ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа по дисциплине
«Товароведение и экспертиза товаров»
Тема
Анализ ассортимента и экспертиза качества плодоовощных товаров
Мурманск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Современное состояние и перспективы развития рынка плодовоовощной консервной продукции
1.1 Проблемы современного рынка плодовоовощной консервной продукции в РФ
1.2 Региональная структура производства плодовоовощной консервной продукции в РФ
Глава 2. Классификация плодоовощной консервной продукции
2.1 Способы консервирования плодов и овощей
2.2 Упаковка, маркировка и хранение овощных и плодовых консервов
2.3 Консервы плодоовощные в герметической таре
2.4 Ассортимент овощных консервов
Глава 3. Практическая часть
3.1 Анализ ассортимента овощной консервной продукции супермаркета «Евророс»
3.2 Выявление полноты ассортимента овощных консервов в супермаркете «Евророс»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Высокая биологическая ценность, приятный вкус, аппетитный аромат делают плоды и овощи обязательной составной частью ежедневного рациона человека. Необходимые биологически активные вещества содержатся в плодах и овощах в легкоусвояемой форме, а употребление в сыром виде делает возможным практически полностью использовать содержащиеся в них витамины, микроэлементы. Изучение ассортимента рынка плодоовощных товаров имеет большую значимость. Человек должен знать, какой товар он потребляет, также изучение рынка плодоовощных культур помогает человека узнать, какие товары появились на рынке и в чем их особенности. Особенностью этой группы товаров растительного происхождения является то, что они после выращивания, уборки и минимальной товарной обработки могут быть использованы в пищу в свежем виде, а также после переработки: замораживания, сушки, квашения или соления. При этом свежие плоды и овощи являются живыми биологическими организмами с уникальной, неизменной ферментативной системой, иммунными свойствами, обеспечивающие, с одной стороны, длительную сохранность отдельных видов и сортов, с другой стороны, оказывающие физическое активное воздействие на организм человека.
Цель исследования: проанализировать современный рынок плодоовощной консервной продукции.
Предмет исследования: развитие современного рынка плодоовощной консервной продукции.
Объект исследования: плодоовощная консервная продукция.
Задачи исследования:
- определить проблемы современного рынка плодовоовощной консервной продукции в РФ;
- рассмотреть региональную структуру производства плодовоовощной консервной продукции в РФ;
- дать классификацию плодоовощной консервной продукции;
- определить способы консервирования плодов и овощей;
- рассмотреть ассортимент овощных консервов;
- проанализировать ассортимент плодоовощной консервной продукции супермаркета «Евророс».
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛОДОВООВОЩНОЙ КОНСЕРВНОЙ ПРОДУКЦИИ
Экономическая эффективность овощеводства в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации овощей, определение оптимальной цены и умении ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке.
Плодоовощной комплекс является одним из основных и наиболее трудоемких отраслей АПК. Этой отрасли принадлежит важная роль в снабжении населения продуктами питания, имеющими высокую биологическую ценность, содержащими ряд необходимых компонентов, минеральных веществ и витаминов. Однако произошедшие в стране социально-экономические преобразования разрушили существовавшую ранее систему централизованной организации производства и распределения картофеля и плодоовощной продукции. Крупнотоварное, по своей природе экономически эффективное сельскохозяйственное производство овощей и фруктов в новых условиях стало терять свой экономический потенциал. Контрастное расслоение населения по уровню доходов привело в последние годы к тому, что объективно существующее изобилие плодов и овощей приблизило и потребительский уровень наиболее обеспеченных покупателей, особенно в крупных городах, к западной продукции. В то же время основная часть российских граждан вынуждена отказывать себе в природных витаминах вследствие своей низкой платежеспособности. Потребление овощной продукции в 2006 г. составило в РФ 86 кг на душу населения, что в два раза ниже медицинских норм.
Недостаток качественных овощей на внутреннем рынке восполняется поставками по импорту, объемы которого ежегодно растут. Из-за неудовлетворительного хранения и плохой транспортировки происходит не только утрата природных достоинств свежей продукции, но и ее прямое уничтожение. Потери составляют более 40% среднегодового производства овощей. Все это негативно сказывается на решении проблемы обеспечения населения полноценными продуктами питания и эффективности плодоовощного комплекса.
В последние годы в плодоовощной промышленности сохраняется устойчивая тенденция роста объемов производства по основным видам продукции. Так, в 2005 г. плодоовощных консервов выработано 6,9 млрд условных банок (рост 12% к уровню 2004 г.). Прирост объемов производства отмечается по всем основным ассортиментным группам: по овощным - на 9%, томатным - на 34%, фруктовым - на 9%.За первые девять месяцев 2006 г. плодоовощных консервов было выработано 6170,6 млрд условных банок, т.е. с 18,8 процентным приростом по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Одновременно наблюдается значительный спад (почти на 25 %) производства быстрозамороженной плодоовощной продукции.
В целом прирост производства плодоовощных консервов по-прежнему обеспечивается за счет фруктовой группы и, в частности, соков и нектаров. На долю фруктовых консервов приходится 78 % общего объема, на долю фруктовых соков и нектаров - 76 %.
Ассортимент соков, вырабатываемых на основе отечественного сельскохозяйственного сырья, весьма ограничен и не удовлетворяет потребности населения. Развитие собственной сырьевой базы остается узким местом в развитии соковой индустрии и требует значительных капиталовложений в развитие садоводства, овощеводства и первичной переработки. Сегодня, по расчетам специалистов, только 20 % валового сбора плодов и ягод используется на промышленную переработку. В немалой степени это связано с тем, что более 80 % плодов и ягод выращивается в хозяйствах населения.
Основные производители готовых к употреблению соков, нектаров и сокосодержащих напитков: ЭКЗ «Лебедянский», «Мултон», «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и «Нидан-Фудс». В целом на их долю приходится около 92 % общих объемов соков, нектаров и сокосодержащих напитков.
В группе томатных консервов рост объемов производства обеспечивается за счет томатного сока (темп 137 %) и томатных соусов (кетчупов) (130 %), которые также вырабатываются на основе импортных концентрированных томатопродуктов. На долю томатных консервов в общем объеме приходится 8,4 %. В овощной группе консервов увеличение объемов производства обеспечено за счет консервов из зеленого горошка, сахарной кукурузы, фасоли, грибов, икры из кабачков и баклажанов, маринованных и консервированных огурцов и томатов. Доля овощных консервов в общем объеме - 8 % [8, c. 66]. В отрасли последовательно проводится политика импортозамещения за счет увеличения выработки и организации нового производства продукции, востребованной на российском рынке. С участием иностранных и частных отечественных инвестиций активно осуществляются строительство новых и модернизация действующих предприятий по производству плодоовощных консервов, быстрозамороженной продукции, продуктов из картофеля, сухого картофельного пюре. Российские производители не могут в полном объеме удовлетворить потребности рынка. В 2006 г. при увеличении объемов производства плодоовощных консервов на 12 % поставки по импорту возросли более чем на 16 %. Доля импорта на российском рынке плодоовощной консервации составляет порядка 30 %. Некоторые позиции практически не производятся в России (из сырья тропических культур) или производятся в незначительных количествах (сахарная кукуруза, персики, абрикосы, вишни, клубника). В последнее время в плодоовощной промышленности отмечается тенденция укрупнения существующих российских производителей. Это связано с тем, что крупные торговые сети более охотно продают раскрученные бренды и предпочитают заключать договоры с крупными производителями или холдингами. Мелким производителям не под силу выдержать необходимые объемы поставок и прочие требования крупных сетевиков. Налаживание связей с современными видами розничных сетей (супер- и гипермаркетами) для поставщиков представляет определенные трудности. Плодоовощеконсервное производство - одна из важнейших отраслей АПК страны, которая обеспечивает равномерное потребление плодоовощной продукции в течение года, улучшает снабжение продуктами питания население страны. Объем производства плодоовощной продукции определяется потребительским спросом, который, в свою очередь, формируется под воздействием предложения консервной продукции на рынке. Исходя из нормативов, среднее потребление продукции в свежем виде на душу населения должно составлять 80 %, а в переработанном виде - 20 %. В США этот показатель составляет 50 %, а в ряде европейских стран превышает 80%. На практике же увеличение предложения в одной форме продукта изменяет потребность в другом виде того же продукта. Увеличение потребления овощей в свежем виде значительно уменьшает потребность в плодоовощной продукции в консервированном виде [9, с. 34]. Так как плодоовощная продукция - скоропортящийся товар, потребление ее в свежем виде в течение длительного срока, а также доставка ее к месту сбыта - не простая проблема, поэтому требуется ее быстрая и качественная переработка. С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий по переработке овощной продукции, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных точек, хотя часто они не получают ожидаемую прибыль в силу неналаженности каналов реализации. Вместе с тем уровень переработки вторичных сырьевых ресурсов и внедрение малоотходных и безотходных технологий в плодоовощном комплексе становятся недостаточными. Промышленная переработка плодов и овощей сельских товаропроизводителей находится на низком технологическом уровне.
Сложившаяся система и состояние заготовки, хранения, транспортировки и реализации плодоовощной продукции не отвечают современным требованиям потребительского рынка. Выпускаемая продукция должна выдерживать жесткую конкуренцию, правила которой диктует мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства. Производство плодоовощной продукции с каждым годом только увеличивается, а качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего, да и несвоевременность переработки овощной продукции приводит к очень большим потерям на пути от производителя до потребителя. К сожалению, в виду особенностей продукции, теряются их товарные характеристики.
Страницы: 1, 2, 3