Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, по-скольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико-- 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.
Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана роз-ничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступле-ния товаров. (Таблица №2)
Таблица №2
Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале
Группы магазинов по уровню выполнения плана, %
Число
магазинов
Розничный
товарооборот, тыс. руб.
товарообо-рот в расчете на один магазин, тыс. руб.
Поступление товаров в расчете на один магазин
план
фактически
тыс. руб.
отклонение от товарооборота
(+. -), %
1
2
3
4
5
6
7
До 80
280
210
42
36
-14,3
80--84,9
590
492
82
72
-12,2
85--89,9
10
2800
2490
249
^229
-8,0
90--94,9
450
430
215
229
+6,5
95--99,9
2320
2268
324
344
+6,2
100--104,9
46
19700
19883
432
435
+ 0,7
105 и выше
24
9070
9802
408
411
+0,7
Итого
100
35210
35575
356
--
Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления дели-лась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товаро-оборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исклю-чить влияние размера торгового предприятия, показатель откло-нения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.
Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана -- менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину -- 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6%
Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ј (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин.
В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного товарооборота.
1.1 Динамика показателей за последние несколько лет
Динамика основных показателей розничной торговли
2002 г
2003 г
2003 к 2002 в %
2004 г
2004 к 2003 в %
2005 г
2005 к 2004 в %
Оборот розничной торговли - всего млн.рублей
78196
96770,5
123,8
122302
126,4
153802
125,8
в том числе:
торгующие организации млн.рублей
71156,1
85869,9
120,7
106347
130134
122,4
вещевые, смешанные и продовольственные рынки
7039,9
10900,6
154,8
15954,8
146,4
23668
148,3
Из общего объема оборота розничной торговли:
оборот продовольственными товарами млн. рублей
37534,1
43928,9
117,0
55300,3
125,9
66953
121,1
удельный вес оборота продовольственных товаров в общем обороте розничной торговли в%
48,0
45,4
-2,6
45,2
-0,2
43,5
-1,7
оборот непродовольственными товарами млн. руб.
40661,9
52841,6
130,0
67001,3
126,8
86849
129,6
удельный вес оборота непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли в%
52,0
54,6
2,6
54,8
0,2
56,5
1,7
Оборот общественного питания млн. рублей
1982,1
2489,2
125,6
3645,4
4823,7
132,3
Товарные запасы в организациях розничной торговли на конец года млн.рублей
4411,9
6488,7
147,1
8600,0
132,5
4701,7
54,7
Товарные запасы в организациях розничной торговли на конец года в днях
30
32
0
26
-6
Оборот розничной торговли на одного жителя руб.
11502
15187
132,0
18903
124,5
23949
126,7
Удельный вес МО в РФ по объему оборота розничной торговли в %
4,4
4,2
4,1
-0,1
Место МО в РФ по объему розничной торговли
Объем платных услуг всего млн.руб.
19879,6
25454,4
128,0
36787,4
144,5
50985
138,6
в т. ч. удельный вес в % : бытовых услуг
31,1
28,6
-2,5
-1,9
услуг пассажирского транспорта
16,7
9,1
-7,6
11,2
2,1
0,0
услуг связи
7,5
8,7
1,2
8,4
-0,3
8,8
0,4
услуг жилищно-коммунального хозяйства
22,1
26,4
4,3
28,7
3,0
2,4
услуг системы образования
5,0
5,1
0,1
5,7
0,6
5,6
услуг культуры
0,5
0,7
туристско-экскурсионных услуг
0,8
0,9
услуг физической культуры и спорта
медицинских услуг
2,2
2,3
2,7
санаторно-оздоровительных услуг
8,5
-2,7
8,3
0,3
услуг правового характера и банковских учреждений
других услуг
3,8
3,6
3,7
Удельный вес МО в РФ по объему платных услуг в %
4,7
4,6
4,5
4,8
Объем платных услуг на одного жителя рублей
3045
3995
131,2
5728
135
7938,9
135,6
Место МО в РФ по объему платных услуг
15
17
16
Индекс потребительских цен в%, в том числе:
180,02
120,18
-59,84
121,76
1,58
117,78
-3,98
продовольственные товары (включая алкогольные напитки)
191,87
114,80
-77,07
120,67
5,87
112,85
-7,82
непродовольственные товары
188,05
124,90
-63,15
113,16
-11,74
111,65
-1,51
платные услуги
133,6
136,32
2,72
141,46
5,14
145,15
3,69
Стоимость минимального набора продуктов питания,входящих в потребительскую корзину в декабре руб.
608
655,7
107,84
929,01
141,7
1056,6
113,7
Доходы на душу населения рублей
17496
22900
130,9
30104
131,5
40991
136,2
Реальные денежные доходы на душу населения
108,9
105,7
111,8
Среднемесячная начисленная заработная плата работников руб.
1580
2335
147,8
3536
151,4
4549
128,6
в том числе торговля и общественное питание руб.
1093
1775
162,4
2569
144,7
3266,8
127,2
Объем оборота оптовой торговли млн. рублей
14651,5
26384,2
180,1
42795,1
162,2
99581
232,7
в том числе по крупным и средним организациям
7072,2
12082,0
170,8
19862,8
164,4
47738
240,3
субъектам малого предпринимательства
7579,3
14302,2
188,7
22932,3
160,3
70713
308,4
Стационарная торговая сеть, объектов
22772
Нестационарная торговая сеть, объектов
16673
Рынки, шт.
313
Страницы: 1, 2, 3, 4