Из данных, приведенных в таб.5 видно, что в магазине «Игира» реализуется широкий ассортимент макаронных изделий, который представлен 21 наименованием.
На основании данных таб.5 рассчитаем показатели широты, полноты и устойчивости ассортимента.
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Рассчитаем коэффициенты широты за 2002 и 2003 года (за базовую широту берем показатели 2001 года).
Кш =
Шд
* 100 %
Шб
Коэффициент широты за 2002 год
13
* 100 % = 144 %
9
Коэффициент широты за 2003 год
17
* 100 % = 189 %
Таким образом, коэффициент широты в 2002 году составил 144 %. Это означает, что ассортимент продаваемых предприятием макаронных изделий увеличился на 44 % по сравнению с 2001 годом. Коэффициент широты в 2003 году составил 189 %, что на 45 % больше, чем в 2002 году.
Широта ассортимента не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Повышение полноты ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Однако следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителей, поэтому полнота должна быть рациональной.
Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому. Он рассчитывается по формуле:
К п =
П д
* 100 % ,
П б
где Пд - количества видов и наименований макаронных изделий за соответствующий год,
Пб - общее количество видов и наименований макаронных изделий, продаваемых на предприятии.
Коэффициент полноты за 2001 год
* 100 % = 42,9 %
21
Коэффициент полноты за 2002 год
* 100 % = 61,9 %
Коэффициент полноты за 2003 год
Кп общ =
* 100 % = 81 %
Таким образом, в 2001 году количество продаваемых предприятием видов и наименований макаронных изделий составило 42,9 % от общего количества видов и наименований макаронных изделий. В 2002 году этот показатель был равен 61,9 %, а в 2003 году - 81 %, что на 19,1 % больше, чем в 2002 году.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Устойчивость ассортимента рассчитывается по формуле:
У =
Ш д
* 100 %,
Ш пред.
где Ш д - широта ассортимента в анализируемом году,
Ш пред. - широта ассортимента в предыдущем году.
Устойчивость ассортимента в 2002 году
* 100 % = 144,4 %
Устойчивость ассортимента в 2003 году
* 100 % = 130,8 %
Таким образом, можно сделать вывод, что изготовители чаще стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной. Из приведенных выше показателей видим, что устойчивость ассортимента на предприятии не постоянна и зависит от наличия устойчивого спроса на товары определенного вида, а также отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках.
2.5 Экспертиза качества макаронных изделий
2.5.1 Объекты и методы исследования
В качестве объектов исследования использованы три вида макаронных изделий, характеристика которых приведена в таблице 9.
Таблица 9
Характеристика образцов макаронных изделий как объектов для исследований
Показатели
образцы
первый
второй
третий
тип и подтип макаронных изделий
фигурные, спираль
фигурные, витушки
нитеобразная, вермишель
сорт
высшей
группа
Б
А
изготовитель
ОАО «Шебекинский макаронно-кондитерский комбинат»
ОАО «МАКФА» Челябинская область
ЗАО «ЮРОП ФУДС ГБ» Нижегородская область
потребительская упаковка:
вид
пакет
материал
полиэтилен
срок годности
2 года
1год
масса нетто
450г
500г
дата изготовления
02.03.04
06.03.04
19.03.04
проведение анализов
07.03.04
10.03.04
24.03.04
цена за 1 кг,
22-00
16-40
15-00
Экспертизу качества макаронных изделий проводили в лаборатории БУПК по органолептическим и физико-химическим показателям.
Из органолептических показателей определяли (по ГОСТу): цвет, поверхность, излом, форму, запах.
Из физико-химических показателей определяли: влажность, кислотность, содержание лома, крошки и деформированных изделий, содержание металломагнитных примесей, зараженность вредителями, состояние изделий после варки.
Влажность макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02 путем высушивания.
Влажность (W) макаронных изделий вычисляют по формуле:
где m1- масса чашечки с навеской до высушивания, г;
m2- масса чашечки с навеской после высушивания, г;
m- масса навески изделия, г.
За окончательный результат определения влажности принимают среднее арифметическое результатов определения двух навесок.
Кислотность макаронных изделий определяли по ГОСТу Р 51865-02 путем титровании гидроокисью натрия или калия водной суспензии размолотых макаронных изделий.
Кислотность (Х) макаронных изделий каждой навески в градусах вычисляют по формуле:
где V - объем раствора гидроокиси натрия, израсходованный на титрование, см3;
10 - коэффициент пересчета 0,1 моль/дм3 раствора гидроокиси натрия;
20 - коэффициент пересчета на 100г изделия;
К - поправочный коэффициент к титру 0,1 моль/дм3 раствора гидроокиси натрия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7