Рефераты. Возникновение Древнерусского государства

ИНСТИТУТОВ

2.1 Государ-ственное и общественное устройство

Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим князем; на местах управляли зависимые от него князья. Великий князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных. Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения -- крупного боярства, сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя передавался по наследству в роду Рюриковичей. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Так, князь Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика. Однако первоочередными наследниками и претендентами на роль князей в местных княжествах были сыновья Великого князя Киевского. После кончины Великого князя киевский престол занимал старший сын, а после его смерти по очереди остальные сыновья. Это горизонтальный принцип наследования власти. Когда после смерти князя Владимира дружина советовала его сыну Борису занять киевский престол помимо старшего брата Святополка, Борис ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего; отец мой умер, и брат будет мне вместо отца» Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Олма - пресс Образование, 2005. с. 21.. Однако киевский престол из братьев по очереди могли занять только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям старших. Наследование являлось не семейным, а родовым. Количество княжений соответствовало количеству членов рода. При увеличении их числа выделялись новые княжества за счет дробления прежних.

В государственной структуре Киевской Руси наряду с монархической ветвью власти имелась также и демократическая, парламентская ветвь -- вече. На вече принимало участие все население, кроме рабов; бывали случаи, когда вече заключало с князем договор - ряд. Иногда князей заставляли присягать вече, особенно в Новгороде. Основной силой, на которую опиралась власть, было войско (вои). Оно состояло из двух частей: из княжеской дружины и народного ополчения.

Дружина составляла основу войска. По варяжскому обычаю, дружинники сражались пешими и были вооружены мечами и секирами. С Х века дружина садится на коней, а секиры заменяются позаимство-ванными от кочевников саблями.

Народное ополчение созывалось в случае больших военных походов или для отражения нападения неприятеля. Часть ополчения выступала пешим строем, часть садилась на коней. Народным ополчением командовал тысяч-ник, назначаемый князем.

Кроме дружины и народного ополчения для ведения военных действий иногда привлекались войска соседей-кочевников («черных клобуков»).

С момента возникновения Киевской Руси появляется и система обычного права. Сущность законоположений обычного права составляют: кровь за кровь, или плата за убийство; плата в случае побоев; право наследства и распоряжения собственностью; законы о воровстве и обыске и т. д.

Издавали свои законы княгиня Ольга и князь Владимир. При Ольге было упорядочено взимание дани, приняты законы для руководства административной деятельностью; князь Владимир, видимо с целью пополнения государственной казны, попытался ввести штрафы за убийства. Однако обычай кровной мести был древней традицией, и попытка Владимира окончилась неудачей. Первый письменный свод законов, - Русскую Правду, создал Ярослав Мудрый. «Нормы Русской правды оказали большое влияние на последующее развитие законодательства, хотя в период феодальной раздробленности не существовало и не могло существовать единого правового свода» Большая энциклопедия «ТЕРРА»: Россия. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. с. 23..

Русская Правда говорит о различных общественных сословиях того времени. Большую часть населения составляли свободные общинники -- людины, или просто люди. Они объединялись в сельскую общину -- вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделя-лись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения -- смерды; это было несвобод-ное или полусвободное население княже-ского владения. Третья группа населения -- рабы. Они известны под разными названи-ями: челядь, холопы. Челядь -- раннее название, холопы -- позднее. Русская Правда показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники и купцы. Растущие города становились центрами развития ремесла и торговли. К XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специаль-ностей; русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

Имелись и такие группы населения, как мужи (дружинники) и изгои (люди, лишившиеся своего социального статуса).

Важнейшим условием функционирования государства являются нало-ги. В Киевской Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с дыма -- двора, рала -- плуга, то есть с отдель-ных крестьянских хозяйств.

Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными правителями как государственная собственность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя.

 2.2 Религия

Составной частью государственного устройства является идеология. У древних народов идеология воплощалась в религии, вере. «К моменту языческой реформы 980 года четкой системы богов у восточных славян, вероятно, еще не было». Русская мифология. Энциклопедия. - Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. с. 96. В сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить несколько религиозных культов. Один из них -- это семейно-родовой культ предков. Центральное место в этом культе отводилось почитанию Рода и Рожаниц -- охранительниц семьи. Семейно-родовой культ предполагает почитание умерших предков.

К семейно-родовому культу относится почитание Домового (Домо-жи-ла, Дедушки, Хозяина, Суседко и пр.). Он считался невидимым покровителем семьи, заботящимся о благополучии хозяйства.

Покровителем рода, семьи, охранником границ родовой территории был Чур. То, что этот покровитель относился к родителям, предкам, видно из слова пращур.

Другой порядок верований -- это почитание видимой природы -- общинные и аграрные культы. У славян во главе богов стоял Сварог -- бог неба. Его сыновья Сварожичи -- солнце и огонь -- были источниками света и тепла. Богом солнца был Даждьбог, ветра -- Стрибог, покровитель скотоводов, купцов и дружинников -- Велес, покровительницей женского труда была богиня Мокош.

Постепенно с усилением власти князей на первое место выдвигается бог молнии и грома Перун, который потом сливается со Сварогом. К IX веку Перун стал самым грозным богом, только ему приносились человеческие жертвы.

Покровителями земледельческого труда были бог плодородия -- Ярила, бог летнего травоцветения -- Купала, зимнее божество -- Коляда, Авсень -- символ начала весны.

Языческие боги были известны всем славянским племенам. Но у каждого племени был свой главный бог-покровитель. Известно, что у полян главным богом был Перун, у новгородских словен -- Велес.

 После объединения восточных славян под своей властью киевские князья попытались сделать своего бога Перуна главным богом славян. Если в договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются несколько богов, то в договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун. Однако против возвеличивания Перуна выступили покоренные племена, ведь у каждого из них был свой главный бог-покровитель.

В 980 году князь Владимир предпринял новую попытку перейти к единобожию на основе язычества. Она тоже оказалась неудачной. Выход был возможен в принятии одной из мировых религий.

Повесть временных лет рассказывает, как князь Владимир I вы-би-рал веру. Выслушав представителей различных религий -- иудейской, мусульманской и христианской, Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка. В Киеве на тот момент было уже немало православных христиан, поэтому дело обращения пошло весьма успешно. «По повелению князя Владимира все некрещеные киевляне были созваны на берег Днепра и там крещены в 988» Егер О. Всемирная история, том 2, Средние века - М.: ООО Издательство АСТ, 2000, с. 249..

Крещение Руси содействовало укреплению международного положения Киевской Руси. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством, так как Византия была самой образованной страной того времени. И, наконец, сама церковь в лице митрополита, епископов, паломников стала влиятельным элементом внешней политики и самой дипломатической службы.

3. НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ДИСКУССИИ

3.1 Норманнская теория

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образование, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян. Однако большинст-во авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского госу-дарства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией. В 18 веке три русских историка немецкого происхождения: Миллер, Байер, Шлейцер изучив древнерусские летописи и Повесть временных лет, истолковали их следующим образом:

- основатель первой княжеской династии у восточных славян Рюрик выходец из варягов (норманнов);

- слово Русь имеет скандинавское (варяжское) происхождение.

Следовательно в образовании древнерусского государства главную роль сыграли варяги (норманны), пришельцы.

Подобные выводы были сделаны, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем.

Эти идеи были положены в основу норманнской теории происхождения русского государства - норманизма.

3.2 Теория М.В.Ломоносова

Первым критиком норманнской теории был М. В. Ломоносов, который на основе собственного анализа пришел к другим выводам:

- Рюрик - славянин;

- слово Русь происходит от названия реки Рось и названия славянского племени росичей, живших на берегах этой реки.

Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек - в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Таким образом в образовании древнерусского государства никакого внешнего влияния не было, а ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки.

Ломоносов основатель антинорманизма.

3.3 Современная теория

Современные представления о происхождении российского государства включают в себя следующие положения.

1. Рюрик - это реальная историческая личность и он выходец из варягов (норманнов).

2. Древнерусское государство с самого начала формировалось в тесном взаимодействии с другими народами и государствами, что позволило говорить о наличии внешнего влияния. Так русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков.

3. Главную роль в формировании любого государства играют внутренние причины и предпосылки - это:

- распад родового строя;

- переход к соседской общине;

- замена родового деления территориальным;

- раннее возникновение городов;

- образование племенных союзов, княжеской власти и дружины.

4. Нет прямой взаимосвязи между происхождением названия государства и генезисом самой государственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашей работы мы установили следующее.

1. Важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян, создавших три восточнославянских объединения: Куявию, Славию, Артанию. Первое располагалось в районе Киевской земли, второе -- в районе озера Ильмень, местоположение третьего может быть отождест-влено с Тмутараканью, располагавшуюся на Таманском по-луострове,

2. Возникновение Древнерусского государства было подготовле-но многовековым развитием восточного славянства. Известен достоверно момент объединения восточнославянских земель в одно го-сударство. В 882 г. новгородский князь Олег за-хватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

3. Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Великие князья сосредоточивали в своих руках и исполнительную власть, бу-дучи главой администрации. Великие князья выполняли также функ-ции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой.

4. Введение христианства имело большое значение для Киевской Руси. Единобожия способствовало укреплению великокняжеской власти. Крещение Руси содействовало укреплению международного положения государства. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством.

5. Главным опровержением норманской теории является достаточ-но высокий уровень социального и политического развития восточ-ного славянства в IX в. По своему эко-номическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли. Государство не может организовать один человек - в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Таким образом в образовании древнерусского государства ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки, а именно:

- распад родового строя;

- переход к соседской общине;

- замена родового деления территориальным;

- раннее возникновение городов;

- образование племенных союзов, княжеской власти и дружины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Повесть временных лет. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/drevnruss/povvrlet.php. Проверено 12.12.2007.

2. Егер О. Всемирная история, том 2, Средние века - М.: ООО Издательство АСТ, 2000. - 696 с.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Олма - пресс, Образование, 2005. - 879 с.

4. Русская мифология. Энциклопедия. - Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 784 с.

5. Большая энциклопедия «ТЕРРА»: Россия. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. - 480 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.