Рефераты. Сущность и роль ценовой политики и ценовых стратегий

б) понижающий, или голландский метод ведения аукциона, когда вначале называется самая высокая цена и, если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. В этом случае право на заключение сделки купли-продажи на соответствующий товар получает тот покупатель, который первым принимает цену продавца и таким образом соглашается на самую высокую цену по сравнению с остальными участниками аукциона. Такой метод дает возможность проводить аукцион более быстро. Однако, учитывая атмосферу состязательной торговли, бывает труднее рассчитывать на то, Что удается выторговать себе наиболее приемлемую цену.

3. Виды цен и их классификация.

В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

· оптовые цены на продукцию промышленности;

· цены на строительную продукцию;

· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

· тарифы грузового и пассажирского транспорта;

· розничные цены;

· тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

· оптовая цена предприятия (отпускная цена);

· оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия. Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

Оптовые цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации - потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Если \цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;

3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. По своему составу закупочная цена состоит из: себестоимости; размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства; НДС.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными, по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой.

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:

Издержки (себестоимость) предприятия

Прибыль

Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка)

Торговая надбавка (скидка)

Издержки

Прибыль

Издержки

Прибыль

Оптовая (отпускная) цена предприятия

Оптовая цена промышленности

Розничная цена

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Цены на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

Классификация цен в зависимости от территории действия:

В соответствии с этим признаком различают:

· цены единые или поясные;

· цены региональные (зональные, местными и т.д.).

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Исходя из этого экономического признака, различают несколько видов цен:

· цена в месте производства продукции;

· единая цена с включением расходов по доставке;

· зональные цены;

· цены, определяемые на основе базисного пункта.

При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен:

· свободные цены;

· регулируемые цены;

· фиксированные цены.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

На новые товары устанавливаются следующие виды цен:

· цена «снятие сливок»;

· цена «проникновения на рынок»;

· «психологическая цена»;

· цена «следования за лидером»;

· цена с возмещением издержек производства;

· престижная цена.

На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:

· скользящая или падающая цена;

· долговременная цена;

· цены потребительского сегмента рынка;

· гибкая цена;

· преимущественная цена;

· цены на изделия, выпуск которых прекращен;

· цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий;

· договорная цена.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1) отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;

2) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

Несколько особняком стоят цены, используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их пенообразующим элементам, т.е. методом разработки структуры цен.

Маркетинговое исследование

Цели: 1. Изучение сложившейся коньюктуры исследования рынка товара.

2. Анализ факторов влияющих на распределение и предложение товара. Критика маркетинга.

Для проведения исследования были выбраны следующие торговые предприятия:

1. ул. Петухова 55а «Успех», Кировский район;

2. ул. Палласа 6а «Лазарь», Кировский район;

3. ул. Петухова 67 «Для всех», Кировский район;

4. ул. Громова 7 «Сибирь», Кировский район;

5. ул. Петухова 53/2 «Лили», Кировский район;

6. ул. Петухова 78 «Сибириада», Кировский район;

7. ул. Петухова 38 «Сибирский Смак», Кировский район;

8. ул. Зорге 1а «Татьяна», Кировский район;

9. ул. Сибиряков-Гвардейцев 55 «Квартал», Кировский район;

10. ул. Зорге 197 «ПЯТЁРОЧКА», Кировский район.

Полученные результаты в ходе работы исследования оформляются в Таблицу 1.

Сводная таблица полученных данных № 1

ассортиментная группа

цена

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Нескофе

122.9

131

143.2

141

149

120

137

147

123

131

2

Чибо

97.8

108

114

---

127

93

---

128

96

153

3

Якобс

141

121

114

---

119

137

120

124

139

---

4

Чёрная карта

---

208

179

---

---

202

---

---

205

---

5

Милагро

---

70.2

68

73.4

---

69

---

---

---

---

6

Максвелл хаус

54.8

61.3

58

62

---

48

57

56

---

55

7

Амбасадор

---

161

143

---

---

159

---

---

159

---

8

Макконе

---

118

94

---

123

108

121

---

---

---

9

Давидов

---

223

198

---

---

220

---

---

181

---

10

Гранд

---

---

---

27

29

---

---

---

23

---

Таблица № 2

Анализ различных цен на товары

ассортиментная группа

Цена за ед-цу продукции

Размах вариации

Средняя цена

max

min

1

Нескофе

149

120

29

134,51

2

Чибо

153

93

60

114,6

3

Якобс

141

114

27

126,875

4

Чёрная карта

208

179

29

198,5

5

Милагро

73.4

68

5,4

70,15

6

Максвелл хаус

61.3

48

13,3

56,5125

7

Амбасадор

161

143

18

155,5

8

Макконе

123

94

29

112,8

9

Давидов

223

181

42

205,5

10

Гранд

29

23

6

26,3

Таблица № 3

Степень насыщенности рынка товара

ассортиментная группа

Кол-во магазинов имеющих товар в наличии

Общее число магазинов

Коэффициент насыщенности

1

Нескофе

10

10

1

2

Чибо

8

10

0,8

3

Якобс

8

10

0,8

4

Чёрная карта

4

10

0,4

5

Милагро

4

10

0,4

6

Максвелл хаус

8

10

0,8

7

Амбасадор

4

10

0,4

8

Макконе

5

10

0,5

9

Давидов

4

10

0,4

10

Гранд

3

10

0,3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги рассмотрения вопроса о цене на товар как одного из основных инструментов маркетинга в большинстве неоклассических моделей рыночной экономики. Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом задается рыночной ситуацией, а именно поэтому предприятие обязано осуществлять продуманную политику ценообразования с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков сейчас, завтра и в более отдаленной перспективе.

С одной стороны, цена формирует доход предприятия; с другой, цена - это жертва, на которую должен пойти потребитель, чтобы стать обладателем вожделенного блага в товарной форме. Возможно, цена в фазах потребления в наибольшей степени, чем любой другой элемент, определяет привлекательность всего маркетингового комплекса.

Решать различные проблемы в комплексе помогает разработка ценовой политики в системе маркетинга, которая предусматривает не только установление уровня цен, но и формирование стратегической линии ценового поведения на рынке и в комплексе по всей товарной номенклатуре и отдельно по каждому виду товара на всем протяжении жизненного цикла.

Ценовая стратегия на относительно длинный период служит основой принятия решений в отношении цены продажи в каждой конкретной сделке. Стратегические ценовые установки и рассчитанная на длительный срок линия ценового поведения позволяют определить объемы прибыли и рыночную долю в прогнозируемом периоде, обеспечивают известный резерв финансовых ресурсов и времени для эффективного использования маркетингового инструментария для прицельного воздействия на рыночную ситуацию.

Обоснованные и квалифицировано реализуемые политики ценообразования не только значительно улучшают общий менеджмент на предприятии и системное качество принимаемых управленческих решений, но также сокращают сферу сопряженной с такими решениями коммерческой и социальной угрозы. Доброкачественно функционирующая система маркетинга, включающая подсистему цен и ценообразования, противостоит неоправданному рыночному риску хозяйственной бесшабашности любых предпринимательских структур, которые хотели бы жить на этом рынке долго.

Список литературы

1. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 1999.

2. // Консультант директора. Ценовая стратегия предприятия. 1996, №4.

3. Васильев Н.Э., Козлов Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.