- цена - 2,15 балла;
- марка - 2,75 балла;
- упаковка - 3,15 балла;
- дизайн - 3,75 балла;
- страна-изготовитель - 4,15 балла.
Таким образом, качество чипсов играет наибольшую роль при выборе товара, а страна-изготовитель - наименьшую. Поскольку при составлении данной анкеты акцент делался все-таки больше на значимость торговой марки для покупателя и на особенности восприятия брэнда, то здесь необходимо также отметить, что это вполне себя оправдало: на поведение потребителя марка играет приблизительно такое же значение, как и качество (отставание составило 0,75 балла).
Непосредственная оценка марки «Lay's» на соответствие ее термину «брэнд» проводилась по итогам суммирования баллов по трем вопросам (см. приложение, вопросы № 7,8,9).
По вопросу о качестве, цене и дизайне марки «Lay's» за определённый вариант ответа присваивался определенный балл (от 0 до 3), который затем умножался на число респондентов, отметивших его. Затем суммировались баллы по всем критериям и общая сумма за вопрос.
По вопросу о положении марки «Lay's» на рынке и возможностях ее дальнейших перспектив расчет производился в соответствии с количеством ответов «да» или «нет»: за 1 ответ «да» +1 балл, за 1 ответ «нет» -1 балл.
Количество баллов общей оценки марки «Lay's» респонденты определяли самостоятельно по шкале от -3 до +3. В ходе анализа результаты суммировались.
Таким образом, распределение баллов по товару марки «Lay's» в сравнении с так называемым «идеальным брэндом» (максимум баллов), произошло следующим образом, представленным в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Балльные оценки восприятия потребителей марки
«Lay's» как брэнда
Показатель оценки
Сумма баллов
«Lay's»
«Идеальный брэнд»
Качество
+54
+60
Цена
+55
Дизайн
+29
Итого за 1-й блок:
+138
+180
Известность
+19
+20
Стабильный спрос
+16
Перспективность
+12
Необходимость
+15
Идеальность (лучшая марка)
Итого за 2-й блок:
74
+100
Общая оценка
+37
Итого за 3-й блок:
+49
Итого за 3 блока:
+261
+340
По данным таблицы 2.1 максимальная сумма баллов за три вопроса составляет 340 баллов - наилучший показатель для любого товара на рынке, позиционирующего себя как брэнд. Однако этот показатель не является реальным, его практически невозможно достичь в расчетах хотя бы потому, что социологические опросы носят приближенный к реальности характер и имеют большую степень погрешности. Поэтому смело можно считать брэндом товар, который набрал не менее 50% от этой суммы, т.е. 170 баллов.
Торговая марка «Lay's» на 76,8% соответствует понятию «идеальный брэнд» (261 балла из 340), т.е. её вполне можно считать лидером рынка чипсов по многим показателям в отдельности и по всей их совокупности.
Заключение.
Ры-нок -- это ин-ст-ру-мент, или ме-ха-низм, сво-дя-щий вме-сте по-ку-па-те-лей (предъ-я-ви-те-лей спро-са) и про-дав-цов (по-став-щи-ков) от-дель-ных то-ва-ров и ус-луг. Од-ни рын-ки яв-ля-ют-ся ло-каль-ны-ми, то-гда как дру-гие но-сят ме-ж-ду-на-род-ный или на-цио-наль-ный ха-рак-тер. Не-ко-то-рые от-ли-ча-ет лич-ный кон-такт ме-ж-ду предъ-я-ви-те-лем спро-са и по-став-щи-ком, а дру-гие яв-ля-ют-ся без-лич-ны-ми -- на них по-ку-па-тель и про-да-вец ни-ко-гда не ви-дят или во-все не зна-ют друг дру-га.
Со-стоя-ние рын-ка оп-ре-де-ля-ет-ся со-от-но-ше-ни-ем ве-ли-чи-ны спро-са и пред-ло-же-ния. Формирование целей производственной деятельности ставит перед производителем еще до начала этой деятельности извечные вопросы: для кого производить продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда нужна эта продукция потребителю, сколько нужно произвести данной продукции. При таком подходе производитель, до того как он начнет проектно-конструкторские работы, выбор технологий, организацию производства и сбыт продукции, вынужден получить точные ответы на поставленные вопросы.
???????? ?? ????????? ??????? ????????????? ????? ?????? ?? ?????? ???????????? ???????????? ?????, ??????? ???????????? ???????????, ???????? ???????????, ??? ? ??????? ????????, ?????????? ???????? ????????????, ??????? ??????? ????????, ?????????? ? ???????, ????? ? ??????? ? ?????? ??????? ? ?????????? ?????, ? ??????? ????????? ???????????.
Приложение 1.
АНКЕТА
1. Ваш возраст:________________
2. Ваш Пол: Ж М
3. Род занятий:
Учусь Работаю Безработный
4. Вы употребляете чипсы:
каждый день раз в неделю от случая к случаю
5. Какие факторы Вы учитываете, покупая чипсы?
Вкус Реклама
Рекомендации знакомых Новизна Другое___________________
6. Проранжируйте эти свойства продукта в порядке значимости для Вас, начиная с самого важного?
Качество___ Цена___ Марка___ Упаковка___
Страна-изготовитель___
7. Какие чипсы Вы предпочитаете?
«Lay's» «Pringles» «Наш чемпион» «АБ»
Другие_________________________________________________
8. Какова Ваша общая оценка чипсов марки «Lay's»?
Очень нравиться нравится
+3 +2 +1 0 -1 -2 -3
Совсем не нравится
(нужное обвести)
9. Ваше мнение о чипсах «Lay's»:
Качество:
низкое среднее высокое
Цена:
низкая приемлемая высокая очень высокая
Дизайн:
отвратительный средний хороший отличный
10. Согласны ли Вы с утверждениями, что марка «Lay's» на рынке
чипсов: (нужное подчеркнуть)
- известная Да (Нет)
- пользуется спросом Да (Нет)
- перспективная Да (Нет)
- необходимая Да (Нет)
- лучшая Да (Нет)
11. Каковы отличительные особенности чипсов марки «Lay's»:
дешевле3
;
престижнее;3
привлекательнее.3
12. Каким средствам информации о продукте Вы доверяете?
Реклама в торговых центрах Реклама в СМИ
Реклама в Интернете Советы друзей и знакомых
13. Уровень расходов, которые Ваша семья на продовольственные товары всреднем:
менее 5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. более 10 тыс. руб.
Список литературы.
1. Алешина И.В. Поведение потребителей - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
2. Васильев Г.А. Поведение потребителей - М.: Вузовский учебник, 2005.
3. Ильин В. Поведение потребителей - СПб., Питер, 2000.
4. Лыгина Н.И., Макарова Т.Н. Поведение потребителей - М.: Инфра - М, 2005.
5. Лебедева О.А., Лыгина Н.И.3
Маркетинговые исследования рынка - М.: Инфра - М, 2003.
6. Лыгина Н.И. Поведение потребителей - М.: Инфра - М, 2003.
7. Лыгина Н.И.,Макарова Т.Н. Поведение потребителей М.: Инфра - М, 2004.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5