Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению серы обращения и выделению в ней посреднических отраслей - оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.
Функции оптовой торговли можно разделить на два вида: традиционные - главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новы, возникающие под влиянием развития рынка.
Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель (т.е. розничная торговля), экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой.
Одной из основных функций работников оптовой торговли является работа по закупке товаров.
0сновными задачами оптовой торговли являются:
маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;
размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;
своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;
организация хранения товарных запасов;
организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;
обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);
организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;
широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.
Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX века).
В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы.
Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
В советской экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.
Оптовая торговля связывает практически все отрасли экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения товара от изготовителей до предприятий розничной торговли, а при торговле продукцией производственно-технического назначения--непосредственно до предприятий-потребителей. Существуют следующие формы оптовой торговли: прямые связи между изготовителями и покупателями; через посреднические организации и предприятия; коммерческие контакты субъектов рынка.
1. Прямые связи в хозяйственных взаимоотношениях между производителями и покупателями товаров практикуются при транзитных (вагонных) поставках партии продукции.
Хозяйственные связи по поставке продукции могут быть краткосрочными до года и длительными. Быстрая смена ассортимента продукции, высокие темпы обновления ее номенклатуры, единовременный характер потребления требуют краткосрочных хозяйственных связей, но в большинстве случаев экономически целесообразнее длительные связи. При длительных хозяйственных связях поставщику и покупателю предоставлено право определять номенклатуру и виды, сроки поставок, качество поставляемой продукции, материальную ответственность и материальное вознаграждение за выполнение условий поставок. Такие связи обеспечивают сторонам непосредственный контакт, позволяют взаимоувязывать периодичность поставки, сокращать время на согласование условий ассортимента, дополнительных технических требований. Потребители могут стимулировать производителей в выпуске высококачественной продукции, а производители, заинтересованные в сбыте продукции, оказывать различную помощь и услуги потребителям.
Организация прямых длительных хозяйственных связей позволяет:
освобождать стороны от ежегодного составления договора поставки (договор оформляется на несколько лет);
периодически корректировать ассортимент и поквартальные сроки поставки;
отрабатывать технологию изготовления продукции и тем самым повышать ее качество;
согласовывать графики производства продукции с заинтересован иными предприятиями;
сокращать сроки представления спецификаций;
снижать документооборот в сфере обращения.
2.Оптовая торговля через посреднические организации и предприятия (оптовые магазины и базы, мелкооптовые и фирменные магазины и др.) целесообразна для покупателей, приобретающих продукцию в разовом порядке или в объемах меньше транзитных норм.
Располагая складскими площадями, складским технологическим оборудованием (стеллажами, контейнерами, бункерами, резервуарами и др.) и подъемно-транспортными средствами (погрузчиками, кранами, конвейерами и др.), посреднические предприятия организуют приемку, сортировку, хранение, отпуск товаров покупателям. Кроме того, эти предприятия оказывают покупателям различные услуги (по подготовке продукции и потреблению. коммерческо-информационные, транспортные, транспортно-экспедиционные, лизинговые и др.).
Коммерческие контакты субъектов рынка бывают нескольких видов.
а) Прямой товарообмен -- бартерные сделки. При этом используются соглашения о поставке конкретного вида товара от одного предприятия к другому, и наоборот. В бартерных сделках, как правило, присутствует натуральный обмен. В ходе реализации товаров могут назначаться конкурентные торги, при этом продавцы определяют условия торговли, дают характеристику товара или услуги в письменном виде. Покупатель, изучив предложения, выбирает лучшее на его взгляд.
б) Широкое распространение получает аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует .конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже. Аукционную продажу может проводить продавец или посредническая организация, специализирующаяся на этом виде торговли. На аукционе предлагаются товары как большими партиями (оптовая торговля), так и отдельными изделиями (розничная торговля). Публичные аукционные торги производятся в заранее обусловленное время в специальном месте. Организация аукциона включает подготовку. осмотр товара потенциальными покупателями, непосредственно аукционный торг, оформление и исполнение аукционных сделок.
в) Значительная роль в оптовой торговле отводится товарной бирже.
На бирже товар продается без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов (покупатель волен самостоятельно выбирать продавца, продавец -- покупателя). Сделки заключаются только профессиональными посредниками -- брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.
г) Возможность установления коммерческих контактов между производителем и потенциальными покупателями создают оптовые ярмарки. Оптовое назначение ярмарок состоит в налаживании непосредственных деловых контактов между субъектами рынка (производителями продукции, посредниками, покупателями), заинтересованными в реализации и приобретении конкретной товарной продукции.
Постепенно на потребительском рынке прямые связи стали вытесняться оптовой торговлей, где решающую роль играли посредники. Их число росло из года в год. В 1995 году была проведена первая Всероссийская перепись предприятий оптовой торговли, результаты которой стали весьма наглядной иллюстрацией кардинальных изменений в сфере обращения, произошедших за период реформирования экономики России и ее регионов, в том числе и Дагестана. Прежде всего следует отметить лавинообразный рост числа предприятий, занимающихся оптовой и оптово-посреднической деятельностью. В ходе переписи было установлено, что подобного рода юридических лиц, для которых оптовая торговля являлась основным видом деятельности, в Российской Федерации насчитывалось на первое января 2002г 41,6 тысячи, в том числе в нашей республике их было зарегистрировано около 2 тысяч. Оптовая торговля стала основной формой продвижения товаров от производителя-поставщика к их потребителю.
Потеря рычагов государственного регулирования торговли усиливает негативные тенденции в обслуживании покупателей: свертывание прогрессивных форм торговли, отсутствие надлежащего контроля за ассортиментом, ценами, качеством товаров, товарным соседством, режимом работы предприятий, сокращением числа предприятий, торгующих товарами повседневного спроса. Многие магазины потеряли свою специализацию, превратившись в “смешанные”, часто нарушается Закон о защите прав потребителей. Не все предприятия торговли имеют кассовые аппараты, а кто имеет, при выдаче покупки, редко дают чеки. Проверки показывают, что многие оптовые и оптово-посреднические предприятия не имеют сертификатов качества на товары и заключения санэпидстанции на санитарное состояние складских помещений, торговых залов, на потребительские свойства и качества продаваемого товара. Против ожидания в оптовом секторе торговли не произошло заметного улучшения в качестве обслуживания.
Стратегия развития оптовой торговли базируется на разработке конкретной структурной политики, она предусматривает, наряду с определением общего механизма ее проведения, конкретизацию основных направлений структурных преобразований.
Страницы: 1, 2, 3