20
Введение
1. Третьеиюньский государственный переворот
2. Третьеиюньская политическая система: цели и сущность, причины ее кризиса
3. Позиция и тактика политических партий России в 1907-1914 годах по основным вопросам общественного развития России.
Заключение
Список литературы
Начало XX века было сложным временем для России - множество смен политического курса, буржуазные и социалистические революции, раскол в обществе. События Третьеиюньской монархии - не исключение.
Третьеиюньский переворот (разгон II Думы) означал торжество царизма над революцией. Главной причиной этого явилась недостаточная организация рабочего класса и отсутствие прочного союза пролетариата с крестьянством. Крестьяне действоавали стихийно, жгли и разоряли усадьбы помещиков, а потом безропотно покорялись властям. Многие из них надеялись на доброту "царя-батюшки", на Государственную Думу. Основная часть армии не присоединилась к революции. Не было единства в рядах РСДРП-наиболее активной партии в революции. Либеральная буржуазия в ходе революции пошла на соглашение с монархией.
Подробнее о сущности третьеиюньской монархии - далее в работе.
1.Третьеиюньский государственный переворот
Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним Государственная Дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя первую Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Первая Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране, уставшей от революции. Вторая Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.
Опыт первых двух законодательных собраний был оценен царем и его окружением как неудачный. В этой ситуации и был издан третьеиюньский манифест, в котором неудовлетворенность от работы думы списывалась на несовершенство выборного законодательства:
Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым. Кузнецов И.Н. История государства и права России (Курс лекций). Минск: Амалфея, 1999. С.238
Имея опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть в какие-то рамки приличия и правых, и левых партий. Но самоценность ростков парламентаризма в самодержавной России мало интересовала правых, а левым было вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В ночь на 3 июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый, несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.
Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.
В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как "бесстыжий": столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.
2.Третьеиюньская политическая система: цели и сущность, причины ее кризиса.
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее поло-жение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, полу-чили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы -- 30 депутатов.
В начале марта в Думе выступил председатель Совета мини-стров Столыпин с правительственной декларацией о прове-дении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновен-ности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и рань-ше, центральным был аграрный вопрос. Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали ради-кального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избиратель-ный закон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присы-лать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так со-здавалась видимость "народного гласа". В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая прово-кация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в под-готовке государственного переворота. Правительство потре-бовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.
3 июня 1907 г. II Госу-дарственная дума была досрочно распушена, а некоторые чле-ны социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.
Изменение избирательного закона в Думу было про-ведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го ок-тября, и потому акт 3-го июня был воспринят как "государственный переворот". Новым избирательным законом было сильно урезано представительство в Думе от окраин государства: Польша должна была вместо 36 посылать 14 депутатов (в том числе 2 от русского населения), Кав-каз вместо 29 -- десять. Средняя Азия была вовсе лишена думского представительства. В европейской России при избрании выборщиков в губернские избирательные собра-ния курии землевладельцев было предоставлено преобла-дание над другими куриями: в 34 губерниях из 52-х съезды землевладельцев выбирали в губернские избирательные собрания абсолютное большинство выборщиков; в общей сложности курия землевладельцев избрала 50,5% выбор-щиков (вместо 31%), крестьянская курия -- 22,5% (вме-сто 42%); городская курия избирала по-прежнему 27% выборщиков, но теперь городские избиратели были раз-делены на две курии, причем первой (“цензовой”) было предоставлено большинство выборщиков. Бородин А.П. Усиление позиции объединенного дворянства в Государственном Совете в 1907-1914 гг. / Вопросы истории, 1977, № 2.
Рабочая курия сохранилась лишь в 6-ти наиболее про-мышленных губерниях. От каждой курии губернские из-бирательные собрания непременно должны были избрать в Думу по одному представителю, остальные депутаты могли быть избраны из любой курии.
Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество из-бирателей сохранялось, однако крестьянское представитель-ство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число де-путатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.
Выборы в 3-ю Думу происходили осенью 1907 года в обстановке тер-рора и разгула реакции. Правительство су-мело на этот раз обеспечить по-слушный состав Думы. Большинство о ней имели помещики и буржуазия. Од-нако абсолютного большинства не имела ни одна партия, и дали сле-дующий состав: правых 50, “умеренно-правых” 71, националистов 26 (всего правых 147), октябристов (центр.) 154; налево от октябристов: прогресси-стов 28, к.-д. 54, трудовиков 13, с.-д. 20, поляков и литовцев 18, мусульман 8 (всего 141). Главную роль в третьей Думе играла фракция октябристов; из их среды были и председатели Думы, сначала Н. А. Хомяков, потом Д. И. Гучков. “Столыпинское” большинство в Думе со-ставляли октябристы, на-ционалисты и умеренно-пра-вые.-- Бюджетные права Думы давали ей боль-шое вли-яние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой. 3-я Дума приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала ре-организацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. В то же время она поддерживала националистический курс, ус-военный с 1909 г. министерством Столыпина. Она при-няла законы об огра-ничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства, с преобладанием русского элемента, о выде-лении Холм-ской области в особую губернию (иронически названное “четвертым разде-лом Польши”). Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1998. С.342
Главным архитектором “третьеиюньской” политической си-стемы яв-лялся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энер-гичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внут-ренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.
Отсутствие в Думе какого-либо однопартийного боль-шинства заранее предопределялось новым избиратель-ным законом и отражало интересы царизма. “В III Думе с самого начала были два большинства” (Ленин В. И. Полное собр. соч., т. 20, с- 374) -- черносотенно-октябристское и октябристско-кадетское. Лавирование между ними для сохранения основ самодержавия и подавления рево-люции вылилось в политику бонапартизма. “Бонапар-тизм есть лавирование монархии, потерявшей свою Ста-рую, патриархальную или феодальную... опору,--писал В. И, Ленин,--монархии, которая принуждена эквилибрировать, чтобы не упасть,--заигрывать, чтобы управлять... Бонапартизм есть объективно неизбежная, прослежен-ная Марксом и Энгельсом... эволюция монархии во вся-кой буржуазной стране” (Полн. собр. соч., т. 17, с. 273--274). После революции 1905 г. царизм понял, что рассчитывать на крестьянство нельзя, а дворянство не могло быть достаточно прочной социальной опорой. Поэтому самодержавие установило союз с буржуазией, которая и сама стремилась в лагерь реакции из страха перед революционным народом. Важнейшим проявле-нием бонапартизма, таким образом, было заигрывание с буржуазией. Одновременно важная черта этой полити-ки--жестокая расправа с революционным народом.
Реакционная, черносотенная Дума охотно поддержи-вала правительство в его борьбе с революцией. Вся стра-на управлялась на основе “Положения об усиленной и чрезвычайной охране”. Полицейские репрессии обруши-лись на демократическую печать, профсоюзы, культурно-просветительные общества рабочих. Особым преследо-ваниям подверглась партия пролетариата. В.И. Ленин, вернувшийся в Россию в ноябре 1905 г., вынужден был в декабре 1907 г. уехать во вторую эмиграцию. Многих большевиков казнили, отправили в ссылку или на каторгу. Всюду действовали военно-полевые суды. Цель правительства состояла в том, чтобы задушить револю-цию физически и идейно. Для этого использовали не только правительственный террор, но и идеологические диверсии. Самодержавию в этом активно помогала бур-жуазия. Она принялась оплевывать революционные традиции, чернить революционеров; началась активная проповедь поповщины и идеализма. усилилась критика марксизма. Упадочничество и реакция в области идеоло-гии свидетельствовали об окончательном переходе либеральной буржуазии в лагерь черносотенцев и самодер-жавия. Правительство охраняло буржуазию и власть капитала с помощью штыков. Буржуазия поддерживала финансовую, национальную и аграрную политику са-модержавия. Таков был идейно-политический итог раз-вития российского либерализма.
Страницы: 1, 2