35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
§ 1.3 Типы предприятий розничной торговли и их основные характеристики
§ 2.1 Особенности розничной торговли в России и Республике Татарстан на современном этапе экономики
§ 2.2 Состояние развития розничных торговых сетей
§ 2.3 Эволюция форматов розничной торговли
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.[1]
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
· удовлетворение потребностей населения в товарах;
· доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
· поддержание баланса между предложением и спросом;
· воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
· совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Услуга розничной торговли - это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[7]
Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».[3]
Услуги розничной торговли включают:
1. реализацию товаров;
2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
3. информационно-консультационные услуги;
4. создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
· формирование ассортимента;
· приемка товаров;
· обеспечение хранения;
· предпродажная подготовка;
· выкладка товаров;
· предложение товаров покупателю;
· расчет с покупателем;
· отпуск товара.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
· прием и исполнение заказов на товары;
· организацию доставки товаров;
· упаковывание купленных в магазине товаров;
· комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
· оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;
· оценку ювелирных изделий на дому;
· оценку антиквариата на дому;
· прием стеклопосуды;
· реализацию товаров в кредит;
· организацию работ по послепродажному обслуживанию;
· организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
· предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
· предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.
Информационно-консультационные услуги включают:
· предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
· консультации специалистов по товарам;
· проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:
· организация и создание мест отдыха;
· предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
· гарантированное хранение купленных товаров;
· прием и хранение вещей покупателей;
· организация питания покупателей;
· реализация продуктов питания с потреблением на месте;
· парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.[7]
1.2 Классификация предприятий розничной торговли.
В основу классификации розничных торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:
· Особенности устройства;
· Форма торгового обслуживания;
· Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
· Функциональные особенности предприятия;
· Форма собственности;
· Вид предприятия.
По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.
Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т.д.)[5]
Форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.
Самообслуживание - это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.
Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.
Продажа товаров по образцам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5