Различия в указанных понятиях отражаются и в стратегии поведения предприятия: управление качеством продукции имело своей целевой функцией создание продукции высокого технического уровня и всего комплекса условий для его обеспечения, что реализовывалось во внедрении на предприятиях комплексных систем управления качеством продукции (КСУКП) с последующим их развитием в комплексные системы управления качеством работы (КСУКР). Однако сфера действия этих систем ограничивалась рамками самого предприятия, хотя и включала весь жизненный цикл продукции. Расширение этой системы путем изучения рынка потребителя ограничивалось, как правило, пассивной оценкой рыночных требований. Активные же действия предприятия в сфере маркетинговой политики уже не входили, собственно, в систему управления качеством, а потому не являлись целевой функцией управления конкурентоспособностью. Формирование последней связано с самостоятельной стратегической задачей современных фирм в рыночных условиях. Именно отсутствие в отечественных системах управления качеством продукции в середине 70-80-х гг. работ, исследующих ориентации на рыночный спрос не позволило вывести нашу продукцию на уровень мировых стандартов. Продукция оказалась неконкурентоспособной, что проявилось в середине 90-х гг. в России (что согласуется с выводами в работах Р.А. Фатхутдинова[3, 14].
3. О МЕТОДИКЕ ПОДХОДА К ПОСТРОЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
Управление конкурентоспособностью товара со стороны производителя означает не только придание товару тех или иных потребительских свойств, не только использование той или иной ценовой стратегии, но и учет доходов того сегмента потребительского рынка, на котором предполагается реализовать принятое решение в сфере маркетинга, так как оптимальные конкурентные стратегии определяются характеристиками тех сегментов, на которых предполагается осуществить выведение товара.
С учетом существующих технических и технологических тенденций в современной экономике наиболее адекватной представляется стратегия конкурентоспособности предприятия, основанная на воспроизводственно-эволюционном подходе[13]. Он ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным товаром на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Его элементами являются:
выбор базы сравнения В принципе, применение базы сравнения при планировании новшеств базируется на следующих альтернативных подходах: а) база сравнения -- показатели лучшего образца конкурентов на данном рынке в текущий момент; б) база сравнения -- показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара предприятия; в) опережающая база сравнения. Однако, в данных условиях наиболее адекватной по отношению к расчету конкурентоспособности продукции, по нашему мнению, является вариант “б”, т.к. он точнее отражает реалии современного российского экономического механизма. (показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара предприятия) при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости товара, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения товара потребителем, базы, удовлетворяющей требования потребителей не к моменту планирования или разработки товара, а к моменту приобретения товара потребителем;
трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта;
рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей товара в координатах времени и программы выпуска;
обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды предприятия).
При формировании стратегии конкурентоспособности предприятия необходимо на формальном уровне описать конкурентоспособность товара. Она определяется интегральными показателями технического уровня: качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию в ходе применения, использования товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара.
То есть конкурентоспособность представляет собой взаимосвязь совокупных показателей качества товара (как суммы показателей его технического уровня на всех стадиях жизненного цикла продукции, включая качество сервиса товара и затраты на его эксплуатацию) и его цены. Поэтому в целом модель оценки конкурентоспособности товара можно описать следующим образом:
(2)
Значения показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара. Внешние факторы влияют на цену продукции, которая складывается под воздействием рыночных условий, а внутренние воздействуют на качество продукции, формируемой на основе НТП.
Рассмотрим, как воздействуют на качество товара и цену на товар (рис.2) факторы экономической среды, определяющие конкурентоспособность.
Оценка уровня конкурентоспособности различных товаров представляет очень сложную работу, так как:
во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла товаров;
во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других товаров) по оценке конкурентоспособности различных товаров;
в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности различных товаров.
Для расчета конкурентоспособности товаров предприятия и его конкурентов исходные данные анализируются по следующим позициям:
Качество продукции
Цена продукции
Имидж организации-изготовителя;
Удельный вес данного товара в объеме продаж организации, доли единицы;
Качество сервиса товара;
Качество информации о товаре;
Качество обслуживания торговой организации;
Качество упаковки товара;
Качество доставки и установки (монтажа) товара;
Качество гарантийного обслуживания товара;
Качество ремонта товара;
Юридическая надежность организации;
Финансовая надежность (устойчивость) организации.
Совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара;
Показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот показатель равен единице;
Удельная цена товара;
Затраты на стратегический маркетинг (на единицу конкретного товара);
Затраты на НИОКР (то же);
Затраты на ОТПП (то же);
Затраты на производство;
Затраты на сервис;
Затраты на эксплуатацию (использование) и ремонт (утилизацию) за нормативный срок службы товара;
Объем товарного рынка;
Показатели значимости рынков, на которых представлен товар;
Параметры товарных рынков;
Показатели взаимозаменяемости товара;
Число субъектов и их доли на рынках;
Барьеры входа на рынки.
Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов (например, машин и оборудования) можно осуществлять по формуле[13]:
Ka.o = (Ea.o/Eл.о)k'1 x k'2 x k'n. (3)
где Ka.o -- конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке, доли единицы; Ea.o -- эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; Eл.о -- эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке; k'1xk'2xk'n -- корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
Эффективность товара рассчитывается по формуле[15]:
Ea.o(л.о) = Пс/Зс (4)
где Пс -- полезный эффект товара за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта; Зс -- совокупные затраты за жизненный цикл товара в условиях конкретного рынка, денежная единица. Полезный эффект однопараметрических машин определяется по формуле:
(5)
где Т -- нормативный срок службы машины, лет; Пч - часовая паспортная производительность машины; Фг - годовой плановый фонд времени работы машины; К1, К2,…, Кn - коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества машины требованиям потребителя, невыгодность их выполнения, низкую организацию эксплуатации и ремонта машины.
Совокупные затраты за жизненный цикл единицы машины можно определить по формуле:
(6)
где Зм.ниокр - сметная стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; N1 - количество машин, которое намечается выпустить по данной конструкторской документации; 3отпп - сметная стоимость организационно-технологической подготовки производства новой машины; N2 -- количество машин, которое намечается выпустить по данной технологической документации; N1 = N2 если один изготовитель данной машины; 3изг - затраты на производство машины (без амортизации предыдущих затрат); 3вн - затраты на внедрение машины у потребителя, включающие транспортные расходы, сметную стоимость строительно-монтажных и пусковых работ; Т - нормативный срок службы машины; 3эt - затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт машины в году t (без амортизации предыдущих затрат); 3ликв - затраты на демонтаж и ликвидацию (реализацию) элементов основных производственных фондов (включая саму машину), выводимых в связи с освоением и внедрением новой машины. Формулы (3)-(6) применяются для однопараметрических товаров, с использованием данных статистического учета.
Используя данную систему, можно рассчитать итоговые показатели конкурентоспособности товара, что поспособствует если не расстановке новых акцентов в процессе производства товара, то хотя бы акцентуации внимания руководства и среднего управляющего звена на проблемных участках жизненного цикла товара. Так как говорить о коренной перестройке производственного цикла еще рано как на отдельно взятом предприятии, так и по стране в целом.
Страницы: 1, 2, 3