Великий Князь, не имея времени собрать войско, с малою дружиною отправил Мстислава во Владимир, где юный Андрей, осажденный многочис-ленными неприятелями, не терял бодрости. Над-менный Ярослав, подъехав к стенам, грозил сыну Мономаха и народу страшной местью в случае сопротивления, осматривал крепость и в своём уме назначил места для приступа, отложенного только до следующего дня.
Ситуация изменилась в одно мгновение. Два человека вы-шли тайно из крепости, засели на пути, между неприя-тельским станом и городом, и копьями пронзили неосто-рожного Ярослава, когда он возвращался к союзному войску. Несчастный умер в ту же ночь; а союзники, изумленные его бедствием, спешили заклю-чить мир с Великим Князем. Летописец Венгерский по-вествует, что Стефан, огорченный смертью Ярослава, клялся взять крепость или умереть, но его Воеводы не хотели ему повиноваться, сняли свои шатры и прину-дили Короля возвратиться в Венгрию.
Мономах вступился за честь не только своей внучки, но и отстоял честь всей Руси, изгнав Венгров, Богемцев и Поляков с земли русской. В ходе этих сражений Великий Князь равно как и его сыновья не теряли надежды на спасение и защищали свою землю не только силой оружия, но и силой своего великого русского духа.
Плен Володаря.
В стане Владимировых неприятелей были и Ростиславичи, до того времени усердные защитники отечества. Каким образом эти два брата, знаменитые своим благородством и великодушием, могли присоединиться ко врагам Рос-сии?
Мужественный Володарь, нагонявший ужас на соседствующих Ляхов. Не умел защищать себя от их коварства, они подослали к нему одного хитрого вельможу Петра, поступившего к нему на службу. Он вкрался в доверие к Князю Перемышльскому и притворно изъявлял свою ненависть к Болеславу. Однажды Пётр ездил с ним на охоту, и в лесу с помощью своих людей, внезапно схватив Володаря, увёз его связанного к себе в замок. Это событие произошло незадолго до осады Владимира. Брат и сын выкупили знаменитого пленника, отправив в Польшу множество золота, серебра, драгоценных камней, одежд, сосудов. Помимо этого Ростиславичи обязались жить в союзе с Болеславом и жили под Владимиром.
Кончина Владимира Мономаха.
Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скон-чался 19 мая 1125 года на 73 году своей жизни. Уже, будучи слабым и больным он поехал на место, орошенное святой кровью Бориса, и там, у церкви, им созданной на берегу Альты, предал дух свой Богу.
«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным. http://www.drevne.ru/study/monom.htm
Владимир Мономах проявлял себя как очень набожный человек. Великий Князь с осторожностью подходил к каждой проблеме, стоящей у него на пути. Каждый человек был для него сыном, каждый старец - отцом. «Поучение» Владимира - это завещание потомкам, добрый совет мудрого человека, отражение его души, души человека, который до конца был верен своим идеалам, был верен своей Родине, своему народу. «Поучение» Мономаха - своеобразный призыв к христианам.
Заключение
За время своего правления (1113 - 1125 гг.) Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка--Ярослава, который правил на Волыни. В 1116 т. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае.
Мономах проявил себя не только как, видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его политика была направлена на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.
Много внимания он уделял строительству, развитию культуры. При нем был создан новый летописный свод, в котором были подчеркнуты все заслуги Всеволодова дома.
На закате жизни Владимир Мономах создал, свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о жизни трудной, полной опасностей, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Он писал, что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился,-- писал он,-- и не видел, праведника покинутым, ни, потомков его просящими хлеба». Орлов А.С. Владимир Мономах. АН СССР, 1946г.
Многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей расходилось с заповедями «Поучения», тем более удивительной была эта исповедь, высказанная человеком на склоне лет.
Особенно знаменит царский венец кня-зя Владимира -- шапка Мономаха. В рус-ских летописях сохранилась легенда, в ко-торой рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Византию, импера-тор добровольно выслал ему знаки царской власти. Этим он как бы передавал Руси древнейшие права Рима и Царьграда-Константинополя на власть. Ею венчали на великое княжение и царство всех русских князей и царей. Только когда царь Петр I стал императо-ром, а Россия -- империей, императоров начали короновать короной Российской им-перии.
А шапка Мономаха и по сей день хра-нится в Москве, в Оружейной палате Крем-ля и хранит память о великом князе Влади-мире.
Владимир Мономах был человеком милосердным, набожным, никогда не забывал о церкви, о Боге, но долг перед Родиной всё же стоял на первом месте.
На мой взгляд, Мономах выступил в истории Руси как первый серьёзный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрощены основы развивающегося общества.
Великий Князь на протяжении всего своего правления в решении вопросов социально значимых руководствовался здравым смыслом. Победы, одержанные Мономахом и его детьми в боях, одерживались не только силой оружия, но и силой духа великого Русского народа, сплочённого в борьбе с общим врагом. Владимир отстаивал не только свою честь и честь своих родственников, но так же и честь всех русских людей.
Владимир сумел найти в себе силы, поскольку в Киеве княжить он стал уже в 60 лет, на управление не только городом, но и раздробленной страной, которая нуждалась в помощи человека сильного, мудрого, способного направить жизнь той эпохи в «правильное русло», не дать водовороту всех жестоких событий засосать в себя жизнь на столько удивительную и прекрасную, жизни великой Русской нации.
2. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987. - 342 с.
3. История России: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. / А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Гиоргиева, Т. А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 520 с.
4. Сахаров А. Н., Буганов В.И. история россии с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. А.Н. Саханова. - М.: Просвещение, 1995. - 304 с. : ил., карт. - ISBN 5-09-006746-5.
5. http://www.drevne.ru/study/monom.htm
6. http://ppf.asf.ru/drl
Страницы: 1, 2, 3