Содержание:
Потребительские свойства товаров: номенклатура и показатели.
Штриховое кодирование: назначение, виды, правила нанесения.
Список литературы
Потребительские свойства товаров: номенклатура и показатели
Любой товар обладает множеством свойств, различ-ных по своей природе. Свойствами товара называются его объективные особенности, которые могут прояв-ляться на любой из стадий жизненного цикла товара (проектирование, изготовление, распределение и по-требление). Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворе-ние конкретных потребностей человека. Потребитель-ские свойства формируют полезность товара как потре-бительной стоимости. Номенклатура потребительских свойств для конкретного товара может включать десят-ки наименований. В зависимости от функционального назначения товара она может различаться. Выбор но-менклатуры этих свойств для конкретных товаров яв-ляется важной задачей товароведения.
В процессе потребления товара его потребительские свойства могут оказывать положительное или отрица-тельное влияние на человека и окружающую среду. Со-ответственно выделяют позитивные и негативные свой-ства товара.
По своей природе потребительские свойства делятся на физические, химические, физико-химические и био-логические.
К физическим свойствам относятся механические (прочность, деформация, твердость, усталость и др.), термические (теплоемкость, теплопроводность, огне-стойкость, термостойкость, термическое расширение и др.), оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепре-ломляемость и др.), акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.), электрические, а также общие физические свойства (масса, плотность, пористость).
Химические свойства характеризуют отношение то-варов к действию различных химических веществ и аг-рессивных сред. Эти свойства зависят от химического состава и строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, отношение к действию органических рас-творителей, света, погодных условий.
Физико-химические свойства объединяют свойства, проявление
которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно.
Важнейшими физико-химическими свойствами являются сорбционные свойства,
т. е. способность поглощать и выделять газы, во-ду и растворенные в ней вещества,
адгезионные свойства, т. е. свойства слипания или склеивания, свойства
прони-цаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость).
Биологические свойства характеризуют устойчивость товаров к действию микроорганизмов (бактерии, плес-невые грибки, дрожжи), насекомых (моль, тараканы и пр.) и грызунов (мыши, крысы). Процессы гниения, плесневения товаров вызываются соответствующими видами микроорганизмов.
В зависимости от характера влияния на потреби-тельную стоимость выделяют функциональные, эргоно-мические, эстетические свойства товара, а также его надежность и безопасность.
Функциональные свойства обеспечивают выполнение товаром своих функций в соответствии с назначением. Благодаря этим свойствам товар удовлетворяет матери-альные и духовные потребности человека. Номенклату-ра этих свойств зависит от целевого назначения товара. При оценке качества товара эти свойства являются наи-более весомыми.
Функциональные свойства имеют три группы пока-зателей: совершенство выполнения основной функции; универсальность применения; совершенство выполне-ния вспомогательных операций.
Эргономические свойства обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, создают оптималь-ные условия для человека в процессе труда и отдыха, снижают утомляемость, повышают производительность труда. Эти свойства проявляются в системе «человек -изделие» в процессе потребления товара.
Эргономические свойства делятся на следующие группы: гигиенические; антропометрические; физиоло-гические; психофизиологические; психологические.
Гигиенические свойства обеспечивают оптимальные условия для функционирования человеческого организ-ма при пользовании товаром. Антропометрические свойства характеризуют соот-ветствие товара размерам, форме и распределению мас-сы тела человека и отдельных его частей. Эти свойства должны обеспечивать рациональную и удобную позу человека при его использовании, способствовать форми-рованию правильной осанки. Они характеризуются тремя показателями: соответствием изделия размерам тела человека; соответствием изделия форме тела человека; соответствием изделия распределению массы тела. Антропометрические свойства обеспечивают динамиче-ское и статическое соответствие товара требованиям к позе, зонам досягаемости, хватке руки. Эти свойства важны для одежно-обувных товаров, инструментальных товаров, мебели.
Физиологические свойства обеспечивают соответст-вие товара биомеханическим свойствам человека, к ко-торым относятся его силовые, скоростные и энергетиче-ские возможности. Эти свойства характеризуются соот-ветствием изделия силовым, скоростным и энергетиче-ским возможностям потребителя.
Психофизиологические свойства обеспечивают соот-ветствие товара особенностям органов чувств человека. К показателям этих свойств относится соответствие зри-тельным, слуховым, вкусовым, обонятельным и осяза-тельным возможностям человека.
Психологические свойства характеризуют соответст-вие товара особенностям восприятия памяти и мышле-ния человека, а также уровню его образования и при-вычкам. Эти свойства определяют два показателя: соот-ветствие товара возможностям человека по восприятию, переработке и хранению информации и соответствие то-вара закрепленным и вновь формируемым навыкам человека. Психологические свойства характеризуют товар с точки зрения легкости и быстроты формирования навыков пользования им, а также объема и скорости восприятия информации посредством используемого товара.
Эстетические свойства обеспечивают удовлетворение духовных потребностей человека, и в первую очередь потребности в прекрасном. Эти свойства определяют общественную значимость, целесообразность и техниче-ское совершенство товара в чувственно воспринимаемых признаках его внешнего вида. Товар может быть дейст-вительно красивым и эстетичным при условии, что по-казатели его внешнего вида (форма, цвет, декор, рису-нок, отделка) соответствуют функциональному назначе-нию и подчиняются законам гармонии и красоты.
Показатели эстетических свойств делятся на четыре группы: информационная выразительность; рациональ-ность формы; целостность композиции; совершенство про-изводственного исполнения и стабильность товарного вида.
Надежность - это свойство товара, характеризующее его способность сохранять свою потребительную стои-мость во времени. По стандарту надежность определяет-ся как свойство объекта сохранять во времени в уста-новленных пределах значения всех параметров, харак-теризующих его способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является сложным свойством, которое делится на более простые: безотказ-ность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Безотказность - это свойство товара непрерывно со-хранять свое работоспособное состояние в течение опре-деленного времени потребления без вынужденных пере-рывов до первого отказа. Работоспособное состояние то-
Долговечность -- свойство товара сохранять свою по-требительную стоимость до наступления предельного состояния с учетом установленной системы ухода, об-служивания и ремонта при транспортировании, хране-нии и потреблении.
Ремонтопригодность -- это свойство товара, заклю-чающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов и повреждений и их уст-ранению, т. е. способность товара восстанавливать свою потребительную стоимость в результате ремонта при ус-ловии, что затраты на ремонт относительно малы по сравнению с первоначальной стоимостью.
Сохраняемость -- это способность товара непрерывно сохранять свою потребительную стоимость при хране-нии и транспортировании.
Безопасность товара характеризует степень защи-щенности человека и окружающей природной среды от воздействия опасных и вредных факторов, возникаю-щих при его потреблении. Свойства, характеризующие вредные воздействия товара на окружающую природ-ную среду, называют экологическими. К показателям экологических свойств относятся, например, содержа-ние вредных примесей в товаре, вероятность выбросов в виде частиц, газов, вредные излучения при хранении, транспортировании и потреблении товара, необратимые изменения в окружающей среде в результате использо-вания конкретного товара. Особое внимание следует об-ращать на экологическую безопасность таких товаров, как транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, синтетические моющие средства, товары из пластмасс, ядохимикаты. Безопасность товаров для здо-ровья человека проявляется в их способности предот-вращать травматизм потребителей, в отсутствии вред-ных для организма человека веществ, в том числе ток-сичных, вызывающих отравления, канцерогенных, вы-зывающих злокачественные новообразования, аллерги-ческих, вызывающих повышение или снижение чувстви-тельности организма, мутагенных, вызывающих стойкие изменения наследственных признаков.
В зависимости от природы товара различают элек-трическую, химическую, механическую, термическую, радиационную и биологическую безопасность. Электри-ческая безопасность характеризует защиту потребителя от поражения электрическим током при пользовании бытовыми электрическими и радиоэлектронными това-рами. Химическая безопасность проявляется в том, что товары не выделяют вредных для организма химиче-ских веществ. Механическая безопасность характеризу-ет защищенность человека от механических поврежде-ний быстро движущимися, острыми и выступающими элементами конструкций товара. Термическая безопас-ность проявляется в защищенности потребителя от ожогов и термических травм при пользовании товаром. Биологическая безопасность - это безвредность товара в плане воздействия болезнетворных микроорганизмов, содержащихся в товаре.
Потребительские свойства можно разделить на про-стые и сложные. Простые, или элементарные, свойства не подразделяются на более мелкие, но сами могут яв-ляться составными частями более сложных свойств. Сложные, или комплексные, свойства всегда могут иметь несколько составляющих.
Процесс управления товародвижением как составная часть маркетинговой деятельности требует информационного обес-печения. Для любого предприятия наличие данных о харак-тере продукции, ее происхождении, оперативность получе-ния информации о товаропотоках и правилах их учета жиз-ненно необходимы. Эта проблема всегда стояла перед фирмами и предприятиями. До недавних пор она разрешалась с помо-щью товарных ярлыков, этикеток и вкладышей. В соответ-ствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» изгото-витель (посредник, продавец) обязан своевременно предоста-вить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность выбора и оценки их качества. При этом, в, частности, для различных видов расфасованных продовольственных товаров на маркировочных знаках может быть представлена следующая инфор-мация:
Страницы: 1, 2, 3