Общая тенденция очевидна - пока поток клиентов на массовый отдых остановился. Спад продаж коснулся в основном низкобюджетных туров. Люди с высоким достатком в отдыхе себя по-прежнему не ограничивают. Это, в первую очередь, Мексика, Мальдивы и различные круизы. В тоже время, маршруты внутреннего направления: санатории края, базы отдыха, новогодние празднования за городом, неизменно пользуются спросом как. Уже сейчас на новогодние и праздничные дни все базы уже заняты, мест нигде нет, так как бронировать их начали еще в сентябре. Также не осталось билетов на рейсы в Китай и Тайланд в праздничные дни.
Таким образом, из сказанного следует:
- развитие туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры Красноярского края;
- интенсивный рост спроса на услуги в сфере туризма делает эту область привлекательной для предпринимательской деятельности. В связи с этим увеличивается количество и сложность проблем, которые фирмам необходимо правильно и своевременно решать для достижения поставленных целей.
Красноярский край имеет хорошие перспективы для развития туристского бизнеса, строительства баз отдыха, реконструкции оздоровительных учреждений и курортов, возведения деловых центров. Проведение грамотной целенаправленной политики в этой сфере позволит создать современный и конкурентоспособный туристский комплекс, являющийся доходной отраслью экономики края.
2. Современное состояние и перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края
По заказу администрации Красноярского края специалистами Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (С. Петербург) подготовлена маркетинговая справка по оценке туристского потенциала юга края. В данном документе отражены основные тенденции и возможные сценарии развития туристского комплекса юга края, выделены приоритетные виды туризма, дана прогнозная оценка туристских потоков и необходимых инфраструктурных проектов (рис.3).
2.1 Туристический потенциал южных районов Красноярского края
Южная агломерация Красноярского края включает в себя:
- Минусинский район и г .Минусинск.
- Шушенский район и п .г.т.Шушенское.
- Ермаковский район.
- Каратузский район.
- Курагинский район.
- Краснотуранский район.
- Идринский район.
Центром Южной агломерации является Минусинская рекреационная зона.
Юг Красноярья обладает разнообразными туристическими ресурсами (приложение 1).
1) Туристско-рекреационные ресурсы включают в себя:
- Реки, озера, пещеры, водопады, горные образования, Красноярское водохранилище.
- Благоприятные климатические условия.
- Национальные и природные парки, биологические заказники, охотничьи хозяйства.
2) Культурно-исторические ресурсы включают:
- Древняя история и кочевые цивилизации.
- Присоединение Сибири к России и русская этнография.
- Классическая культура ХIII-ХIХ веков.
- Октябрьская революция и Гражданская война.
3) Лечебно-оздоровительные ресурсы включают:
- Лечебные илы и грязи озера Тагарское.
- Минеральные воды.
- Микроклимат Минусинской котловины.
- Воздух соснового бора.
Как видим, южные районы Красноярского края обладают потенциалом для развития туризма, однако в рамках социально-экономического развития территории края туристический потенциал используется не в полной мере.
В 2007 году турпоток в южные районы Красноярья составил 475 тыс.чел. (порядка трети всех туристов края), что свидетельствует о высоком интересе к данной территории (рис.4).
Рисунок 4 - Характеристика туристского потока
Доля туризма в ВРП Красноярского края составляет 0,7% с учетом мультипликативного эффекта (для сравнения: доля туризма в ВРП соседних регионов, обладающих значительными туристическими ресурсами - в Иркутской области - 1,5%, в Республике Алтай -2 % ) .
Масштабные программы по развитию туризма на территории юга Красноярья не проводились. Развитие туризма на юге Красноярского края находится на начальном этапе.
Можно выделить ключевые проблемы туротрасли юга Красноярья: сезонность, неразвитость инженерных инфраструктур, низкий класс средств размещения, отсутствие комплекса дополнительных услуг.
2.2 Перспективы развития туризма на территории: сценарный подход
На основе имеющихся ресурсов возможны различные варианты развития туристической отрасли региона в долгосрочной перспективе: инерционное развитие туриндустрии и активное развитие туриндустрии.
1) Инерционный сценарий развития туротрасли включает:
- периферийное положение туркотрасли юга Красноярья относительно других регионов СФО и России
- Экстенсивное развитие существующих видов туризма на той же ресурсной базе.
- Сохранение жесткой сезонности
- Фрагментированный рынок, мелкие игроки турбизнеса
При этом могут быть следующие риски:
- Сохранение периферийного положения в условиях жесткой конкуренции с сильными проектами соседних регионов.
- Отток туристов на территории с более развитой инфраструктурой.
- Выбытие рекреационных ресурсов из-за несбалансированного природопользования.
Таким образом, позиционирование Юга Красноярья на туристическом рынке требует принятия стратегических решений и реализации комплекса мер.
2) Активный сценарий предполагает стратегический выбор варианта (рис.5):
1. Приоритетные направления туризма.
2. Масштаб позиционирования.
Рисунок 5 - Сценарии активного развития
Последовательное движение от регионального сценария к макрорегиональному НЕВОЗМОЖНО, так как используются одни и те же ресурсы:
- земельные участки с лучшими характеристиками,
- инженерная инфраструктура,
- человеческий капитал.
Риски:
- Высоки риски задержки инвестиционной волны.
- Низкое качество инвестиций может существенно ухудшить ресурсы.
- Проекты, не соответствующие уровню рынка, «соберут сливки» человеческого капитала.
- Риск поглощений.
Далее приводятся основные прогнозные показатели турпотоков и количественный состав необходимой инфраструктуры (табл.3, рис.6).
Таблица 3 - Возможности и угрозы
Рисунок 6 - Прогноз туристического потока
Таким образом, макрорегиональный сценарий является предпочтительным, т.к. обеспечивает наибольший социально-экономический эффект для территории юга Красноярья.
На базе качественной и количественной оценки приоритетными туристическими направлениями для юга Красноярья станут: горнолыжный туризм, культурный туризм, активный туризм, рекреационный туризм (табл.4, рис.7).
Таблица 4 - Выбор приоритетных направлений
Рисунок 7 - Прогнозный туристический поток по сегментам
2.3 Приоритетные направления и проекты развития
Территория, развивающая туризм, должна последовательно пройти каждый из трех этапов становления (табл.5), для реализации которого необходима разработка комплекса мер.
Таблица 5 - Характеристика этапов развития
I этап
II этап
III этап
Качество турпредложений
Реконструкция и новое строительство средств размещения 3* и выше
Приход международных отдельных сетей
Разнообразие средств размещения
Основные туроператоры
Единичные туроператоры
Пакетные предложения
Межрегиональные про-граммы, полный спектр турпредложений и услуг
Базовый процесс
Местные турокомпании
Региональные и федеральные туроператоры
Федеральные и глобальные туроператоры
Целевой сценарий реализуется в несколько этапов, предполагающих преимущественное использование определенных типов ресурсов (рис.8):
Рисунок 8 - Этапы реализации сценария
I этап реализации целевого сценария.
Туристическая инфраструктура:
- Модернизация существующих объектов.
- Строительство новых объектов.
Требования к объектам инфраструктуры:
1. Соответствие международным стандартам.
2. Разнообразие: по типам, по ценовой категории, по набору допуслуг.
Транспортная инфраструктура:
Авиатранспорт:
- Создание в Красноярске авиахаба.
- Развитие авиасообщения с Шушенским.
- Развитие малой авиации.
Железнодорожный транспорт: строительство ж/д ветки Красноярск-Кызыл.
Автомобильный транспорт: прокладка дополнительных автодорог, обеспечивающих доступность турресурсов и эффективную связь с Красноярском и другими региональными центрами.
Институциональная среда:
1. Межрегиональное соглашение о совместном развитии туризма с Республиками Хакасия и Тыва.
2. Создание межрегионального координационного органа.
3. Создание профессиональных объединений участников турбизнеса.
4. Сертификация объектов инфраструктуры и услуг.
Маркетинг территории:
1. Создание бренда территории.
2. Принятие плана маркетинга (ежегодная разработка и корректировка): маркетинг бренда, маркетинг достопримечательностей, маркетинг событий, маркетинг инфраструктуры.
3. Создание Агентства по маркетингу территории.
4. Поддержание коммуникации на рынке: информирование о туристических возможностях территории, возможность бронирования о оплаты услуг.
Таким образом, в среднесрочной перспективе туристический поток на территорию юга Красноярья вырастет в 2 раза, а в долгосрочной - более чем в 6 раз (рис. 9).
Рисунок 9 - Прогнозный туристический поток по сегментам
Сегменты туристического рынка юга Красноярского края будут развиваться неодинаково, поэтому различные направления туризма требуют строительства разных типов инфраструктуры: средств размещения и дополнительных объектов.
Согласно прогнозу турпотока и требований к размещению, в регионе необходимо строительство следующих видов средств размещения (табл. 6).
Таблица 6 - Средства размещения
Кроме того, необходима достройка новых объектов транспортной инфраструктуры, что наглядно отображено на рис.10.
Рисунок 10 - Транспортная инфраструктура
II этап реализации целевого сценария предполагает изменение качества турпредложения, повышение которого возможно за счет работы в следующих направлениях: обеспечение инфраструктурой, повышение уровня сервиса, обеспечение разнообразия турпредложения (табл. 7).
Таблица 7 - Анализ обеспеченности инфраструктуры
Разнообразие турпредложения.
Организация дополнительных развлечений:
- культурный туризм: организация новых точек туристического интереса, образовательный туризм, игровой туризм.
- активный туризм: парапланинг, велотуризм, элитные виды туризма (любительская и спортивная охота).
Вывод на рынок новых туристических направлений и турпродуктов: круизный туризм, событийный туризм, деловой туризм,промышленный туризм.
Дополнительный услуги:
- для туристов: организация досугово-развлекательной части, наличие специально оборудованных зон, аренда необходимого снаряжения, бытовые сервисы.
- для участников турбизнеса: бизнес-консалтинг, кредитно-банковская система, проектно-конструкторские услуги, торговля и снабжение.
Формирование туристического кластера представлено в приложении 2.
III этап реализации целевого сценария - культурная политика.
Цель культурной политики - коммерциализация историко-культурного потенциала, человеческого капитала, природной среды, современной творческой деятельности.
Рисунок 11 - Культурная политика
Важнейший элемент реализации макрорегионального сценария - выстраивание взаимодействия с соседними субъектами РФ для формирования Алтае-Саянского туристического региона.
Рисунок 12 - Комплексное развитие туристического потенциала
Таким образом, для обеспечения инфраструктурных потребностей растущего туристического потока юга Красноярского края необходимы инвестиции порядка 10,7 млрд руб. В результате поэтапного создания инфраструктуры будет создано 32 новых объекта, получено 5362 места размещения, дополнительно будет создано порядка 13,2 тыс. рабочих мест.
Предполагается, что в перспективе подобные исследования пройдут в центральной и северной частях края, что позволит оценить общую потребность края в туристической инфраструктуре.
Заключение
Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).
На данный момент развитие туризма в Красноярском крае оставляет желать лучшего, что подтверждается анализом в данной работе.
Однако Красноярский край обладает мощнейшим рекреационным потенциалом, благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей.
Юг Красноярского края - один из перспективных регионов для развития как внутреннего, так и внешнего туризма. Ресурсы данного региона позволяют сделать вывод в пользу возможности организации мощной туристической базы края.
При достаточном развитии инфраструктуры, уровня подготовки профессиональных кадров в туризме юг Красноярского края можно назвать наиболее перспективным регионом для становления и развития туризма.
Список использованных источников
1. Балабанов И.Т. Экономика туризма. Учебное пособие / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М: Финансы и статистика. 2003. - 176 с.
2. Горячева Т.К. Взаимодействие Восточно-Сибирского института туризма с районными администрациями по развитию туризма // Сборник докладов и тезисов сообщений международной научно-учебно-практической конференции «Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий». - Томск, 2003. - 180 с.
3. Горячева Т.К. Рекреационные ресурсы: рекреационная сеть Красноярского края и республики Хакасия (санаторно-курортные учреждения и профилактории центральных и южных районов Красноярского края и республики Хакасия). Выпуск 1. Учебно-методическое пособие / Т.К.Горячева, В.И.Пузакова, И.В.Тропынин. - Красноярск: ВСИТ - филиал РМАТ, 2001. - 236 с.
4. Квартальнов В.А. Экономика туризма. Менеджмент туризма / В.А.Квартальнов. - М: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
5. Папирян Г.А. Экономика туризма. Международные экономические отношения / Г.А.Папирян. М.: Финансы и статистика.- 2002. - С.209.
6. Перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края: Доклад - СПб: Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2008. - 44 с.
7. Тарасов С.Н. Организация устойчивого жизнеобеспечения населения на особо охраняемых природных территориях / С.Н.Тарасов, А.Р.Григорян. Красноярск: КГУ, 2009. - 112 с.
Приложение 1
Туристические ресурсы юга Красноярского края
Приложение 2
Формирование туристического кластера
Страницы: 1, 2