гПлан
Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое планирование.
Методические подходы к планированию:
1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в начале жизненного цикла изделия.
2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.
3) Адаптивное планирование учитывает динамику изменения ресурсов, динамику привлечения финансов.
Процесс планирования включает в себя:
Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных возможностей предприятия.
Определение необходимых условий для достижения поставленной цели в заданный период времени.
Разработка альтернативных плановых решений для последующего утверждения.
Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей).
Этапы:
Анализ состояния предприятия: организационно-экономического, технико-технологического, финансового, кадрового. Конечная цель - выявление проблем (несоответствия желаемого и действительного).
Установление целей, построение дерева целей (желаемых результатов).
Установление основных параметров плана (стратегические цели характеризуют внешние параметры, текущие - внутренние).
Определение и оценка альтернатив. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям.
Организация выполнения плана.
Исходные данные:
Совокупность сведений о внешней среде.
Информация о конкурентах.
Состояние производственной среды.
При разработке планов необходимо использовать определенные принципы планирования:
Своевременность
Обоснованность
Целенаправленность
Информативность (на верхнем уровне - агрегированная информация)
Рациональность
Комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)
Определяем миссию предприятия (не более 6 строк). Например, занять ведущее положение в России. После определения миссии идет разработка стратегии в виде конкретных целей.
Разработка стратегии:
Строгая формулировка стратегических целей.
Оценка потенциала.
Оценка, диагностика, анализ внешней среды.
Диагностика сильных и слабых сторон (SWOT-анализ).
Анализ стратегических альтернатив.
Выбор стратегии.
Реализация стратегии.
Стратегии (с т.з. пирамиды управления):
Корпоративные
Функциональные
маркетинговая
финансовая
производственная
кадровая
развития исследований (НИОКР)
Главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хозяйственная цель.
Эмерсон: «Если не цели, то нет смысла выбирать дорогу».
Цели должны быть:
реальными и достижимыми;
измеримыми;
однозначными;
конкретизированными и детализированными по подразделениям;
понятными исполнителям.
Условия определения цели с учетом:
объема работ;
сроков выполнения;
количества исполнителей;
возможностей предприятия.
Учет внешних факторов:
законодательных;
политических;
международных;
финансовых;
технологических.
Учет внутренних факторов:
организационных;
технических;
деловой философии фирмы.
Подходы к разработке стратегического плана:
От прошлого к будущему (прогноз).
От будущего к настоящему.
Отличительные черты стратегии:
Разработка стратегии не завершается немедленным действием.
Для реализации стратегии необходим набор - дерево целей.
На основе стратегии разрабатывается стратегический план.
В системе дерева целей цели делятся на цели и ориентиры. Существует иерархия между ними: цели - для верхнего уровня; ориентиры - для нижнего. Любая цель имеет двойственный характер.
Когда не нужна стратегия?
Необходимость стратегии отпадает при выходе на желаемый уровень результатов. Меняют не стратегию, а стратегический план. Процесс должен быть управляемым.
С т.з. рыночных целей должны быть характеристики:
доля рынка (желаемая);
динамика роста доли рынка.
Надо учитывать отношение собственной доли к доли конкурента. Можно использовать кривые освоения при определении доли рынка.
доля
цена
Т
Рост доли рынка на 20% требует удвоения производственной мощности каждые 3-3,5 года.
Требования к формированию стратегических планов:
Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).
Активное использование методов моделирования (имитационного).
Необходимость учитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.
Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).
Возможные генеральные цели:
Повышение уровня конкурентоспособности.
Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.
Повышение прибыльности и рентабельности.
Обеспечение социальной защиты работников.
Элементами процесса стратегического планирования являются:
Анализ внешней среды;
Построение, формирование целей предприятия;
Увязка, согласование целей верхнего уровня и функционального уровня с нижним;
Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).
Причины отторжения неэффективного стратегического планирования:
Страницы: 1, 2