Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, соци-альными и политическими факторами устойчивое положение страны или това-ропроизводителя на внешнем и внутрен-нем рынках, которое отражается через показатели, характеризующие такое со-стояние и его динамику. Конкуренто-способность экономики концентриро-ванно выражает экономические, научно-технические, производственные, орга-низационно-управленческие, маркетин-говые и другие возможности предпри-ятий и экономики в целом. Эти воз-можности реализуются в товарах и услу-гах, противостоящих аналогам, сопер-ничающим на внутреннем и внешнем рынках, что является результатом реа-лизации государственного общественно-го строя страны, меру ее способности обеспечить стабильное динамичное раз-витие экономики и уровень благосостоя-ния членов общества.
Различают конкурентоспособность экономики страны, отраслей, предпри-ятий, товаров (продуктов, услуг). Оценивают конкурентоспособность страны по восьми факторам:
1. Внутренний макроэкономический потенциал;
2. уровень участия в международной торговле и потоке инвестиций;
3. степень влияния государственной политики на создание конкурентной среды;
4. качество и эффективность финансо-вой системы;
5. состояние инфраструктуры;
6. уровень управления (с позиций но-вовведений, прибыльности и ответст-венности);
7. научно-технический потенциал (с точки зрения успешности фундамен-тальных и прикладных исследований);
8. состояние и квалификация трудо-вых ресурсов.
Уровень развития экономики опре-деляется удельным весом производимых в государстве конкурентоспособных то-варов (предметов и услуг). Их объем производства и реализации является обобщающим показателем жизнестой-кости предприятия, его умения эффек-тивно использовать финансовый, произ-водственный, научно-технический и трудовой потенциал.
Конкурентоспособность товара можно определить как совокупность по-казателей, обеспечивающих разработку, производство, реализацию и послереа-лизационное обслуживание товара с целью удовлетворения необходимого потребительского спроса и получе-ния целевой прибыли предприятия; либо как совокупность качественных и стоимост-ных характеристик изделия, обеспечи-вающих удовлетворение конкретной по-требности покупателя.
Конкурентоспособный то-вар имеет характеристики лучше сред-них на данном рынке прежде всего по качеству, цене, условиям поставки и оп-латы, сервисному обслуживанию, на-дежности в использовании и эксплуата-ции, экологии. Абсолютно конку-рентоспособный товар - это новый инно-вационный товар, не имеющий аналога на рынке и приемлемый для потребите-ля по качеству, стоимости, удовлетворе-нию общественно полезных потребно-стей потребителей (группы, сегмента рынка), располагающих покупательной способностью.
Конкурентоспособность предпри-ятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прак-тической прибыльной реализации в ус-ловиях конкурентного рынка.
Конкурентоспособность примени-тельно к отрасли промышленного про-изводства - это обладание свойствами, которые формируют ее преимущества в экономическом соревновании с другими отраслями за потребителей (рынки сбы-та) и различные ресурсы, используемые для организации нормального функцио-нирования отрасли. Производственные процессы включают все этапы жизнен-ного цикла продукции от проектно-конструкторской разработки до реали-зации и послеконтрактного обслужива-ния. "Конкурентоспособность ук-раинской продукции (услуг) определяет конкурентоспособность предприятий, а значит, и экономики государства вообще в интерэкономике" - отмечает В. Андрийчук.
Другие утверждают, что ведущая роль в формировании конкурентоспо-собности предприятий, отраслей и соот-ветствующих товаров принадлежит макроэкономическому уровню (уровень государства), на котором -определяются экономические, правовые и другие важ-нейшие условия функционирования всей хозяйственной системы.
Конкурентоспособ-ность - это важнейший обобщающий показатель уровня экономики, своеобразный рейтинг её в соотношении с мировыми лидерами, национальными, региональными, которые характеризуют все стороны социально-экономического функционирования общества
Согласно исследованиям М.Г. Делягина, конкуренция в современных условиях на международных рынках может быть представлена в виде пяти уровневой пирамиды, в которой:
I уровень - конкуренция новых технологических принципов. Данный рынок является пре-имущественно внутренним для трансна-циональных корпораций (ТНК) США и частично Великобритании. Контролиру-ется коммерчески и организационно ТНК и соответствующими правительст-вами и международными организация-ми. Обеспечивает сверхвысокие прибы-ли, по своей природе аналогичные ренте;
II уровень - контроль процесса реа-лизации новых технологических прин-ципов (технологий). Имеют место боль-шие поступления на рынке, но продажи носят неполный характер. Реализуется право использования, но не право на производство и "ноу-хау";
III уровень -уникальные потреби-тельские товары, сложное технологичес-кое оборудование, высокопрофессиональные и высококвалифицированные услу-ги, поступающие на открытый рынок.
IV уровень - менее уникальные то-вары, технологии, услуги, поступающие в открытые рынки;
V уровень - (основание пирамиды) -сырьевые товары или продукция перво-го передела. Рынки контролируются по-требителями. Он наиболее подвижен и наименее стабилен. Обладает высоким стратегическим риском. Здесь сосредо-точены товары сферы быта, социальной сферы, потребительские товары.
Особой, относительно новой сферой жесткой конкуренции является инфор-мация, мировой рынок финансов. По мнению зарубежных и отечественных исследователей, информацион-ные поля монополизируются корпора-циями, обладающими современными информационными технологиями, вы-сокоразвитыми средствами массовой информации (СМИ). Финансовые рынки монополизируются крупнейшими фи-нансовыми группами мирового масшта-ба, имеющими поддержку правительст-ва своих стран, где они являются рези-дентами.
2.2 Экспортный потенциал
Конкурентоспособность создает предпосылки для форми-рования экспортного потенциала. Одна-ко с позиции нормального развития рыночной экономики целесообразно и необходимо вначале наполнить внутрен-ний рынок конкурентоспособными това-рами (продукцией, услугами), а их из-лишек предложить на мировые между-народные рынки, где конкурентоспособные по мировым стандартам товары вступают в конкуренцию со своими ана-логами или их заменителями и выигры-вают. Нельзя относить к экспортному потенциалу товары, которые поставля-ются на международные рынки при ус-ловии их дефицита на внутренних рын-ках
Приоритетными государствен-ными мерами по увеличению экспорт-ного потенциала должны стать:
1. Совершенствование нормативной и правовой базы регулирования внешне-экономической деятельности;
2. Структурная перестройка народного хозяйства, его ориентация на "высокие технологии";
3. Развитие законодательства в ин-формационной сфере;
4. Защита отечественного товаропро-изводителя от экономической интервен-ции иностранных корпораций;
5. Обязательная экспертиза торгово-промышленной палатой Украины всех импортируемых товаров;
6. Создание на коммерческой основе при министерствах и ведомствах цен-тров отраслевых и межотраслевых ис-следований конъюнктуры соответст-вующих видов товаров на мировых рын-ках, разработка и реализация мероприя-тий, создание межотраслевых центров информации;
7. Введение выдачи государственных гарантий на кредиты по участию в меж-дународных тендерах;
8. Введение в действие финансово - экономического механизма освобожде-ния отечественных товаропроизводителей в течение двух-трех лет от налога на прибыль, полученную от прироста объе-ма экспортной продукции, обеспечение возмещения экспортно-импортного НДС в месячный срок;
9. Разработка и внедрение антидем-пингового кодекса Украины;
10. Заключение договоров наибольшего благоприятствования в торговле с сосед-ними государствами, с высокоразвитыми странами;
11. Разработка и внедрение гибкого ме-ханизма государственного регулирования реэкспорта продукции в третьи страны с использованием методов та-рифного и нетарифного регулирования;
12. Разработка и реализация целевых программ создания и поддержки науко-емких производств и "высоких техноло-гий";
13. Разработка и реализация системы мер - таможенных, налоговых, инвести-ционных, которые способствуют увеличению критического импорта техноло-гий, а не устаревшего оборудования;
14. Поддержка формирования конку-рентоспособных корпораций, кластеров, сетей;
15. Реализация транспортной политики путем использования единых железно-дорожных тарифов на грузоперевозки с сопредельными государствами бывшего Союза ССР на отечественные товары и экспортно-импортные товары
Приоритетными отраслевыми направлениями наращивания экспорт-ного потенциала должны стать:
1. Высокотехнологические наукоемкие отрасли машиностроения;
2. Черная и порошковая металлургия;
3. Производство сверхтвердых мате-риалов;
4. Электросварочное производство;
5. Информатика и связь;
6. Научно-технические разработки, "ноу-хау", патентно-лицензионная тор-говля;
7. Легкая и пищевая промышленность;
8. Продукция конверсионных пред-приятий оборонного комплекса, а также производство вооружения на экспорт;
9. Производство продукции художест-венных промыслов, народных ремесел, изобразительного искусства;
10. Международные транспортно-экспедиционные услуги и транзитные пере-возки;
11. Система программирования и стра-тегической информации;
12. Лечебно-рекреационные услуги.
2.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции
С помощью интегрального показателя можно не только однозначно оценить качество изделия, но и дать оценку его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность изделия определяется его способностью завоевать предпочтение покупателя. Если покупатель (потребитель) выбирает из ряда конкурирующих товаров конкурентный товар, то, значит, именно этот товар имеет наиболее высокую конкурентоспособность.
Когда речь идет о технике, машинах, покупатель сознательно (а иногда и подсознательно) выбирает ту модель, которая обладает наибольшей эффективностью, то есть, приносит ему наибольшую экономическую выгоду.
Поэтому с позиции покупателя, более выгодной, а значит, конкурентоспособной является тот товар, который имеет наилучшее значение интегрального показателя. Однако при оценке выгодности покупатель оценивает не затраты на создание товара, а его стоимость (цену приобретения).
Следовательно, для оценки конкурентоспособности интегральный показатель качества (конкурентоспособность) машины рассчитывается с учётом затрат на приобретение машины, включающие ее цену, а также затрат на транспортировку и монтаж.
При оценке конкурентоспособности техники бытового назначения, а также другой продукции (продуктов питания, одежды и т.д.), кроме оценки экономической эффективности, не меньшее, а иногда и основное значение имеют социальные, эргономические, экологические и другие показатели качества. В этих случаях для оценки конкурентоспособности продукции применяются комплексные методы, аналогично комплексным методам оценки качества.
2.4 Развитие конкуренции в Украине
Специальное законодательство, которое устанавливает кон-троль за соблюдением условий конкуренции, не-обходимое в сферах, где рыночное саморегулирование не в состоянии обеспечить конкуренцию. В случае природных монополий конкуренции на этих рынках п-репятствует большой объём начальных инвестиций и явление постоянного уменьшения расходов на единицу продукции за счёт увеличения объёмов производства. Процедуры государственных закупок через открытые тендеры образуют условия конкуренции на рынках, где главным потребителем является правительство. ВР установи-ла законы о природных монополиях и государственной закупки. Антимонопольное законодательство является одним из самых старых в Украине, но для его воплощения необходимо определить полномочия и регламен-тировать работу уполномоченных лиц антимонопольных ор-ганов.
Закон «Про природные монополии» от 20 апреля 2000 года даёт определение природных монополий и устанавливает принципы их регулирования. Закон определяет природные монополии как рынки, на которых конку-ренция не приводит к эффективному результату, поскольку затраты на производство единицы продукции всегда уменьшаются с увеличением объёма производства.
К природным монополиям закон относит рынки услуг трубопроводного транспорту, передачу и рас-пределение электрической энергии, инфраструктуру железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, связи общего пользования, централизованно-го водоснабжения и водоотведения.
Предметом регулирования являются цены на товары, которые производят субъекты природных монополий, и доступ потребителей этих товаров.
Для регулирования деятельности субъектов природных мо-нополий закон предусматривает образование соответствующих национальных комиссий. Таким образом, в добавок к Национальной комиссии по вопросам регулирования электро-энергетики должны быть основаны еще хотя бы две комиссии - по вопросам регулирования транспорта и связи.
Задание комиссий - осуществлять регулирования цен на принципах самоокупаемости субъектов природных монополий и защиты прав потребителей. Комиссии также должны раз-рабатывать и внедрять механизмы соревнования между субъектами природных монополий, которые бы заменяли конкуренцию.
Важным фактором успеха регулирования природных монополий является независимый статус комиссий. Регулирования природных монополий заключается в том, чтобы сбалансирова-ть интересы потребителей и субъектов природных моно-полий. Комиссии смогут добиться этого баланса, если не одна со сторон не будет иметь привилегий во влиянии на решение комиссии.
Согласно с законом комиссии являются центральными органами исполнительной власти со специальным статусом. Главу и членов комиссии назначает Президент Украины по представлению премьер-министра. Срок полномочий главы и членов комиссии составляет шесть лет. Такие условия способствует независимости комиссий с регулированием природ-ных монополий.
.
Что касается государственных закупок, которые также влияют на развитие конкуренции, то принятый 22 февраля 2000 года Верховной Властью Закон Ук-раины „Про закупку товаров, работ и услуг за государственный счёт» будет обеспечивать разграничение бюджетного и частного секторов через развитие контрактных отношений между организациями, которые финан-сируют исключительно государство, и частными предприятиями. Закон составлено в соответствии с директивами ЄС и Соглашения про государственные закупки Мировой организации торговли.
Воплощение закона будет способствовать большей конкуренции за счёт введения таких процедур:
1. предоставлять предпочтение открытым торгам как основного способа осуществления государственных закупок. В откры-тых торгах берут участие все заинтересованные предприятия, которые знакомы с объявлением про прове-дения закупок. Государственная организация - заказчик обязана опубликовать объявление в «Вестнике государственных закупок”, и др. средствах массовой информации;
2. подготовка тендерной документации. Бюджетная ор-ганизация -- заказчик объявляет тендерные условия и критерии оценки тендерных пропозиций. Такими кри-териями является самая низкая цена, срок поставки, качество, обслуживание после продажи, условия расчётов и т.д. По мере возможности критерии должны быть представлены в количественном измерении;
3. оглашение результатов тендера подачи ежегодного отчёта про государственные закупки.
Закон, провозглашая одинаковые условия участия отечественных и иностранных исполнителей в государственных за-купках, одновременно опускает льготы для отечественных исполнителей при условии, если стоимость закупок не превышает установленную границу. Для товаров эта граница составляет 200 тис. евро. для услуг - 300 тис. евро, для работ - 4 млн. евро. Такая практика не противоречит Соглашению про государственные закупки Мировой Организации торговли.
Воплощение закона будет стимулировать лучшее планирование и использование бюджетных ресурсов.
Антимонопольное законодательство является одним из самых старых в Украине. Законы «Про ограничение монополизма и не допуске недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и «Про Антимонопольный комитет» были приняты в 1992-1993 годах. Поло-жения этих законов касательно полномочий Антимонопольного комитета (АМК) противоречили Конституции и действующему законодательству.
Парламент Украины принял Закон «Про внесение изменений к Закону Украины «Про Антимонопольный комитет Украины». Изменения привели нормы Закона «Про Антимо-нопольный комитет» в соответствие со статьёй 92 и 106 Конституции Украины. В соответствии со статьёй 92 Конституции Украины правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования с этих пор должны быть установлены исключительно законами Украины.
Заключение
Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно - технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге - уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.
Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации).
Основным средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность повышать цену продукции, обеспечивая при этом выгоду потребителю.
Оценка качества изделий представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.
Конкурентоспособ-ность является интегральным показате-лем развития экономики на уровне госу-дарства, отраслей, регионов, предпри-ятий, экономических, научно-техни-ческих, качественных, экологических характеристик товаров (продукции, ус-луг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состоя-ние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, со-ответствуют международным стандар-там и являются конкурентоспособными на международных рынках. В этих во-просах необходимо тесное сотрудничест-во органов государственного управления и предприятий (корпораций, организа-ций, фирм). Конкурентоспособность на внутренних рынках не всегда совладает с конкурентоспособностью на междуна-родных рынках. Это общеизвестно. Вме-сте с тем, возможны случаи, когда това-ры (продукция, услуги), конкурентоспо-собные на мировом рынке, могут быть либо не востребованы, либо неконкурен-тоспособны на внутреннем рынке из-за его неразвитости, ограниченной плате-жеспособности, несовершенства системы ценообразования, низкого общего тех-нического уровня обрабатывающих про-изводств и т.д. Особенно это касается интеллектуальной деятельности, тесно связанной с экономической и социаль-ной безопасностью государства.
Список использованной литературы
1. Экономика предприятия: Учебн. пособие. (П.А. Орлов и др.); Под общей ред. П.А. Орлова. - Х.: РИО ХГНУ, 2000. - с. 401.
2. Чепінога В.Г., Основи економічної теорії: Навч. посіб. - К.: Юринком Інтер, 2003. - 456 с.
3. Афанасьев Н.В., Гончаров А.Б., Экономика предприятия: Учебн. пособие. - Х.: ИД «ИНЖЭК», 2004. - 528 с.
4. ХГЭУ, Научный журнал «Вісник» сент. 1999г. № 3 (11)
5. В. Г. Голубєва, Вісник Вінницького політехнічного інституту, № 6, 2001 р.
6. В.В. Дементьєв, Наукові праці Донецького державного технічного університету, серія: економічна. Випуск - 46. - Донецьк, Дон. НТУ, 2002. - 216 с.
7. Ю. Коваленко, жур. „Економіст”, № 9. - К., 2001.
8. Ю.Б. Иванов, Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночных отношений, - Х.: РИО ХГЭУ, 1997. - 246 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4