туристский конкурентоспособность спрос потребительский
Исследование проводилось с ноября 2009г. – май 2010г.
Цели исследования:
1. Первичный сбор информации о туристских организациях в г. Нижневартовске;
2. Описание и обработка первичных данных;
3. Опрос руководителей туристских организаций о потребительских предпочтениях и особенностях работы турфирмы.
Мы провели опрос руководителей турфирм ЗАО «Спутник» и ООО «Котрес». Получили и проанализировали информацию о текущем состоянии туристических организаций в г. Нижневартовске, описали особенности потребительского предпочтения при пользовании туристскими услугами.
Оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества продукции с показателями качества товара конкурента (базовым или эталонным образцом). Причем выбор товара-эталона представляется одним из наиболее ответственных этапов процедуры оценки конкурентоспособности товара.
В качестве эталона, мы выбрали туристско-транспортную корпорацию ЗАО Спутник для оценки конкурентоспособности товара и услуг на рынке.
ЗАО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник» – это специализированная туристическая организация, занимающаяся внутренним, международным и социальным туризмом. Она считается одной из крупнейших туристических компаний мира.
Корпорация «Спутник» – это единственная в городе, и во всем Ханты-Мансийском округе, туристическая компания, которая имеет четвертьвековую историю. Она была основана на 13 января 1986 года как Нижневартовское бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем предприятие было реорганизовано в товарищество, а 23 августа 1999 года преобразовано в ЗАО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник».
«Спутник» является членом ведущих международных и российских тур-ассоциаций и объединений, а также агентом крупнейших российских и зарубежных авиакомпаний. Основные направления деятельности туристско-транспортной корпорации.
1. Выездной туризм, в том числе, организация зарубежных чартерных программ отдыха в Турции, Италии, Испании, Болгарии и других стран, а также организация туров в любую страну мира, подбор разнообразных вариантов семейного отдыха, VIP-отдыха, организация шоп-туров, спортивных сборов и посещение чемпионатов.
2. Детский туризм, в частности - реализация программ детского отдыха на черноморском побережье и в средней полосе России, а также организация детских лагерей на пригородных базах Нижневартовска под эгидой программы «Югра - территория нашей любви».
3. Внутренний туризм, организация экскурсий по родному краю в рамках программы «Югра – территория нашей любви».
4. Прием и размещение делегаций, а также бронирование и продажа авиабилетов с бесплатной доставкой по городу.
Каждый клиент здесь вправе рассчитывать на индивидуальный подход. Менеджеры компании готовы профессионально проконсультировать о плюсах и минусах предлагаемого варианта отдыха. Специалисты «Спутника» могут разработать программу индивидуального тура любой сложности и продолжительности.
На протяжение многих лет «Спутник» занимает лидирующие позиции на рынке туристических услуг Ханты-Мансийского округа. С каждым годом компания охватывает и развивает новые сферы деятельности на рынке туруслуг региона, а именно – внутренний туризм. В последнее десятилетие, стремятся переориентировать экономику округа на развитие отраслей не связанных с нефтедобычей, правительство Югры сделало серьезный акцент на туриндустрию. В числе тех немногих, кто оказался готовым реализовать эту идею, была корпорация «Спутник». Руководителем является Жигулина Татьяна Владимировна.
В целях развития внутреннего туризма на территории города Нижневартовска и Нижневартовского района между управлением культуры и ЗАО «Туристско-транспортная корпорация «Спутник» в 2005 году был заключен договор социального заказа на организацию экскурсий для воспитанников подростковых (молодежных) клубов по месту жительства.
Туристический рынок России – сравнительно молодой, и он только начинает свою структуризацию, но уже в ближайшие несколько лет выделится ряд сильных операторских компаний, которые и составят основу рынка. Маленькие операторские компании со временем переквалифицируются в агентства по ряду причин, основной из которых являются финансовые риски. Их могут позволить себе лишь крупные игроки, а для небольших компаний они губительны (цунами в Юго-Восточной Азии). Помимо этого все большее количество туроператоров выбирает многопрофильность в работе.
Конкуренция на рынке туристических услуг свидетельствует об успешном и прибыльном туристическом бизнесе, основанном на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста.
Рассмотрим туристическое агентство «Котрес», проанализируем особенности развития туристской компании, и опишем факторы, влияющие на конкурентоспособность туристической фирмы.
Торговая марка «Котрес» была учреждена в 1992 году. Данная компания многопрофильная и имеет три приоритетных направления: туристические перевозки, продажа авиабилетов по России и за рубеж и грузовые авиаперевозки.
«Котрес» предоставляет спектр туристических услуг: групповые и индивидуальные туры, организация отдыха на лучших мировых курортах, бракосочетание за рубежом и свадебные путешествия, санаторно-курортное лечение за рубежом, бронирование отелей по всему миру, оформление виз, все виды страхования, бронирование и продажа авиабилетов на все авиакомпании и доставка билетов по адресу.
Туристическое агентство предлагает два основных своих продукта: 1. Предварительное бронирование мест, с продажей транспортных документов. 2. Консультации и рекомендации клиентам относительно предполагаемых маршрутов и видов обслуживания, связанных с этими маршрутами.
Консультации очень важны, если клиент планирует дальнюю поездку и не знаком с маршрутом или желает посетить определенные места и не знает, каким видом транспорта можно воспользоваться.
Агентства не подразделяют клиентов на консультирующихся и оформляющих поездку, поскольку считается, что клиент имеет право получить объективную информацию по всем интересующим его вопросам, если они затрагивают его интересы, связанные с путешествием. И оказание консультационной помощи, оформление проездных билетов, гостиничного бронирования и других услуг выполняется там же и в кратчайшие сроки.
Расходы агентства компенсируются транспортными организациями и гостиничными предприятиями в форме комиссионного вознаграждения определенного в процентном соотношении к стоимости реализованного обслуживания.
Руководство туристической фирмы ООО «Котрес» понимает, что для того, чтобы успешно конкурировать на рынке, надо изучать опыт конкурентов и видеть перспективы собственного развития. Эта фирма практикует: предоставление скидок с объявленных цен на туруслуги и продукты в случае предварительного бронирования в сроки ранее установленной даты. Бесплатное дополнительное обслуживание в течение 1-3 дней, если турист покупает тур с большой продолжительностью поездки; включение в комплексное обслуживание некоторых бесплатных дополнительных услуг (например, бесплатный вход в диско-клуб, на пляж). Сезонные скидки.
В целом на российском туристском рынке программы поощрения постоянных клиентов, привлечения партнеров по бизнесу (речь не идет о финансовых скидках) пока являются редкостью. Однако эти программы не будут работать, если туристские организации не предоставят своим клиентам качественное обслуживание, т.к. качество определяет степень удовлетворения клиента, воздействует на его решение повторно обратиться за услугами к той или иной туристской организации и формирует положительное общественное мнение, образ (имидж) организации.
Для того чтобы проанализировать конкурентоспособность турфирм «Спутник» и «Котрес», важно определить основные параметры. Немаловажными параметрами при оценке являются: 1. Приоритеты выбора потребителями туристических фирм при осуществлении покупки; 2. Основные виды туристических продуктов и направления туризма; 3. Предпочитаемое место проведения отпуска.
В опросе принимали участие потенциальные покупатели турфирм «Спутник» и «Котрес» 30 человек каждой туристской организации.
Результаты анкетирования занесены в сводную таблицу 2.1, в которой отражены приоритеты потребителей при выборе туристской фирмы. Эти показатели, по мнению потенциальных покупателей, стали определяющими, главным поводом обращения именно в эту компанию.
Таблица 2.1 Сравнительный анализ приоритетов при выборе потребителями туристских фирм
Приоритет выбора
Число туристов, отдавших предпочтение туристской фирме на основе данного приоритета, %
«Спутник»
«Котрес»
Советы друзей и знакомых
66,7
33,3
Цена
46,7
53,3
Наличие лицензии у организации
16,7
83,3
Набор предоставляемых услуг
Реклама
80,0
20,0
Личный опыт общения с организацией
86,7
13,3
Советы специалистов, работающих в индустрии туризма
Доброжелательность сотрудников фирмы
60,0
40,0
Рейтинг туристской фирмы
Сроки и опыт работы организации на туристском рынке
Информация о туристской фирме в специальных справочниках и в Интернете
70,0
30,0
Хороший офис
Удобное месторасположение
50,0
Исходя из данных таблицы, определим приоритетные направления, которые, по нашему мнению, в большей степени будут влиять на повышение конкурентоспособности туристкой организации, и с учетом которых будет разработаны мероприятия. Далее сравним следующие приоритетные направления такие, как: «реклама», «информация о туристской фирме в специальных справочниках и в Интернете», а также «советы друзей и знакомых» (рис.2.1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9