• Таблетки имплантируемые (таблетки депо, имплантат) - стерильные таблетки с пролонгированным высвобождением, в виде очень маленького диска или цилиндра для имплантации под кожу.
• Таблетки шипучие - непокрытые таблетки, обычно содержащие кислотные вещества и карбонаты или гидрокарбонаты, которые быстро реагируют в воде с выделением двуокиси углерода; они предназначены для растворения или диспергирования лекарственного средства в воде непосредственно перед приемом.
• Таблетки гомеопатические - таблетки пероральные, получаемые прессованием тритураций гомеопатических, масса которых в одной таблетке составляет, как правило, от 0,1 до 0,25 г.
• Таблетки для капель - таблетки для приготовления капель.
• Таблетки для пасты - таблетки для приготовления пасты.
• Таблетки для раствора (таблетки растворимые) - таблетки для приготовления раствора. Указывается конкретный путь введения. Таблетки для приготовления раствора инъекционного должны быть стерильными.
• Таблетки педиатрические - таблетки сладкого вкуса, применяемые в детской практике.
По способу приготовления таблетки подразделяются на два типа: таблетки прессованные и таблетки тритурационные.
Зачастую об уровне аптечного учреждения судят по широте его ассортимента. Многие аптеки стремятся держать как можно больше наименований, что приводит к потерям из-за неравномерного потребительского спроса. Стараясь избежать ошибок планирования закупок, аптеки ведут статистику дефектуры и обращений покупателей, но полученные таким образом данные не всегда точны. В этой статье мы попытаемся представить другие способы получения маркетинговой информации, которая поможет ответить на вопрос: какие товары закупать, и в каком объеме.
Наиболее часто встречающийся, но наименее востребованный резерв улучшения ассортимента - использование маркетинговых данных об ассортиментной структуре регионального рынка, в том числе рейтинги наиболее продаваемых препаратов. Потери, связанные с отсутствием анализа такой информации, порой могут быть весьма значительными. Для ассортиментной структуры любого регионального рынка и, соответственно, потенциального оборота любой аптеки характерна примерно следующая картина: 1/10 продаж приходится на 10-15 позиций ассортимента, 1/3 продаж приходится на ~50 позиций ассортимента, 2/3 продаж приходится на 200-300 позиций ассортимента, 1/3 продаж приходится на остальные позиции ассортимента.
Отчасти недостаточное внимание аптек к анализу структуры рыночного спроса связано с устойчивым дефицитом доступной аналитической информации по регионам. Иначе ситуация складывается только в столицах.
В идеале информацию об ассортиментной структуре вашего локального рынка лучше заказывать с учетом специфики своей аптеки: ее местоположения и характеристик потока покупателей. Правда, следует учитывать, что количество и состав аптек, обследуемых в вашем регионе, не всегда позволят сделать такую выборку представительной. [15]
Одним из важных факторов, которые далеко не всегда учитывают, является влияние на ассортиментную политику местоположения аптеки:
Для аптек с высокой проходимостью/преобладанием “транзитных” посетителей (“транзитных” аптек) обычно целесообразно:
· поддерживать широкий ассортимент (в крупных городах обычно более 2-3 тыс. позиций), высокую (часто более 20-30%) долю парафармацевтики;
· иметь более высокую долю дорогостоящей (импортной, известных марок и т.п.) продукции.
Для аптек с преобладанием местной клиентуры (“местных” аптек) обычно целесообразно:
· жестко контролировать ширину ассортимента (обычно не более 1,5-2 тыс. позиций) во избежание чрезмерных запасов и снижения оборачиваемости;
· жестко контролировать ценовую конкурентоспособность, обеспечивая наличие дешевых синонимов/аналогов.
Особенности ассортиментной политики для “местных” и “транзитных” аптек обусловлены следующими основными факторами:
· в “транзитные” аптеки покупатели заходят “по пути”, четко осознавая, что именно они хотят купить и, как правило, имеют возможность купить это где-нибудь еще. Поэтому важным фактором принятия решения о покупке здесь становится широкий ассортимент.
· в аптеках с высокой долей “транзитных” посетителей больше экономически активных, более обеспеченных покупателей. Для них характерна более высокая доля спонтанных (незапланированных) покупок и меньшая чувствительность к ценам. Напротив, среди посетителей “местных” аптек высока доля пенсионеров и домохозяек, которые обычно более чувствительны к ценам.
· в аптеках с высокой долей транзитных посетителей обычно значительно (в несколько раз) выше посещаемость, что позволяет придерживаться более жесткой политики в отношении покупателей, ориентированных на низкие цены основная клиентура аптек с низкой проходимостью - местные жители (обычно всего несколько тысяч человек), запросы которых значительно уже, чем запросы десятков тысяч клиентов “транзитных” аптек. Это позволяет значительно сузить ассортимент аптеки без особой потери для оборота (особенно если использовать систему предварительного заказа относительно редких и дорогих препаратов и не устанавливать на них высокую наценку). Вместе с тем, для “местных” аптек помимо "пассивного" отслеживания спроса (истории продаж, дефектуры) целесообразен более углубленный анализ потребностей жителей своего населенного пункта или микрорайона. При узком контингенте покупателей возможны значительные отклонения локальной структуры спроса от среднестатистических показателей за счет половозрастных, социальных, профессиональных и т.п. факторов. [14]
Разумеется, выделенные категории аптек - всего лишь наиболее распространенные типы. Существуют и промежуточные случаи.
Особо следует отметить, такой пока относительно редкий, но имеющий тенденцию к росту подтип как VIP-аптеки в “элитных”, богатых районах. Проходимость в таких аптеках невелика, однако высокие доходы и соответствующие запросы потенциальной клиентуры делают оправданными использование всех черт ассортиментной политики, обычно характерных для аптек с высокой проходимостью: широкий (свыше 3 тыс. позиций) ассортимент, высокая доля дорогостоящих импортных препаратов, значительная доля парафармацевтики.
Оптимизация ассортимента на основе мониторинга дефектуры и неудовлетворенного спроса.
За последние годы доля аптек, достаточно тщательно отслеживающих как дефектуру, так и неудовлетворенный спрос, заметно повысилась. Тем не менее, все еще сохранились аптеки, не придающие этим инструментам особого значения и по-прежнему формирующие ассортимент приблизительно, “на глазок”. В этом случае можно только еще раз напомнить о связанном с таким подходом риске потери десятков процентов оборота.
Для аптек же, в принципе понимающих важность отслеживания дефектуры и неудовлетворенного спроса, следует подчеркнуть, что задача эта должна решаться на эффективном уровне организации и автоматизации:
· ассортимент желательно формировать с использованием компьютерной системы, автоматически прогнозирующей спрос на основе анализа ежедневной динамики продаж и остатков. Окончательное решение по закупкам должен принимать ответственный менеджер (с учетом специфических факторов - скорость доставки, цена и др.), однако по каждой позиции у него должно быть “предложение” компьютера, обеспечивающее "среднестатистический" спрос потребителей с учетом наличного запаса препарата.
· необходима четкая и аккуратная письменная фиксация всех неудовлетворенных запросов клиентуры (включая телефонные и т.п.) и ведение по ним статистической отчетности. В частности, можно рекомендовать составление еженедельной сводки - на ее основе можно составить эффективный прогноз закупки (если препарат не закупался) или скорректировать размер закупки в случае, если статистика дефектуры/запасов не позволяет сделать статистически качественный прогноз.
Аптека является учреждением здравоохранения, свою работу выполняет в соответствии, в контакте с органами здравоохранения и ЛПУ. По характеру деятельности аптеки подразделяются на: изготавливающие лекарственные средства по рецептам врачей, прописям и требованиям лечебно - профилактических учреждений (производственная аптека); осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств (аптека готовых форм). [3]
Основной задачей аптеки является обеспечение населения и ЛПУ лекарственными средствами, перевязочным материалом, предметами ухода за больными и другим товаром аптечного ассортимента.
Все функции аптеки можно классифицировать на следующие виды:
· производственную
· торговую
· снабженческую
· складскую
· финансовую
· хозяйственную
Для выполнения своих основных функций аптека обязана:
· Соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и реализации продукции (согласно разрешенному ассортименту).
· Поддерживать ассортиментный перечень продукции согласно профилю и специализации аптечного предприятия.
· Осуществлять отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
· Изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
· Соблюдать порядок сертификации и контроль качества реализуемой продукции, оформления соответствующей документации.
МУП Аптека № 2 расположена в самом центре Новосибирска по адресу: Красный проспект, 15.
Аптека N 2 была открыта в 1913 году по решению городской Думы и уже вскоре обрела статус «народной». А еще через несколько лет здесь была не просто аптека, а целая «фабрика лекарств». К 1935 году аптека стала самой крупной не только в Новосибирске, но и во всем крае. Штат ее насчитывал свыше двадцати человек, которые занимались всеми видами фармацевтической деятельности того времени - ночное дежурство, изготовление лекарств, отпуск препаратов по бесплатным рецептам, изготовление оптики для всего города и многое другое.
В 1998 учреждение было передано в муниципальную собственность. Спустя два года, стараниями городских властей аптека N 2 была реконструирована, и фасад здания обрел свой первозданный вид.
Перечень товаров аптечного ассортимента, разрешенный к отпуску из аптек в соответствии с ОСТ 91500.05.0007-2003 [3]
Прокат изделий ухода за больными в аптеке № 2 не осуществляется.
Аптека № 2 работает по программе ДЛО. Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 года (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). [11]
На вывеске аптеки № 2 указан вид организации; организационно-правовая форма и форма собственности; фирменное наименование организации; местонахождение, а также режим работы организации, адреса и телефоны близлежащих и дежурных аптек.
Дизайн интерьера МУП аптеки № 2 строго индивидуальный, а мебель - простая и удобная. Торговый зал и витрины аптеки имеют современный вид, но в то же время их оформление устраивает различные категории посетителей. Размещению рекламной продукции фирм-производителей в аптеке уделено особое внимание, чтобы она эффективно работала, но и не вызывала раздражения у посетителей.
Страницы: 1, 2, 3