Рефераты. Власть и общество в годы Великой Отечественной войны

Власть и общество в годы Великой Отечественной войны

15

Рубцовский Колледж Права

Регистрационный номер______________________

«___»__________________2006 г.

Реферат

По дисциплине: История

Тема: Власть и общество в годы Великой Отечественной Войны

Выполнила студентка ___________ группы

Специальность «Правоведение»

Котенко Ирина Александровна

Домашний адрес:______________________

_____________________________________

_____________________________________

Телефон: ____________________________

Преподаватель________________________

_____________________________________

_____________________________________

Оценка______________________________

«___»________________2006 г.

Подпись_____________________________

Рубцовск 2006 г.

Содержание

Введение

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Заключение

Список литературы

Введение

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские вой-ска получили условный сигнал «Дортмунд», по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нане-сен артиллерийский удар, а через несколько минут вра-жеские полчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спя-щие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа нача-лась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечествен-ная война.

По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многое томные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основных направлений деятельности советского тыла и боевых действий советских Вооруженных Сил в во-енно-стратегических операциях на фронтах войны.

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Первостепенную роль в войне сыграло Советское социалистическое государство с разветвленной системой общественных организаций, то есть советский политический строй.

Война есть продолжение политики средствами насилия. Политика пронизывает и определяет все содержание войны -- ее цели, направление, источники сил.

В годы войны внутри классов советского общества произошли существенные перемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались на временно занятой врагом территории. Среди нового пополнения рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производ-стве значительно увеличился.

Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи с эва-куацией промышленных предприятий 30-40 процентов кадровых рабочих, занятых на этих предприятиях, из европейской части СССР перебазировались за Урал и в районы Средней Азии. Это повысило роль рабочих среди местного населения.

Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой и политиче-ской активности. Коммунистическая партия провела огромную работу по воспита-нию нового пополнения рабочих и служащих. Опорой партии в этом важном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие, имевшие хоро-шую революционную закалку, высокую квалификацию и большой жизненный опыт. Под их руководством вновь пришедшие на производство быстро овладевали специаль-ностью и показывали образцы самоотверженного труда.

Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве. Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многие колхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособного крестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почти на 14 млн. человек. Особенно рез-ко уменьшилось число трактористов, комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов. Основная тяжесть работы легла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всех работавших в колхозах и совхозах. Между тем труд в сельском хозяйстве требовал огромного физического напряжения, так как техническая его во-оруженность в связи с войной стала намного слабее.

Перестройка всей жизни страны на военный лад нача-лась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осу-ществлять высшее стратегическое руководство Вооружен-ными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определеннос-тью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хо-зяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требо-валось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, со-зданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Стали-на. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Во-рошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партий-ные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрез-вычайные органы власти -- городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или гор-комов партии. Городские комитеты обороны оперативно ру-ководили мобилизацией населения и материальных ресур-сов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой тех-ники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным про-образом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы Граждан-ской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крес-тьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматри-вались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких плену-мов, а тем более съездов партии не проводилось, все кар-динальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важней-шие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой под-ход нередко приводил к субъективизму, однако в сложив-шейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генераль-ным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народ-ных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглав-лял Ставку Верховного Главнокомандования.

В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятка-ми, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масш-табах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к эко-номике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполне-нию. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребнос-ти действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесо-образному использованию военной промышленности в инте-ресах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комис-сии.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Сов-наркома выделялось все, что было непосредственно связа-но с ведением войны: военная экономика, и, прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооружен-ных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, во-енно-морского флота, наркоматы оборонной промышленно-сти и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих усло-виях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с во-енным производством, в частности на руководстве сельско-хозяйственным производством.

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комис-саров. Одновременно с созданием института военных комис-саров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские орга-ны политической пропаганды в политические отделы, кото-рые руководили как организационно-партийной, так и по-литико-массовой работой. С началом войны возросло значе-ние военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 воен-ных советов армий. В их состав было введено большое чис-ло опытных работников, крупных партийных и государствен-ных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвы-чайный институт -- институт парторгов ЦК ВКП(б), а так-же парторгов ЦК, компартий союзных республик, крайко-мов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назнача-лись парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие -- парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Партор-ги являлись одновременно секретарями заводских партий-ных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой до-полняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть труд-ности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных струк-тур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.