Рефераты. Учредительное собрание в России: от идеи к реализации

Учредительное собрание или Константуанта - разновидность временно действующего представительного, парламентского учреждения, собрания депутатов, уполномоченного оформить новый государственный строй, выработать основополагающие законы, конституцию страны. Знаменский О. Н. Революция и Учредительное собрание.// Диалог. - 1990. № 2. С. 74.

В России, при ином типе феодализма, а затем и капитализма, при политической не подвижности общества, при абсолютной монархии, державшейся не только силой принуждения, но идеологией своего провиденциального происхождения, практикой всеохватывающего государственного патернализма, на протяжении всего XIX века не было почвы для реализации формулы - «народ - источник власти». Протасов Л. Г. Указ. Соч. С.12.

Тем не менее, идея верховенства народа не могла оставить равнодушными передовых людей России, начавших свои поиски путеводных теорий.

Впервые она вошла в программные документы декабристов. Согласно проекту «Конституции» Н. Муравьев, « источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные законы для самого себя». Хрестоматия по истории СССР. Т.2. / ред. С. С. Дмитриев.- М. 1949. С. 265. Полномочия за всенародным державным Собором, то есть Учредительным собранием. Хотя идея учредительной власти народа оставалась «кабинетной», предпосылки ее будущей популярности накапливались и зрели вместе с ростом в обществе, с поисками исторических путей, достойных великой, но отстающей страны.

Идея Учредительного собрания была подхвачена с особым воодушевлением новыми поколениями российского «освободительного движения», приобретая соответствующий исторический ориентир - от Конвента времен Великой Французской революции до деятельности Временного правительства и Учредительного собрания 1848 года, установившего во Франции демократический режим Второй республики. Новая истории стран Европы и Америки. /ред. И. М. Кривогуза. - М. 2004. С. 155.

Со второй половины XIX века, когда экономическая модернизация страны обострила потребность в государственной структуре, а усилившиеся сближения с Западом еще более оттеснило российскую архаику. Протасов Л. Г. Указ. Соч. С. 12. Эта идея получила новый импульс, являясь своего рода символом радикального обновления страны, разрешения всех насущных общественных вопросов. Это было выражено в идеях народничества. Они возлагали надежды на Учредительное собрание, как на гаранта народной воли, так как «великие друзья народа» предполагали, что все постановления Учредительного собрания будут обязательны для всей страны, так как население посылало в него своих представителей. Из воспоминаний А. Прибылева (Кобра).// Былое. № 4-5. апрель- май 1918. С. 84. Из программы Исполнительного комитета ясно видно, что народная воля была бы достаточно хорошо высказана и проведена Учредительным собранием, избранным свободно. Из программы Исполнительного комитета.// Хрестоматия по истории СССР. XIX век. - М. 1991.С. 224. Члены комитета пришли к единогласному решению «ни в коем случае не нарушать и не умалять верховной власти Учредительного собрания» Из воспоминаний А. Прибылева (Кобра). // Былое № 4-5. апрель- май 1918. С.85.

В одном из первых революционных манифестов - прокламаций «Молодая Россия», изданная в 1882 году П. Г. Зайчневским, были выдвинуты следующие требования: «…изменения современного деспотического правления в республиканского - федеративный союз, принял всю власть в руки Национального (Учредительного) собрания…». Молодая Россия. // Хрестоматия по истории СССР 1861- 1917 гг. / ред. В. Г. Тюкавкина. -М. 1990. С. 118.

Тем не менее, это были не единственные заявления с требованием о свержении власти монарха. Из программы Исполнительного комитета «Земли и воли», написанной в сентябре 1879 года, следует отметить, что обязанность партии - способствовать немедленному созыву Учредительного собрания и передачи ему власти Временному правительству, созданному путем революции или заговора. Из праграммы Исполнительного комитета «Земли и воли». // Там же. С. 140. Целью партии являлось свержение существующего строя и передача власти Учредительному собранию, которое должно пересмотреть все «государственные и общественные учреждения». Там же. С. 139. Из этих программных заявлений видно, что кардинальные перемены в устройстве государственного управления должно было решить Учредительное собрание. Собрание для них точка отсчета нового политического, экономического, социального и идеологического развития в истории России.

Однако наиболее плодотворная разработка идеи Учредительного собрания обретала в рамках поисков решения так называемого конституционального вопроса в России. Один из отцов- основателей кадетской партии И. И. Петрункевич вспоминал: «Эта неспособность самодержавия честно выполнять принятые им перед народом обязательства и привела к убеждению, что только Учредительное собрание может уберечь страну от таких обещаний, которые гораздо легче берутся назад, чем даются. Петрункевич И. И. Воспоминания.// Архив русской революции. Т. 22. - М. 1990. С.111.» Из этого высказывания следует то, что политика самодержавия, направленная на сохранение архаичности и самобытности России, ухудшает положение самодержавия и подрывает его популярность в демократическом слое общества.

Идея Учредительного собрания приобрела в России более широкий и емкий, чем на Западе, смысл. По словам Л. Г. Протасова, эта идея носила не только политический, но и социально-философский смысл. Протасов Л. Г. Указ. Соч. С. 15. Она, по выражению Н. А. Бердяева, стала как бы ментальным свойством российской радикально-либеральной интеллигенции, традиционное народничество, включавшее и комплексы собственной вины перед народом за его придавленное состояние. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М. 1991. С. 54. С данными мнениями невозможно не согласиться. На наш взгляд, в полном отсутствии гражданского общества в России негативно сказалось на политических взглядах населения, прежде всего в новом органе они видели волшебный, магический смысл и уповали на его молниеносные действия. Нам, живущим в XXI веке, ясно, что все существенные политические изменения требуют осмысленных и взвешенных решений властей.

Полное отсутствие до 1905 года, начал представительной демократии создавало романтический, возвышенный, магический способ и образ Учредительного собрания, способного в одно мгновение решить все общественные и социальные конфликт. Это содействовало его популярности, как в революционных, так и в либеральных кругах.

К началу XX века главным носителем этой идеи была быстро растущая демократическая интеллигенция, объединенная не столько общностью материальных интересов, сколько сходством духовных запросов и политических идеалов. Как отметил Л. Г. Протасов «народолюбия» стало ее нравственным императивом, вектором настроений - идея Учредительного собрания. Протасов Л. Г. Указ. Соч. С. 16.

Тем не менее, первыми кто выдвинули в своей программе лозунг «Учредительного собрания» были социал -демократы на II съезде РСДРП в 1903 году. В ней говорилось, что только полное, последовательное и прочное осуществление политических и социальных преобразований достижимо лишь путем низвержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, свободно избранно всем народом. Программа РСДРП. // Программы политических партий.- М. 1995. С. 50. Из выше сказанного следует, что прерогативой коренных политических и социальных преобразований возможно только органом власти избранным демократическим путем.

Тем не менее, необходимо отметить, что В. И. Ленин еще осенью 1901 года выдвинул лозунг вооруженного восстания с целью свержения самодержавия и замена его республикой, создаваемой на основе демократической конституции. Разработкой последней должно было заняться Учредительное собрание. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 33. - М. 1962. С. 325.

Большею популярностью идея Собрания пользовалась во время первой русской революции 1905-1907 гг. Так рабочие и жители Петербурга в петиции царю Николаю II 9 января 1905 года требовали созыва Учредительного собрания. Петиция рабочих и жителей Петербурба.// Хрестоматия по истории СССР. 1861- 1917./ ред. В. Г. Тюкавкина. - М. 1990. С. 283. Эти заявления не остались без внимания со стороны государственной власти. Высочайший манифест Николая II от 17 октября 1905 года давал возможность парламентского устройства в России, организацию партийного плюрализма, угодного царскому правительству. Высочайший манифест от 17 октября 1905 года. // Там же. С. 226.

После провозглашения манифеста в России появляются наряду с запрещенными революционными политическими партиями либерально-демократического и реакционного типа, такие как партия конституционных демократов, октябристов, черносотенцев-монархистов. Так в программе кадетов, выработанной Учредительным съездом 12 -18 октября 1905 года, было выдвинуто следующее требование о немедленном введении избирательного закона на основании всеобщего голосования для непосредственного созыва Учредительного собрания для составления Основного закона государства. Программа конституционно - демократической партии.// Октябрь 1917 года и сыдьбы политической оппозиции. Ч. 1. Политические партии России. / ред. Э. Н. Энтина. - Гомель. 1993. С. 118. На II съезде, проходившем 5 - 11 января 1906 года ЦК партии более конкретно определило термин Учредительного собрания. Так как региональные представители кадетов не могли доступно и внятно объяснить суть данного органа. Учредительное собрание обретает такое определение- «это собрание народных представителей с учредительными функциями, созданное для составления Основного закона» Постановление II съезда конституционно-демократической партии.// Там же. С 121., а не собрания обеспеченного всей полнотой власти. Требования кадетов можно определить как умеренно-демократические, выступавшие за конституционную монархию. Программные требования умеренно-либеральных партий существенно не отличались.

Проект программы эсеров был завершен в январе 1906 года В. М. Черновым и утвержден на I съезде партии в том же 1906 году. Она делилась на программу - минимум и программу- максимум. Важнейшим требованием программы минимум был созыв Учредительного собрания на демократических началах. Политические партии России: история исовременность./ ред. А. И. Зевелева. - М. 2000. С. 181. Оно должно было ликвидировать самодержавный строй и установить свободное народное правление.

Отколовшиеся от них в 1906 году эсеры- максималисты пошли дальше в своих убеждениях. Добившись избрания учредительного собрания демократическим путем, они настаивали на введение в стране трудовой республики и полной социализации общества Там же. С. 185.. Здесь мы видим не только способ формирования данного органа, сколько дальнейшее политическое устройство государства.

Меньшевики называли созыв Учредительного собрания «первым пунктом в порядке совершающихся событий» Знаменский О. Н. Революция и Учредительное собрание.// Диалог. -1990. № 2. С. 75..

Равнодушными к столь популярным идеям в социалистическом лагере не остались и либеральная политическая партия кадетов. Съезд партии, 18 октября 1905 года, выразил неудовлетворенность царским манифестом 17 октября того же года. Объявлял задачей партии достижение Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права Программа конституционных демократов.// Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Ч. 1. Политические партии России. - Гомель 1993. С. 119.. Однако, добившись затем весьма влиятельной позиции в I Государственной думе и, уверовав в то, что Россия вступила на конституционный путь развития, кадеты охладели к лозунгу Учредительного собрания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.