-- в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта -- однопалатность.
После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, рав-но как и к механизму его принятия:
-- доработка и утверждение проекта как основы Конституции Ук-раины;
-- принятия временной Конституции на переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации -- разработ-ка нового Основного Закона;
-- принятие любого документа подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.
Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах, как:
-- целесообразность федеративно-земельного устройства государст-ва;
-- двойного гражданства и двуязычия;
-- отношения к системе Совета как рудименту или жизнеспособ-ному организму.
Консолидации -- жизненно важный для Украи-ны ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократи-чески-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно наду-манные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою деятельность прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз ком-мунистов Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою очередь, в тот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промыш-ленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о вос-становлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал дан-ной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, данное соглашение во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипло-матические отношения, более 13 стран мира. С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и раз-вития готовилась кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт показывает, что государственная форма собственности наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производ-ства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной соб-ственности. В июле--ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитыва-лась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил про-ведение выборов народных депутатов, а на 26 июня -- выборы прези-дента. В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвида-ции ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно этому решению, за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36% ракетных но-сителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с террито-рии республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соот-ветствующую материальную компенсацию и совместно с США гаранти-ровала территориальную целостность и независимость Украины.
Существенные усилия Украине следует уделить в области юрис-пруденции. Особенно отстала сфера законодательства в области прав человека. Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство Украины является системой защиты государственных интересов, в первую очередь.
Такие страны, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987--1991 гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по пра-вам человека, то Украина -- всего 4. Если присоединение к конвенци-ям в рамках Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то для освоения обязательств в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.
Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украин-ского языка как государственного, особенно в Донецкой области (Если в Луганской области до 35% украинцев считают русский язык родным, Одесской -- более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев -- лишь 9%, а в Западной Украи-не -- не более 1%.)
В целом общественность и народ Украины после кровавых собы-тий 3--4 октября 1993 г. в Москве и результатов выборов в России 12 декабря все более склоняются к умеренной позиции в решении по-литических проблем.
Надо сказать, что Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года.
После столетий борьбы Украина получила еще один шанс осуществить великую национальную и государственную идею, которая является наивысшим правом каждого народа.
УКРАИНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Государственное устройство.
Украина - республика. Верховный Совет Украины 16 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года - Акт о независимости Украины (этот день отмечается с тех пор как Национальный праздник - День независимости).
Современная Украина представляет собой республику, в состав которой входят 24 области и автономная республика Крым.
Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. На президентских выборах 1999 года Президентом Украины был переизбран Леонид Данилович Кучма.
Высшим органом законодательной власти на Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины - 450 (в настоящее время - 449) народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Председатель Верховной Рады Украины - Плющ Иван Степанович (избран большинством Рады 1 февраля 2000 г.).
Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Премьер-министр Украины - Виктор Андреевич Ющенко (с 22 декабря 1999 года).
Министр иностранных дел - Анатолий Максимович Зленко (вновь назначен указом Президента от 2 октября 2000 года).
Экономика.
Украина обладает богатыми природными ресурсами, мощным промышленным потенциалом, солидной научно-технической базой.
Структура национального дохода: промышленность - 50%, сельское хозяйство - 26%, строительство - 10%, транспорт и связь - 6%.
Восточные области страны представляют собой индустриальный регион с развитым машиностроением и металлургией (на него приходится почти половина разведанных запасов угля). Центральный регион - житница Украины, здесь сосредоточена значительная часть запасов нефти. Западная часть страны - агропромышленный регион со значительным рекреационным потенциалом.
В настоящее время Украина и ее экономика шагают к новой жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в более эффективных рычагах управления экономическими процессами.
ДОБЫЧА НЕФТИ НА УКРАИНЕ
Роль нефтяной промышленности в народном хозяйстве Украины велика. Страна не может обходиться без топлива, горюче-смазочных материалов, продуктов нефтехимии и всего того, что получают из нефти. Существование этой отрасли жизненно необходимо, и поэтому нужно приложить все силы для выведение ее из кризиса. От состояния нефтяной промышленности зависит общее состояние ТЭК, которое прямо влияет на развитие экономики, уровень жизни населения и роль государства в мировом сообществе.
Из общего количества добываемых запасов нефти мира более 96 млрд. т сосредоточены в недрах 13 стран Ближнего и Дальнего Востока. К странам, в которых тоже есть значительные добываемые запасы нефти принадлежат: Венесуэла -9,81, Россия - 7,06, Мексика - 5,72, Ливия - 4,24, Китай - 3,28, США - 3,11, Нигерия - 2,29 млрд. т. Всего в этих странах сосредоточено 35,51 млрд. т. В др. странах добываемые запасы нефти составляют от 0,07 до 1,2 млрд. т.
К последним, где добывание нефти находится в указанных пределах, принадлежит Украина. В недрах месторождений Украины на балансе на начало 1999 г. значится 959,8 млн. т, из них добываемые запасы составляют 46 млн. т, а остальные 813,8 млн. т относятся к категории труднодобывающейся нефти, которую существующими методами разработки, включая методы заводнения различной модификации и методы интенсификации, извлечь пока невозможно.
Большая часть труднодобывающейся нефти из указанных балансовых запасов (почти 300 млн. т) сосредоточена в горизонтах менилитовых отложений месторождений Западного нефтяного региона. В качестве примера сложности геологического строения можно привести открытое в 1976 г. Довбушанско-Быстрицкое месторождение. На этом месторождении расположены 3 структурных этажа менилитовых залежей с 34 самостоятельными горизонтами с эффективными толщинами от 2 до 15 м на глубинах от 1700 до 3600 м. Балансовые запасы в целом по месторождению составляют 32 млн. т, а по проекту из месторождения будет добыто всего 8,8% нефти от балансовых запасов. Поэтому, имея в Украине значительные запасы нефти, надо думать, как ее эффективно извлечь.
Показатели
Ед. измерения
План
Факт
разведочная
тыс. м
7,7
7,9
газовых
скважина
26
38
разведка
млн. грн.
15
18
геофизические предприятия
2,1
2,4
Страницы: 1, 2, 3, 4