22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Историография 4
Портрет и имя 5
Домреми 6
Как возникла вера в Жанну - Деву 8
Шинон и Пуатье 11
Орлеан 13
Реймс - Париж - Компень 16
Руан. Последняя победа 20
Заключение 23
Библиография 24
Новейшая история не пред-
ставляет предмета более трогательного, более поэтического жизни и смерти орлеанской девы.
А. С. Пушкин.
Проходят столетия. Но каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и бесконечно сложной истории Жанны д'Арк. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям. И если история - учитель жизни, то эпопея Жанны - один из её великих уроков.
Я поставила себе цель - при написании работы как можно глубже изучить эпоху Жанны. Ну и конечно же интерес. Хотелось лучше “узнать” Жанну д'Арк.
“На родине меня называли Жаннеттой, но когда я приехала во Францию, меня стали называть Жанной”, - отвтила Жанна на первом судебном заседании обвинительного процесса, когда её попросили назвать фамилию и имя.
При жизни Жанну никогда не называли Жанной д'Арк. В XV веке было принято добавлять к имени название местности, посёлка или упоминание о происхождении; иногда к имени добавляли прозвище. Мать Жанны Изабеллу называли в текстах Изабеллой Роме, это прозвище она получила благодаря якобы совершённому ею паломничеству в Рим. Жанна сказала также, что у неё на родине дочери носят фамилию матери. Но она называла себя “Жанна Дева”. Она гордилась этим именем и видела в нём символ своего призвания.
В письме к англичанам, продиктованном 22 марта 1429 года в Пуатье, она так обращается к регенту и его помощникам: “Воздайте Деве, посланной сюда Богом…и твёрдо верьте, что Царь небесный придаст Деве силы”. 5 мая1429 года в письме - предупреждении англичанам писарь выводит под её диктовку: “ Царь небесный предупреждает вас и передаёт через меня, Жанну Деву”. В обращениях к жителям Турне 22 июня 1429 года, к жителям Труа 4 июля того же года, к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, 17 июля 1429 года она по-прежнему называет себя “Жанна Дева”. Жители Реймса (письмо от22 авгкста 1429 года) и граф д'Арманьяк называют её также этим именем. Три письма, дошедшие до наших дней, подписаны ею собственноручно “Жанна”. Для людей из партии арманьяков, для горожан Орлеана, для её соратников она Жанна Дева.
Историки находят имя Жанна д'Арк в материалах процесса по отмене приговора. В 1445 году папа Каликст III в рескрипте называет её братьев: Пьер и Жан Дарк и их сестра “quondam Johanna Darc”. Выражение Орлеанская Дева появляется в XVI веке (первая большая биография Жанны , написанная Эдмондом Рише, увидела свет в 1630 году под заглавием “История Жанны, Орлеанской Девы”.
“Дева сия сложением изящна; держится она по - мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Её нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавилит многолюдные сборища. Обильно проливает слёзы, хотя лицо обычно у неё весёлое. С неслыханной лёгкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении”. Это - единственный дошедший до нас “словестный портрет” Жанны д'Арк. Такой изобразил её Персеваль де Буленвилье, камергер и советник Карла VII, в письме миланскому герцогу Филиппо Мария Висконти. Письмо это датировано 21 июня 1429 г. Оно даёт нам хоть какое - то представление о внешнем облике героини, так как мы не знаем ни одного достоверного изображения Жанны. Хотя существование её прижизненных потретов зафиксировано источниками, их судьба неизвестна. Тем большую ценность имеет описание, сделанное Буленвилье. Его дополняют свидетельства других современников: Жанна была высокой черноволосой девушкой, у неё, по словам герцога Алансонского, были красивая грудь и ласковый голос. Все эти подробности были важны потому что Жанну обычно видели либо в мужском костюме, либо в доспехах. А её противники распространяли слухи, что Дева - вообще не женщина, а некое странное существо, выдающее себя за женщину. Буленвилье изобразил Жанну выразительно и достоверно. Всё что сказанно в его письме о её поведении и привычках, может быть подтверждено другими свидетельствами - вплоть до такого штриха, как склонность к обильным слезам.
Паж Жанны Луи де Кут вспоминал спустя много лет, что она проделала свой первый поход, не снимая лат, к которым у неё не было никакой привычки, и даже провела в них ночь. Жанна поражала всех своей выносливостью…
Ряд свидетельств, исходящих от людей, которые стали первыми приверженцами Жанны, позволяют проследить как возник этот социально - психологический феномен. Вряд ли нужно подчёркивать, насколько важно понимание природы и генезиса этого явления, которое не только объясняет очень многое в жизни самой истории Жанны, но и освещает некоторые стороны общественного сознания её времени.
Вот многозначительный факт: первым поверил в Жанну человек, который знал её чуть ли не с самого рождения. Речь идёт о Дюране Лассаре. Его собственные объяснения были в данном случае предельно просты. “ Она мне сказала, что хочет отправиться во Францию, к дофину, дабы короновать его. При этом собиралась сказать ему такие слова: Разве не было предсказано, что Франция будет погублена женщиной, а затем возрождена девой?” Этого оказалось достаточно: Лассар пошёл с ней к Бодрикуру.
Страницы: 1, 2, 3