2.4. Исследование Московского рынка салонов красоты
Компания Symbol-marketing исследовала 100 московских салонов красоты в стратегии Mystery-shopping. Таинственные покупатели узнали цены на косметологические услуги, объективно оценили уровень обслуживания и компетентности персонала, выяснили состав стандартного «меню красоты» и на основании каких ингредиентов его готовят.
Согласно расчетам, сделанным на основании полученных данных о средних ценах на услуги, была высчитана емкость московского рынка услуг салонов красоты. Емкость можно приблизительно оценить в более чем 600 млн. долл. в год, что почти на 100 млн. долл. больше, чем в 2005 году. Таким образом, за год рынок увеличился на 20%.
Еще недавно считалось, что центр столицы - сосредоточение салонов красоты. Московские салоны красоты давно вышли за пределы садового кольца и, теперь можно выделить два центра салонной индустрии салонов красоты: в центре - Тверской район, в спальных районах новостроек, как Марьино.
Сейчас костяк московского рынка - это салоны в возрасте 5-10 лет. Молодые салоны составляют пятую часть рынка, а старожилов - единицы. Это свидетельствует и о высоких рыночных барьерах и о слабой подготовленности к острой конкурентной борьбе.
И тем не менее московский рынок не насыщен. Нельзя сказать, что он предлагает массу современных услуг на любой вкус для решения любых проблем. Оказалось, что ряд услуг, раскрученных в отраслевых конференциях и СМИ, не так-то просто найти даже в столице. Как, например, фотоэпиляция и СПА-услуги. Это касается еще нескольких услуг, оказавшихся в конце рейтинга 54 салонных предложений, составленных Symbol-marketing.
Московским салонам следует обратить внимание и на качество предоставления услуг. Средняя оценка таинственного покупателя за компетентность и любезность администратора - 4,4 по 10-балльной шкале. Так что можно признать, что салоны не используют все свои ресурсы для обогащения.
3. Проведение исследования по анализу рынка косметических услуг г.Москвы
Сегментирование рынка - это процесс разделения рынка на отдельные части - сегменты, отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции производителя, т.е. это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары. Сегментирование рынка - один из важнейших инструментов маркетинга.
Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группы потребителей продуктов или предприятий, обладающих определенными общими признаками. Сегментирование рынка может быть осуществлено разными путями по множеству критериев. Цель сегментирования рынка - выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в товарах и сориентировать свою политику на удовлетворение спроса.
От того, насколько правильно выбрана цель сегмента рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе. При формировании сегмента рынка различают критерии и признаки (принципы) сегментирования. Критерий - это мерило оценки обоснованности выбора сегмента рынка для предприятия или его товара. Признак - показатель выделения данного сегмента рынка. При формировании сегмента рынка могут быть использованы следующие критерии:
· различия между потребителями, позволяющие объединить их в сегмент
· сходство между потребителями, формирующее устойчивость данной группы потребителей к товару
· наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей, определить емкость рынка
· возможность выстоять в конкурентной борьбе
· достаточность объема продаж для обеспечения покрытия расходов и получения прибыли
· доступность сегмента для предприятия (наличие каналов сбыта и транспортировки)
Сегмент рынка создается в следующей последовательности:
· анализируются требования покупателей относительно товара фирмы
· формируются группы покупателей со сходными требованиями к определенному товару
· изучается производство данного товара и возможности изменения технологии, позволяющие производить товар, выполняющий требования групп покупателей
· оценивается конкурентоспособность товара
· определяется экономическая выгода создания сегмента рынка
· разрабатывается маркетинговая программа сегмента рынка
В данной работе будет рассмотрен такой сегмент потребительского рынка, как рынок косметических услуг. Потребительский рынок - это рынок товаров массового спроса. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления, семейного и домашнего пользования, главная задача маркетинга рынка потребительских товаров - изучить поведение покупателей на рынке, сформировать модель принятия ими решения о покупке.
Рынок косметических услуг может различаться следующим образом:
Ш общий косметический рынок в России
Ш региональный рынок косметических услуг на территории России
Ш муниципальные рынки косметических услуг
Ш локальные (местные) рынки косметических услуг
Сегментирование потребителей косметических услуг
Сегментирование - это деление потребителей на группы в соответствии с рядом устойчивых признаков, называемых маркетинговыми "признаками сегментирования". Необходимость сегментирования обусловлена необходимостью выбора оптимального сегмента для позиционирования услуги на рынке. В процессе сегментирования происходит формирование сегментов потребительского рынка, устойчивых по своим объединяющим признакам и обладающих набором выраженных характеристик для успешного позиционирования услуг. Общая схема сегментного анализа представлена в таблице 1.
Таблица 1. Принципиальная схема процесса сегментирования рынка косметических услуг.
Выбор метода сегментирования
“a priory”
“post hoc (cluster - based”
Потребительский рынок: выбор социально - демографических признаков сегментирования.
Метод “К-сегментирования”
Промышленный рынок: “полная перепись” или выбор финансового признака описания.
Критериальная оценка сегмента.
В мировой практике используются два принципиальных подхода к маркетинговому сегментированию. В рамках первого метода, именуемого "a priory", предварительно известны признаки сегментирования, численность сегментов, их количество, характеристики, карта интересов. То есть подразумевается, что сегментные группы в данном методе уже сформированы. Метод "a priory" часто используют в тех случаях, когда сегментирование не является частью текущего исследования, а служит вспомогательным базисом при решении других маркетинговых задач. Иногда этот метод применяют при очень четкой определенности сегментов рынка, когда вариантность сегментов рынка не высока. "А priory" допустим и при формировании новой услуги, ориентированной на известный сегмент рынка.
В рамках второго метода, именуемого "post hoc (cluster-based)", подразумевается неопределенность признаков сегментирования и сущности самих сегментов. Исследователь предварительно выбирает ряд интерактивных по отношению к респонденту (метод подразумевает проведение опроса) переменных и далее в зависимости от высказанного отношения к определенной группе переменных, респонденты относятся к соответствующему сегменту. При этом карта интересов, выявленная в процессе последующего анализа, рассматривается как вторичная. Этот метод применяют при сегментировании потребительских рынков, сегментная структура которых не определена в отношении оказываемой услуги. В этой работе "post hoc (cluster-based)" рассмотрен в контексте реализации метода "К - сегментирования" (корреляционного сегментирования) в разделе 1.3.2.
№
Наименование группы населения
Апрель 2000
2001
2002
1
“нижняя”
10.60
6.80
7.80
2
“нижняя средняя”
15.30
11.60
12.70
3
“средняя”
19.20
16.40
17.30
4
“высокая”
23.80
23.20
24.40
5
“элит класс”
31.10
42.00
37.80
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8