Рефераты. Маркетинговое исследования рынка сыроваренной продукции

2.2 АНАЛИЗ РЫНКА СЫРА

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ

В последнее время торговцы отмечают благоприятные из-менения. Прежде всего, ос-новное сырье для производ-ства сыра -- молоко -- пе-рестало быть дефицитом да-же в зимний период Соот-ветственно, и у производи-телей, и у торговцев появи-лась возможность наращи-вать объемы производства и продаж сыра, расширять его ассортимент, что они с ус-пехом и делают. К тому же с ростом благосостояния населения места для сыра в потребительской корзине стало больше. В 2001 году было продано 82-84 тыс.т сыра (в том числе брынзы), что на 33-35% больше, чем в 2000 году. За восемь месяцев нынешнего года, по оценкам торговцев и данным Госком-стата, реализовано 67-68 тыс.т сыра, что на 28-30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. От-радно также, что сезонный спад в продажах сыра ста-новится все менее резким (опять же, в связи с тем, что молока -- залейся) Напом-ним: два-три года назад продажи сыра летом сокра-щались на 30-40%, естест-венно, резко падали и цены. В зимний период оптовики умоляли: "Дайте сыр!", а летом взывали уже произво-дители: "Возьмите сыр!". Строить долгосрочные пла-ны и партнерские отноше-ния было крайне трудно. Сейчас же продажи летом уменьшаются примерно на 20-25%, что способствует упорядочиванию сбытовых структур и активному разви-тию рынка.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ИМПОРТНЫЙ ТОВАР

Основной оборот торгов-цам сырами по-прежнему обеспечивает отечественная продукция. Более того, на протяжении 2001/02 марке-тингового года продажи им-портных сыров сократились примерно вдвое и, по мнению операторов, составляют не более 10% (примерно 9 тыс.т) в общем объеме реализации сыров.

Сокращение продаж им-портной продукции про-изошло по нескольким при-чинам:

* во-первых, отечествен-ным предприятиям уда-лось наладить выпуск сы-ров, аналогичных импорт ным (например, "Гауда", "Эдам", "Дуплет", "Мра-морный");

* во-вторых, улучшилось качество отечественного сыра, он стал конкуриро-вать с импортным не только по цене;

* в-третьих, усилился, по данным операторов, тамо-женный контроль на грани-це Украины.

А по мнению импортеров, при существующих тамо-женных пошлинах ввозить сыр средней и дешевой це-новых групп легальным пу-тем нецелесообразно. Такой -- официально растаможен-ный -- сыр в рознице будет стоить не менее 40 грн., и вряд ли найдутся желающие его приобрести.

Поэтому "черный" или "се-рый" сыр обеспечивает не менее 80% общего объема реализации импортной про-дукции (см. табл.2).

Львиную долю в продажах импортной продукции -- 80-85% -- составляет поль-ский сыр, закупочная цена которого не превышает $2,5 за 1 кг и именно его им-портеры стараются "огра-дить" от таможенного оформления.

Кстати, не способствовал продажам импортных сыров и отказ некоторых рознич-ных продавцов торговать продукцией, не имеющей сертификата соответствия и прочих сопроводительных документов. Хотя, по утвер-ждению некоторых торгов-цев, нынешним летом по-ставщики польского сыра начали предоставлять необ-ходимые документы. Так это или нет -- проверить сложно. По данным офици-альной статистики, в тече-ние семи месяцев этого года из Польши ввозились толь-ко свежие сыры (изготов-ленные без вызревания).

Несмотря на сокращение продаж импортных сыров, вряд ли в ближайшее время они полностью исчезнут с ук-раинского рынка. По данным маркетологов, повышенным потребительским спросом пользуются крупнопористые сыры, например "Радомер", "Маасдамер". А отечествен-ные заводы только предпри-нимают первые попытки вы-пуска подобной продукции. И пока, по оценкам большинст-ва торговцев, безуспешно.

Позиции же дорогих не-мецких и французских сы-ров ("Маасдамер", "Эмменталер", "Рокфор", "Камамбер", "Бри" с плесенью и т.д.) и вовсе непоколебимы. Спрос на них с ростом по-купательной способности только увеличивается И хо-тя отечественные произво-дители пытаются выпускать сыры, подобные вышена-званным, пока их продук-ция имеет мало общих с оригинальными импортны-ми сырами свойств.

СЫРЬЁ

Надои растут, качество молока -- нет и никакими антибиотика-ми эту ситуацию пока не изменить.

В 2001 году производи-тели всех категорий хо-зяйств надоили 13,4 млн. т молока, это на 6,1% больше, чем в 2000 году (12,7 млн. т). Украинские молокоперерабатывающие предприятия до 70% сырья закупают на частных подворьях (а есть такие заводы, которые закупают у населения 90% (Потребляемого молока). Но с учетом нового ДСТУ, перспектив у такой формы за-купок становится все мень-ше. Качество молока, пред-лагаемого фермерскими хо-зяйствами, стабильно выше, чем у частников, тем более что закупать сырье в круп-ных хозяйствах удобнее. Но беда в том, что поголовье там постепенно сокращает-ся, а проективность не по-вышается Да и цены на "частное" молоко на 15-20% ниже, чем на "фермерское". Но чем больше молока на переработку поступает из

частного сектора, тем хуже в среднем его качество. Что-бы уберечь сырье от элементарного скисания и увеличить объем продаж, хит-рая на выдумку сельская голь, добавляет в молоко левомицетин.

Методика микробиоло-гического анализа сырья, применяемая почти на всех перерабатывающих заводах, сегодня не предусматривает проверку молока на наличие в нем антибиотиков. Поэтому часто на переработку идет "антисептическое" мо-локо... А это категорически неприемлемо для технологии сбраживания: кисломо-лочные, как и прочие бакте-рии, в антибиотической среде просто-напросто гиб-нут. Для производства 1 кг сыра необходимо 10-11 кг молока. Как утверждают специалисты, из всего про-изводимого в Украине мо-лока только 10-15% пригодно для сыров.

В Европе для изготовле-ния сыров используют мо-локо I класса с допустимой бактериальной обсемененностью 30-100 тыс. на 1 куб.см.

Отечественное же сыропригодное молоко долж-но содержать хотя бы от 300 тыс. до 500 тыс. бакте-рий в 1 мл и до 3% белка (по новому ДСТУ это мо-локо I сорта).

В 2001 году средняя за-купочная цена на молоко составляла 0,6-0,61 грн. за 1 л. В январе 2002 года 1 л молока стоил 0,82-0,84 грн., к лету цены снизи-лись почти в два раза.

Специалисты объясняют это возросшей конкуренци-ей на сырьевом рынке, а также сезонным характером производства молока. Сей-час заготовители приобрета-ют молоко уже по 0,6-0,65 грн.

К зиме молочники про-гнозируют традиционный рост цен на сырьё.

СБЫТ

В 2001-2002 гг. отноше-ния между производителями сыров и оптовиками начали изменяться.

Буквально до недавнего времени ведущую партию на рынке сыров исполнял производитель Крупных производителей, стабильно выпускающих качествен-ную продукцию, было не-много -- 15-20 (а всего сы-ры выпускало около 100 за-водов) И на их товар было много претендентов Суще-ственное же снижение экс-порта сухого обезжиренно-го молока в РФ и падение цен на него, а также ликви-дация дефицита молока в 2001-2002 гг подвигли молокоперерабатывающие за-воды к активному произ-водству сыров Кроме того, многие заводы задействова-ли свои мощности по выпу-ску сыра на "полную ка-тушку" В результате, по данным официальной стати-стики, в 2001 году в Украине сыры производили более 350 предприятий. Вследствие че-го на рынке усилилась кон-куренция, и производители начали усиленно искать компании, которые могли бы грамотно и эффективно продвигать их продукцию

В свою очередь и круп-ные оптовые компании, устав от сезонных свистоплясок, сопровождавших закупки сыра, стали актив-но вкладывать деньги в производство, контроли-ровать качество выпуска своего завода Возможно, именно они и иницииро-вали расширение ассорти-мента продукции конкрет-ного производителя

Сейчас отечественные за-воды во всю присваивают оп-товикам звания дистрибуто-ров, дилеров, создают торго-вые дома, представительства и т.д. Но жестких требова-ний к тому, чтобы дистри-бутор торговал только их ассортиментом пока не предъявляют, резонно по-лагая, что их ассортимент (хотя он и расширился до 8-12 наименований), все еще слишком узок для оп-товиков, ре говоря уже о рознице. Также никто из производителей за столь короткий срок не успел со-здать развернутую сеть сбыта по всей Украине

Тем не менее с развити-ем дистрибуции и при на-личии стабильной сырье-вой базы перед торговца-ми уже не так остро стоит проблема, у кого купить товар зимой. А производи-тели уже не столь озадаче-ны поиском клиентов в летнее время

И все же пока далеко не все производители горят желанием делиться своей прибылью с торговцами и стараются по привычке продвигать продукцию на-прямую в розницу. По мнению оптовиков, заво-дам нецелесообразно взваливать на себя расхо-ды по развитию прямых продаж Тем более что сейчас конкурировать с оп-

* во-первых, у крупных оптовиков ассортимент сыров гораздо шире как правило, он включает до 40-50 наименований про-дукции более 10 произво-дителей (раньше редко у какой компании ассорти-мент сыров превышал 20 видов),

* во-вторых, оптовые торговцы оперативнее вы-полняют заявки клиентов и доставляют товар в роз-ницу

Отметим, что сейчас и производители, и крупные оптовики будут стараться избавиться от лишних по-средников. Кстати, многие оптовые компании предпо-читают продвигать продук-цию в другие регионы через свои филиалы. Поскольку некоторые дилеры не все-гда обеспечивают огово-ренные объемы продаж продукции и своевремен-ные платежи

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

По оценкам предприни-мателей, с каждым годом в больших городах растут продажи сыра через круп-ные торговые точки (су-пермаркеты, cash&carry) Сейчас в супермаркетах городов-"миллионников" реализуется 30-40% сыра (в физическом выраже-нии) В столичном супер-маркете, например, можно продать 100-200 кг сыра в день Естественно, крупные операторы постоянно сра-жаются за право поставлять "чизы" в супермаркеты,

А у крупных розничных точек появляется широкий выбор поставщиков и неог-раниченные возможности "выкручивать им руки". По словам оптовиков, денег за поставленный товар ино-гда приходится ждать не менее 20 дней

Вместе с тем заметим, что в целом по Украине в крупной рознице продает-ся не более 10% сыра (в физическом выражении) Основные продажи по-прежнему обеспечивают лоточники -- они реализу-ют 55-60% сыра (в физиче-ском выражении)

Но для оптовиков дан-ный канал сбыта посте-пенно сужается Во-пер-вых, на базарах реализует-ся в основном дешевый сыр, во-вторых, частные предприниматели давно уже проторили дорожки к заводам и закупают про-дукцию непосредственно у производителей

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА

Полтора года назад лишь несколько операторов продвигали сыры под торговыми марками (нам, например, были известны "Білі роси" (Шосткинский гормолкомбинат)"КоМо" (Ковельский молокозавод), "Высь" (группа компаний "Bcecвіт" продукция завода "Сыродел"). Но в 2001/02 маркетинговом году с развитием дистрибуции и улучшением качества продукции на рынке не замедлили появиться новые торговые марки "Славія" (Баштанскисырзавод), "Молочний Шлях" (Пирятинский сырзавод), "Звенигород" (Звенигородский маслосырзавод), "Сытый Tapaс" (компания "Агро-Форум" продукция Бериславского сырзавода), "Роммол" (Талалаевский сырзавод). Следует отметить и опт торговой компании "Экологические продукты", которая в этом году начала продвигать новозеландские и украинские сыры под собственной торговой маркой Ecocheese. По мнению некоторых предпринимателей, это довольно рискованный маркетинговый ход ведь, по сути, торговые компании не могут непосредственно контролировать процесс изготовления сыров. Однако они могут выдвигать определенные требования к качеству сыра, который намерены продвигать на рынок. По словам представителей 000 "Экологические продукты", они предлагают на рынке лишь ту продукцию, в стабильном качестве которой удостоверялись длительное время. Но несмотря на появление множества торговых марок, говорить, что на сырном рынке появились бренды, пока преждевременно.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.