Рефераты. Планирование и прогнозирование

Планирование и прогнозирование

гПлан

  • Введение
  • Глава 1. Планирование
    • 1.1 Формы и этапы планирования
    • 1.2 Стратегическое планирование
      • 1.2.1 Основные функции и задачи стратегического планирования.
      • 1.2.2 Алгоритм стратегического планирования
  • Глава 2. Прогнозирование в системе планирования.
    • 2.1 Задачи прогнозирования
    • 2.2 Алгоритм разработки прогноза:
    • 2.3 Методы прогнозирования
    • 2.4 Надежность и точность прогнозов.
  • Список литературы

Введение

В централизованном планировании было жесткое планирование, но было легче в связи с тем, что нужно было только выполнять план. Предприятия были как закрытые системы.

В условиях рынка предприятие работает как открытая система, взаимодействуя с внешней средой.

Особенности внутрифирменного планирования:

Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация, конкуренция, спрос, предложение).

Нужно опережающе определять все организационно-технические потребности, финансово-экономические возможности предприятия, обеспечиваемые материальными ресурсами ( с учетом воздействия внешней среды).

Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития фирмы (современный недостаток: стратегия сводится к текущей деятельности).

Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стратегический и текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы. Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.

Текущий бюджет направлен на:

Повышение прибыли;

Снижение издержек;

Затраты на маркетинг и рекламу.

Стратегический бюджет направлен на:

Инвестиции в повышение конкурентоспособности;

Диверсификация (расширение сфер деятельности);

Повышение доли рынка.

Большую роль в планировании играет прогнозирование.

Глава 1. Планирование

1.1 Формы и этапы планирования

Планирование - это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения.

Конечный итого процесса проектирования - плановое решение.

Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования.

Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений.

Формы планирования:

1) период планирования:

Долгосрочное (> 3 лет)

Среднесрочное (< 3 лет)

Краткосрочное (до 1 года)

2) величина привлекаемых инвестиций:

Стратегическое

Текущее (тактическое)

3) иерархия планирования:

На корпоративном уровне

На уровне самостоятельных юридических единиц

Цеховое планирование

Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое планирование.

Методические подходы к планированию:

1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в начале жизненного цикла изделия.

2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.

3) Адаптивное планирование учитывает динамику изменения ресурсов, динамику привлечения финансов.

Процесс планирования включает в себя:

Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных возможностей предприятия.

Определение необходимых условий для достижения поставленной цели в заданный период времени.

Разработка альтернативных плановых решений для последующего утверждения.

Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей).

Этапы:

Анализ состояния предприятия: организационно-экономического, технико-технологического, финансового, кадрового. Конечная цель - выявление проблем (несоответствия желаемого и действительного).

Установление целей, построение дерева целей (желаемых результатов).

Установление основных параметров плана (стратегические цели характеризуют внешние параметры, текущие - внутренние).

Определение и оценка альтернатив. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям.

Организация выполнения плана.

Исходные данные:

Совокупность сведений о внешней среде.

Информация о конкурентах.

Состояние производственной среды.

При разработке планов необходимо использовать определенные принципы планирования:

Своевременность

Обоснованность

Целенаправленность

Информативность (на верхнем уровне - агрегированная информация)

Рациональность

Комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)

1.2 Стратегическое планирование

Определяем миссию предприятия (не более 6 строк). Например, занять ведущее положение в России. После определения миссии идет разработка стратегии в виде конкретных целей.

Разработка стратегии:

Строгая формулировка стратегических целей.

Оценка потенциала.

Оценка, диагностика, анализ внешней среды.

Диагностика сильных и слабых сторон (SWOT-анализ).

Анализ стратегических альтернатив.

Выбор стратегии.

Реализация стратегии.

Стратегии (с т.з. пирамиды управления):

Корпоративные

Функциональные

маркетинговая

финансовая

производственная

кадровая

развития исследований (НИОКР)

Главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хозяйственная цель.

Эмерсон: «Если не цели, то нет смысла выбирать дорогу».

Цели должны быть:

реальными и достижимыми;

измеримыми;

однозначными;

конкретизированными и детализированными по подразделениям;

понятными исполнителям.

Условия определения цели с учетом:

объема работ;

сроков выполнения;

количества исполнителей;

возможностей предприятия.

Учет внешних факторов:

законодательных;

политических;

международных;

финансовых;

технологических.

Учет внутренних факторов:

организационных;

технических;

деловой философии фирмы.

Подходы к разработке стратегического плана:

От прошлого к будущему (прогноз).

От будущего к настоящему.

Отличительные черты стратегии:

Разработка стратегии не завершается немедленным действием.

Для реализации стратегии необходим набор - дерево целей.

На основе стратегии разрабатывается стратегический план.

В системе дерева целей цели делятся на цели и ориентиры. Существует иерархия между ними: цели - для верхнего уровня; ориентиры - для нижнего. Любая цель имеет двойственный характер.

Когда не нужна стратегия?

Необходимость стратегии отпадает при выходе на желаемый уровень результатов. Меняют не стратегию, а стратегический план. Процесс должен быть управляемым.

С т.з. рыночных целей должны быть характеристики:

доля рынка (желаемая);

динамика роста доли рынка.

Надо учитывать отношение собственной доли к доли конкурента. Можно использовать кривые освоения при определении доли рынка.

доля

цена

Т

Рост доли рынка на 20% требует удвоения производственной мощности каждые 3-3,5 года.

Требования к формированию стратегических планов:

Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).

Активное использование методов моделирования (имитационного).

Необходимость учитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.

Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).

Возможные генеральные цели:

Повышение уровня конкурентоспособности.

Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.

Повышение прибыльности и рентабельности.

Обеспечение социальной защиты работников.

Элементами процесса стратегического планирования являются:

Анализ внешней среды;

Построение, формирование целей предприятия;

Увязка, согласование целей верхнего уровня и функционального уровня с нижним;

Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).

1.2.1 Основные функции и задачи стратегического планирования.

Функции:

Формирование стратегии развития предприятия.

Планирование основных направлений действий.

Оценка потенциальных возможностей фирмы (комплексная) по реализационной стратегии.

Определение необходимых ресурсов и организационно-финансовое сопровождение стратегического плана.

Задачи:

1.1. Анализ состояния и перспектив развития рынка.

1.2. Определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий.

1.3. Определение целевых установок на основе маркетинговых исследований.

1.4. Разработка дерева целей.

1.5. Установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям).

1.6. Оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции.

2.1. Разработка целевых программ по функциональным стратегиям.

2.2. Установление контрольных цифр для достижения целей.

2.3. Анализ возможностей диверсификации сфер деятельности (производства) с минимумом затрат.

2.4. Формирование стратегического бюджета и источников финансирования (включая графики поступления финансов). Финансирование текущего бюджета.

3.1. Оценка организационно-экономического и технологического уровня готовности производства к реализации стратегических задач.

3.2. Оценка конкурентоспособности фирмы и продукции.

3.3. Оценка и выбор маркетинговых программ (под определенные цели).

3.4. Оценка и анализ необходимого объема инвестиций.

3.5. Оценка возможных воздействий внешней среды.

4.1. Установление требований к потребляемым ресурсам и необходимых количественных объемов.

4.2. Определение источников финансирования.

4.3. Установление межхозяйственных связей.

4.4. Формирование плана обеспечения ресурсами с учетом хозяйственного риска.

Причины отторжения неэффективного стратегического планирования:

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.