Как спрос, так и предложение могут быть представлены в виде таблиц. Таблица спроса показывает зависимость между различными возможными уровнями цен и количествами продукции, покупаемой потребителями по соответствующим ценам . Изображенная таким образом зависимость между ценами и количествами продукции, на которую предъявляется спрос, является обратной, или отрицательной. Как правило, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта очевидная зависимость называется законом спроса. На графике кривая спроса является нисходящей .
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.
Дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта. Растущая цена будет:
1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и
2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.
Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:
1) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции, и
2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Изменения в потребительских вкусах, доходах, ценах взаимосвязанных товаров, ожиданиях потребителей, а также числе потребителей на рынке - все это будет вызывать перемещения кривой спроса.
Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии производства или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определенным сдвигам в кривой предложения.
Зависимость между изменениями в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене равновесия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует между изменением предложения и последующим изменением цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.
1.3. Закономерности изменения спроса
Це-на слу-жит са-мой важ-ной де-тер-ми-нан-той ко-ли-че-ст-ва лю-бо-го по-ку-пае-мо-го про-дук-та, но су-ще-ст-ву-ют и дру-гие фак-то-ры, ко-то-рые влия-ют на по-куп-ки. Они на-зы-ва-ют-ся не-це-но-вы-ми де-тер-ми-нан-та-ми. Ко-гда они дей-ст-ви-тель-но из-ме-ня-ют-ся, про-ис-хо-дит сдвиг кри-вой спро-са. По-это-му их так-же на-зы-ва-ют фак-то-ра-ми из-ме-не-ния спро-са. Из-ме-не-ние од-ной из де-тер-ми-нант из-ме-ня-ет по-ло-же-ние кри-вой спро-са. Ес-ли по-тре-би-те-ли об-на-ру-жи-ва-ют же-ла-ние и спо-соб-ность по-ку-пать боль-шее ко-ли-че-ст-во дан-но-го то-ва-ра по ка-ж-дой из воз-мож-ных цен, то про-изош-ло уве-ли-че-ние спро-са и кри-вая спро-са сме-сти-лась впра-во. Умень-ше-ние спро-са про-ис-хо-дит то-гда, ко-гда из-за из-ме-не-ния в од-ной его де-тер-ми-нан-те (или бо-лее) по-тре-би-те-ли по-ку-па-ют мень-шее ко-ли-че-ст-во про-дук-та по ка-ж-дой из воз-мож-ных цен, это вле-чет со-кра-ще-ние спро-са и сме-ще-ние кри-вой спро-са вле-во (рис. 3).
Рис. 3 Увеличение и уменьшение спроса
Рас-смот-рим влия-ние не-це-но-вых де-тер-ми-нант:
1. По-тре-би-тель-ские вку-сы. Бла-го-при-ят-ное для дан-но-го про-дук-та из-ме-не-ние пот по-тре-би-тель-ских вку-сов или пред-поч-те-ний, вы-зван-ное рек-ла-мой или из-ме-не-ни-ем мо-ды, бу-дет оз-на-чать, что спрос воз-рос по ка-ж-дой це-не. Не-бла-го-при-ят-ные пе-ре-ме-ны в пред-поч-те-ни-ях по-тре-би-те-лей вы-зо-вут умень-ше-ние спро-са и сме-ще-ние кри-вой спро-са вле-во. Тех-но-ло-ги-че-ские из-ме-не-ния в ви-де про-яв-ле-ния но-во-го про-дук-та спо-соб-ны при-вес-ти к из-ме-не-нию по-тре-би-тель-ских вку-сов. При-мер: фи-зи-че-ское здо-ро-вье ста-но-вит-ся все бо-лее по-пу-ляр-ным, а это по-вы-ша-ет спрос на крос-сов-ки и ве-ло-си-пе-ды.
2. Чис-ло по-ку-па-те-лей. Уве-ли-че-ние на рын-ке чис-ла по-ку-па-те-лей обу-слав-ли-ва-ет по-вы-ше-ние спро-са. А умень-ше-ние чис-ла по-тре-би-те-лей на-хо-дит от-ра-же-ние в со-кра-ще-нии спро-са. При-ме-ры: япон-цы со-кра-ща-ют им-порт-ные кво-ты на аме-ри-кан-ское те-ле-ком-му-ни-ка-ци-он-ное обо-ру-до-ва-ние, тем са-мым по-вы-шая спрос на та-кое обо-ру-до-ва-ние; сни-же-ние уров-ня ро-ж-дае-мо-сти умень-ша-ет спрос на об-ра-зо-ва-ние.
3. До-ход. Воз-дей-ст-вие спрос из-ме-не-ния де-неж-но-го до-хо-да бо-лее слож-но. В от-но-ше-нии боль-шин-ст-ва то-ва-ров по-вы-ше-ние до-хо-да при-во-дит к уве-ли-че-нию спро-са.
То-ва-ры, спрос на ко-то-рые из-ме-ня-ет-ся в пря-мой за-ви-си-мо-сти с из-ме-не-ни-ем де-неж-но-го до-хо-да, на-зы-ва-ют-ся то-ва-ра-ми выс-шей ка-те-го-рии, или нор-маль-ны-ми то-ва-ра-ми.
То-ва-ры, спрос на ко-то-рые из-ме-ня-ет-ся в про-ти-во-по-лож-ном на-прав-ле-нии, то есть воз-рас-та-ет при сни-же-нии до-хо-дов, на-зы-ва-ют-ся то-ва-ра-ми низ-шей ка-те-го-рии.
При-ме-ры: уве-ли-че-ние до-хо-дов по-вы-ша-ет спрос на та-кие нор-маль-ные то-ва-ры, как сли-воч-ное мас-ло, ома-ры, фи-ле, и сни-жа-ет спрос на та-кие то-ва-ры низ-шей ка-те-го-рии, как ка-пус-та, ре-па, вос-ста-нов-лен-ные ши-пы и но-шен-ная оде-ж-да.
4. Це-ны на со-пря-жен-ные то-ва-ры. При-ве-дет ли из-ме-не-ние це-ны на со-пря-жен-ный то-вар к по-вы-ше-нию или сни-же-нию спро-са на рас-смат-ри-вае-мый про-дукт, за-ви-сит от то-го, яв-ля-ет-ся ли этот род-ст-вен-ный то-вар за-ме-ни-те-лем на-ше-го про-дук-та (взаи-мо-за-ме-няе-мым то-ва-ром) или со-пут-ст-вую-щим ему (взаи-мо-до-пол-няю-щим то-ва-ром). Ко-гда два про-дук-та взаи-мо-за-ме-няе-мы, ме-ж-ду це-ной на один из них и спро-сом на дру-гой су-ще-ст-ву-ет пря-мая связь. Ко-гда два то-ва-ра яв-ля-ют-ся взаи-мо-до-пол-няю-щи-ми, ме-ж-ду це-ной на один из них и спро-сом на дру-гой су-ще-ст-ву-ет об-рат-ная связь. Мно-гие па-ры то-ва-ров яв-ля-ют-ся не-за-ви-си-мы-ми, са-мо-стоя-тель-ны-ми то-ва-ра-ми, из-ме-не-ние це-ны на один очень ма-ло по-влия-ет или во-все не по-влия-ет на спрос на дру-гой. При-ме-ры: сни-же-ние та-ри-фов на пас-са-жир-ские авиа-пе-ре-воз-ки со-кра-ща-ет спрос на по-езд-ки ав-то-бус-ным транс-пор-том (взаи-мо-за-ме-няе-мые то-ва-ры); со-кра-ще-ние це-ны на ви-део-маг-ни-то-фо-ны по-вы-ша-ет спрос на ви-део-кас-се-ты.
5. Ожи-да-ние. По-тре-би-тель-ские ожи-да-ния от-но-си-тель-но бу-ду-щих цен на то-ва-ры, на-ли-чие то-ва-ров и бу-ду-ще-го до-хо-да спо-соб-ны из-ме-нить спрос. Ожи-да-ние па-де-ния цен и сни-же-ния до-хо-дов ве-дет к со-кра-ще-нию те-ку-ще-го спро-са на то-ва-ры. Об-рат-ное ут-вер-жде-ние так-же вер-но. При-мер: не-бла-го-при-ят-ная по-го-да в Юж-ной Аме-ри-ке по-ро-ж-да-ет ожи-да-ния в бу-ду-щем бо-лее вы-со-ких цен на ко-фе и тем са-мым по-вы-ша-ет те-ку-щий спрос на не-го.
Уве-ли-че-ние спро-са, при про-чих рав-ных ус-ло-ви-ях (не-из-мен-но-сти пред-ло-же-ния), по-ро-ж-да-ет эф-фект по-вы-ше-ния це-ны и эф-фект уве-ли-че-ния ко-ли-че-ст-ва про-дук-та. Умень-ше-ние спро-са об-на-ру-жи-ва-ет как эф-фект сни-же-ния це-ны, так и эф-фект со-кра-ще-ния ко-ли-че-ст-ва про-дук-та. Мы об-на-ру-жи-ва-ем пря-мую связь ме-ж-ду из-ме-не-ни-ем спро-са и вы-те-каю-щи-ми от-сю-да из-ме-не-ния-ми рав-но-вес-ной це-ны и ко-ли-че-ст-ва про-дук-та.
Парадокс Гиффена. При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка.
Количество блага должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q3.
Из-ме-не-ние ве-ли-чи-ны спро-са оз-на-ча-ет пе-ре-дви-же-ние с од-ной точ-ки на дру-гую точ-ку на по-сто-ян-ной кри-вой спро-са, то есть пе-ре-ход от од-ной ком-би-на-ции “це-на -- ко-ли-че-ст-во про-дук-та” к дру-гой ком-би-на-ции. При-чи-ной из-ме-не-ния ве-ли-чи-ны спро-са слу-жит из-ме-не-ние ве-ли-чи-ны дан-но-го про-дук-та.
Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Поскольку количество продавцов здесь ничем не ограничивается, повышение или понижение цены отдельным продавцом заметно не влияет на уровень рыночной цены. При этом предполагается, что рынок является свободным и поэтому в нем не могут устанавливаться монопольные цены, хотя в реальной действительности, как правило, имеют дело со смешанной экономикой, в которой наряду с конкуренцией действуют и монополии. Тем не менее для теоретического анализа предложения на первых порах необходимо абстрагироваться от этого обстоятельства и рассматривать процесс предложения в «чистом» виде.
Функция предложения заключается в общем виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.
Ценой предложения называют ту минимальную, или наименьшую, цену, по которой продавец все еще может продать свой товар. Ниже этой цены он не может его уступить, так как в противном случае он потерпит убыток и производство товара окажется нерентабельным.
2.2. Закон и кривая предложения
Предложение всегда следует рассматривать с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Таблица предложения демонстрирует зависимость между возможными цепами и количествами продукции, которую предложат на рынке производители по каждой из этих цен . Эта зависимость, является прямой, или положительной.
На графике прямая зависимость дает восходящую кривую предложения.
Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Аналогично спросу, кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством предлагаемого товара.
Кривая предложения строится при таких же допущениях, как и кривая спроса. (Рис. 4).
Предложение
Цена
Страницы: 1, 2, 3