Расширению в Беларуси въездного туризма способствует также наличие значительной белорусской диаспоры (в разных странах мира: Россия - 1,2 млн, США - 0,5-1 млн., Украина - 440 тыс., Польша - 320 тыс., Австралия - 320 тыс., Израиль - 120-140 тыс.)
Особо следует указать на экономические выгоды развития в республике сельского туризма. Во-первых, это возможность увеличить долю услуг в производстве АПК, во-вторых, улучшить сальдо платежного баланса за счет превращения агротуристических услуг в экспортный продукт. Агротуризм как услуга позволяет оптимизировать сельскохозяйственное производство и повысить его эффективность, благодаря тому что услуга в структуре затрат имеет более высокую долю добавленной стоимости. Это особенно актуально в отношении продукции сельскохозяйственных предприятий, характеризующейся высокой материалоемкостью. Так, в 2005 г. удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП составил всего 7,5 % и снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,8 процентных пункта.
Для сельских регионов Беларуси агротуризм предоставляет значительные потенциальные выгоды:
•способен стать важным источником трудоустройства проживающих здесь людей, особенно в экономически малоразвитых районах. Местные жители могут работать в качестве официантов, розничных торговцев, работников системы гостеприимства;
· открывает сельскому населению возможности для бизнеса;
· повышает доход местных бюджетов;
· сохраняет местную культуру и обычаи, поддерживает реставрацию имеющихся исторических достопримечательностей;
· оказывает благоприятное влияние на проведение мероприятий, связанных с защитой окружающей среды, так как индустрия туризма по сравнению с другими видами деятельности является более экологически чистой.
Экономическая выгода для сельских районов от развития агротуризма заключается в возможности использования в туристском бизнесе людей старше трудоспособного возраста, которые в структуре сельского населения составляют 31 %.
К факторам, способствующим развитию в республике агротуризма, можно отнести и политические:
•обеспечение безопасности от терактов;
•отсутствие угрозы межэтнических и внутренних конфликтов. На конкурентоспособность Беларуси как туристского региона
влияют как позитивные, так и негативные факторы. К числу последних, прежде всего, следует отнести:
· отсутствие привлекательного туристического имиджа республики на внешних рынках (проведенный социологический опрос свидетельствует о том, что 20 % иностранных граждан, посетивших нашу страну, ничего о ней не знали, а около 35 % почерпнули информацию от своих друзей и родственников, здесь побывавших. Зачастую даже та информация, которая публикуется в зарубежных СМИ, не соответствует действительности [25, с. 237]);
· визовые проблемы (безвизовый туристический обмен налажен Беларусью лишь со странами СНГ (кроме Туркменистана), Македонией, Сербией и Черногорией, Монголией, Вьетнамом, КНДР, Кубой, КНР, в то же время Польшей - с 60 государствами.
Влияние ряда негативных факторов можно сгладить или нейтрализовать мерами государственного регулирования. К числу решаемых таким путем проблем следует отнести отсутствие стимулов в развитии въездного туризма для туристических предприятий и субъектов хозяйствования, являющихся юридическими лицами. Устранить негативные факторы способны и общественные организации, например, активно распространяя на внутреннем и внешнем рынках информацию о развитии агротуризма в Беларуси. Решением отдельных проблем должны заниматься сами субъекты хозяйствования. Так, при предоставлении агротуристических услуг им необходимо учитывать маркетинговые технологии, разрабатывать каналы сбыта агротуристического продукта.
В ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию "Агро- и экотуризм". 2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь". Что изменилось за это время?
С 2008 года в Беларуси агротуризмом могут заниматься жители не только сельской местности, но и малых городов с численностью населения до 20 тыс. человек.
Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз - с 2006-м. По данным ОО "Агро- и экотуризм", реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агротуристов, то в 2008 году - уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей. [2]
Известное британское туристическое издание «Travel Mail» в 2009 году назвало Беларусь в числе 10 лучших мест для туризма (наряду с Австралией, США, Египтом, Польшей, Мексикой, ОАЭ, Карибскими и Галапагосскими островами, Малайзией).
До 2011 года в стране планируется создать 287 туристических маршрутов, в том числе 97 пешеходных, 54 велосипедных, 38 конных, 35 водных, 3 авиационных, 2 железнодорожных и 58 автомобильных. Будет создано 868 новых туристических объектов, построено 19 гостиниц, 34 гостиницы реконструировано, открыто 178 агроусадеб.
В Республике агротуризм начал развиваться не так давно, однако динамика по числу усадеб и туристов весьма внушительна.
Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка.
Однако в данном сегменте туристического бизнеса есть и проблемы.
Государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, наша страна станет пионером в данной области.
Касательно иностранных инвестиций, можно отметить, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. Учитывая уровень доходов белорусов, они не видят в белорусах крупных клиентов. Поэтому нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Однако и здесь существуют проблемы. Помимо инфраструктуры, которой в РБ пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда. [9]
Говоря о привлечении иностранных туристов следует подчеркнуть, что прежде всего таких людей интересует не комфорт, а аутентика (условия для жизни, натуральная пища, местные традиции и фольклор).
Что мешает развитию этой сферы? В первую очередь, это отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции. Беловежская пуща, к примеру, будет рекламироваться на европейских телеканалах вне белорусского контекста. Одна из существенных проблем - визовый режим. Причем проблема не столько в денежных затратах, сколько во временных.
Одна из главных задач Министерства спорта и туризма на 2009 год - создать условия для того, чтобы турист задерживался в регионе, как можно дольше. По словам замминистра спорта и туризма Чеслава Шульги, достичь этого можно, в том числе за счет создания агроусадеб в каждом населенном пункте, который располагает объектом туристского интереса. Но сегодня, по оценке специалистов, лишь 45% наших памятников используются достаточно эффективно. Ставка делается на хуторской фонд и старинные усадьбы, находящиеся под кураторством Министерства культуры. "Сегодня мы используем их неэффективно. Пока не выработан механизм передачи старинных усадеб в пользование или во владение людям, которые готовы вложить деньги в их восстановление, - констатирует Чеслав Шульга. - Пришло время, пока мы еще не разрушили полностью эту старину, подойти вплотную к решению этого вопроса".[10]
Таким образом, для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта; владельцев средств размещения; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма. В территориальном распределении средств размещения агротуризма должны прослеживаться следующие тенденции: благоприятная экологическая ситуация; сосредоточение гостиничного фонда вблизи автомагистралей для привлечения транзитных туристов; концентрация средств размещения в местах транспортной доступности к крупным городам, в том числе к областному центру; выбор уникальных природных экосистем для создания баз отдыха. Организация проживания может быть обеспечена двумя способами: сдача внаем жилья владельцами средств размещения; проживание в семьях в сельской местности.
Международная практика также свидетельствует о том, что сегодня в различных областях мировой экономики появились новые проблемы, например экологические - в сфере международного туризма, субсидирования, дифференциации производства и развития в сельской местности различных прибыльных видов деятельности - в сфере сельского хозяйства.
Агротуризм - именно та новая сфера деятельности и исследований, где прослеживается взаимодействие направлений как экономического, так и неэкономического характера, как мирового, так и национального уровней, в частности, предоставление внутренних и международных туристических услуг.
Белорусский агротуризм начал развиваться в XIX в. Субъекты хозяйствования находят данный вид бизнеса перспективным в силу ряда причин. Так, в силу недостаточного уровня доходов среди белорусского населения отсутствуют средства на путевку на дорогой фешенебельный курорт, существует стереотип отдыха в сельской местности, сельский отдых рекомендован врачами, есть возможность питаться достаточно дешевой, выращенной в условиях органического земледелия продукцией, есть реальная возможность приобщиться к сельскохозяйственным работам для собственного удовольствия.
Для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта; владельцев средств размещения; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма.
1. Балыкин, С. Агротуризм в малых городах / Сергей Балыкин // 2008. - № 4.
2. Белорусский агротуризм ожидает инвесторов [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://www.rest.ej.by/news/2009-08-02/belorusskiy_agroturizm_ojidaet_investorov.html. Дата доступа: 09.11.09
3. Данилова, Е.В. Основные задачи организации и развития эко- и агротуризма в Республике Беларусь / Е. В. Данилова // С. 9―10
4. Житкевич, Галина Яковлевна Агроэкотуризм в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / Г.Я. Житкевич // С. 12―14
5. Журавский, Александр Юрьевич (физическая культура и спорт) Перспективы и проблемы развития экоагротуризма в Белорусском полесье / А. Ю. Журавский // С. 14―16
6. Лученок С.А. Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь / С.А. Лученок. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2008. - 198 с.
7. Мешечко, Евгений Никитич (род. 1939) Агротуризм: сущность и основные направления развития / Е.Н. Мешечко, А.Я. Шелюк // С. 210―211
8. Молчан, С.А. Агротуризм в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / С.А. Молчан // С. 76―77
9. Перспективы развития агротуризма в Беларуси [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: <http://bybiz.ru/perspektivy-razvitiya-agroturizma-v-belarusi>. Дата доступа: 09.11.09
10. Власть и агротуризм в РБ [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа:http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3436571,00.html
Страницы: 1, 2, 3