Рефераты. Развитие розничной торговли в РФ и Татарстане

Развитие розничной торговли в РФ и Татарстане

35

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика отрасли (торговли)»
Тема: «Развитие розничной торговли в Россиии и Республике Татарстан»
Выполнила: Проверила:
Казань 2007
Содержание.
Введение

Глава 1. Теоретические основы розничной торговли

§ 1.1 Сущность и функции розничной торговли

§ 1.2 Классификация предприятий розничной торговли-

§ 1.3 Типы предприятий розничной торговли и их основные характеристики

Глава 2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и РТ

§ 2.1 Особенности розничной торговли в России и Республике Татарстан на современном этапе экономики

§ 2.2 Состояние развития розничных торговых сетей

§ 2.3 Эволюция форматов розничной торговли

Заключение

Список используемой литературы

введение.

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

Моя курсовая работа состоит из двух глав: в первой главе мною представлены теоретические аспекты розничной торговли; во второй освещены некоторые тенденции в развитии розничной торговли Российской федерации и Республики Татарстан.

В первой главе я представила на рассмотрение классификацию предприятий розничной торговли по нескольким признакам; также в этой главе показаны основные характеристики типов предприятий розничной торговли.

Задача второй главы рассмотреть состояние развития структуры розничной торговли за последние несколько лет; показать на сколько изменилась структура продовольственного и непродовольственного сегментов рынка; рассмотреть проблемы развития розничных торговых сетей на современном этапе экономики; проанализировать изменение форматов предприятий розничной торговли с учетом особенностей экономического развития страны.

Глава 1. Теоретические основы розничной торговли.

1. Сущность и функции розничной торговли.

Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.[2]

Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.[1]

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

· удовлетворение потребностей населения в товарах;

· доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

· поддержание баланса между предложением и спросом;

· воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

· совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]

Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Услуга розничной торговли - это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[7]

Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».[3]

Услуги розничной торговли включают:

1. реализацию товаров;

2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

3. информационно-консультационные услуги;

4. создание удобств покупателям.

Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

· формирование ассортимента;

· приемка товаров;

· обеспечение хранения;

· предпродажная подготовка;

· выкладка товаров;

· предложение товаров покупателю;

· расчет с покупателем;

· отпуск товара.

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

· прием и исполнение заказов на товары;

· организацию доставки товаров;

· упаковывание купленных в магазине товаров;

· комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;

· оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;

· оценку ювелирных изделий на дому;

· оценку антиквариата на дому;

· прием стеклопосуды;

· реализацию товаров в кредит;

· организацию работ по послепродажному обслуживанию;

· организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;

· предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;

· предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.

Информационно-консультационные услуги включают:

· предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;

· консультации специалистов по товарам;

· проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:

· организация и создание мест отдыха;

· предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);

· гарантированное хранение купленных товаров;

· прием и хранение вещей покупателей;

· организация питания покупателей;

· реализация продуктов питания с потреблением на месте;

· парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.[7]

1.2 Классификация предприятий розничной торговли.

В основу классификации розничных торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:

· Особенности устройства;

· Форма торгового обслуживания;

· Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

· Функциональные особенности предприятия;

· Форма собственности;

· Вид предприятия.

По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т.д.)[5]

Форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.

Самообслуживание - это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.

Продажа товаров по образцам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.