25
Министерство высшего образования России
Ярославский государственный университет
им. Демидова
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Николай II - трус или патриот?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отречение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Арест, ссылка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Казнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Память. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Расследование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Версия об отрезанных головах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Версия о ритуальном убийстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Версия о фальсификации погребения. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Версия о «чудесно спасшихся» членах семьи Николая II. . ..
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
5
6
9
14
17
18
19
20
22
26
Император Николай II является одной из наиболее патетичных фигур в истории. Если бы он жил в классические времена, история его жизни и смерти послужила бы поэтам Древней Греции сюжетом для какой-нибудь великой трагедии. Они бы изобразили его, как жертву, обреченную судьбой, пре-следуемую на каждом шаг безж-алостным фатумом вплоть до последней раздирающей душу сцены, разыграв-шейся в подвале дома в Екатеринбурге.
Дж. Бьюекенн
История России, в особенности XIX и XX веков, необычна и очень интересна. Царствование последнего российского императора достойно самого широкого изучения именно сегодня. Я читала много книг о царствовании Николая II. Некоторые из них, в особенности «Николай II. Последний российский император» Ирошников П.И. и др. очень помогли мне при написании этого реферата. Нельзя не отметить еще одну интересную книгу Соколова Н.А. «Последние дни Романовых». Книга содержит не только подробное перечисление событий и их анализ, но и самое ценное в ней то, что Соколов Н.А., проводя расследование, имел возможность встречаться с людьми, которые были непосредственными участниками многих событий, причастных к гибели царской семьи. Представили также огромный интерес книги: Дорна де Дзулиани М. Царская семья. Последний акт трагедии; Жильяр П. Император Николай II и его семья; Жильяр П. Трагическая семья русской императорской фамилии: Воспоминания бывшего воспитателя наследника цесаревича Алексея Николаевича; Касвинов М.К. 23 ступеньки вниз; Николай II ( император). Дневник императора Николая; Радзинский Э. Николай II: жизнь и смерть; Хейфец М. Цареубийство в 1918 году. Версия преступления и фальсификация следствия и другие. С материалы о канонизации и перезахоронении царских останков познакомилась из газет «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и также из работ Эдварда Радзинского.
Считаю, что события, связанные с жизнью и смертью Николая II, очень актуальны в настоящее время, т.к. еще несколько лет назад не было возможности печатать правду об этой печальной странице нашей истории. Я ознакомилась с подобной литературой и была удивлена, насколько искажены истинные факты в большинстве публикаций. Но литература последних лет уже дает более объективную оценку событиям. Я с интересом обратилась к этой теме.
Итак, 6 мая 1868 г. родился великий Князь Николай Александрович. Детство Николая внешне протекало завидно благополучно и счастливо. Он рос в сердечной домашней атмосфере, постоянно ощущая заботу и внимание искренне любящих родителей. Но что ждало его? Совершенно невероятное и, как оказалось, трагическое будущее - самодержавная власть над величайшей империей света и ужасный финал жизни.
Николай получил блестящее образование. Учеба Николая началась с девятилетнего возраста под бдительным присмотром августейших родителей. В течение 8 лет он получал домашнее образование. В семнадцатилетнем возрасте наследник приступил к изучению «высших наук» по смешанной программе курса Академии Генштаба и экономического и юридического факультетов университета. В число его многочисленных наставников и учителей были приглашены видные ученые и признанные авторитеты: И.Л.Янышев читал курсы канонического права; Е.Е.Замысловский - политическую историю; бывший министр финансов России Н.Х.Бунге преподавал юному Николаю статистику и политэкономию; двоюродный дед А.Блока - Н.Н.Бекетов, академик, читал курс химии. Не менее выдающейся была и команда учителей в военных областях знаний.
К моменту коронации Николай был умен для своих лет, и вполне готов стать достойным императором. 20 октября 1894 года молодой наследник стал Императором Николаем II, восемнадцатым в роду Романовых. Николай II был одним из самых молодых в династии Романовых, с ним связывали большие надежды. Он оставался императором по долгу и обстоятельствам, но не по призванию.
Николай II - трус или патриот?
Николай II. Что мы знаем о нем? «Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами…»[4] - так рассказывали о нем раньше. Но так ли это на самом деле? «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалекий и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная, деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдальное», «искренний и любящий отец и муж»[8] - все эти столь поразительно отличающиеся мнения - оценка современников и приближенных одного и того же человека - Николая II. Император был действительно человеком удивительных противоположностей.
Но нельзя не отметить его отношение к семье и близким людям. Вступив почти одновременно и на престол, и в брак, он тяготился своими высокими обязанностями, а натура его больше стремилась к тихим прелестям семейной жизни. Для него семья была чем-то гораздо большим, чем она бывает обычно. В ней было его спасение, его уход от тяжкого бремени, которое легло на него с восшествием на престол.
Царя обвиняли в малодушии к окружавшим его людям. Это было справедливо: он действительно многого просто не чувствовал, и при хорошем воспитании ему недоставало ни знания людей, ни интуиции, а порой чисто человеческого такта и здравомыслия. Николай оказался не в состоянии уловить веяния времени или понять свой народ, будучи слишком далеким от него. Он был замечательным человеком, отцом, мужем, но царем ли? В отношении своего семейного очага Николай был безупречен. Но он не был таким блестящим правителем, каким хотелось бы его видеть.
Главное обвинение же, которое пытаются вынести Николаю II от имени истории - политическое безволие, в результате которого в России наступил развал государственности и крах самодержавной власти.
С другой стороны можно согласиться с Уинстоном Черчиллем и некоторыми другими объективными историками, которые при анализе исторических материалов того времени считали, что в России в начале февраля 1917 года был только один по-настоящему выдающийся государственный деятель, работавший на победу в войне и процветание страны, - это император Николай II. Он был искренне предан отечеству.
Отречение
В Думе еще в августе 1915 года был создан так называемый Прогрессивный блок партий, включивший 236 членов Думы из общего количества 442. Блок сформулировал условия для перехода от самодержавия к конституционной монархии путем «бескровной» парламентской революции. Тогда в 1915 году, воодушевленный временными успехами на фронте, царь отклонил условия блока и закрыл заседание Думы. К февралю 1917 года обстановка в стране еще более обострилась из-за неудач на фронте, больших потерь в людях и технике, что вызывало недовольство самодержавием в крупных городах и, прежде всего, в Петрограде, где Дума была уже готова произвести эту «бескровную» парламентскую революцию. Председатель Думы Родзянко непрерывно шлет в Ставку тревожные сообщения, предъявляя от имени Думы правительству все новые настойчивые требования о реорганизации власти.
Часть окружения царя советует ему пойти на уступки, дав согласие на образование Думой правительства, которое будет подвластно не царю, а Думе. С ним лишь будут согласовывать кандидатуры министров. Не дождавшись положительного ответа, Дума приступила к образованию независимого от царской власти Правительства. Так свершилась Февральская революция 1917 года.
28 февраля царь направил на Петроград из Могилева воинские части во главе с генералом Ивановым для наведения порядка в столице. В ночной беседе с генералом Ивановым измученный, борющийся за судьбу России и свою семью, взволнованный озлобленными требованиями бунтующей Думы, царь высказал свои грустные и тяжелые соображения: «Я берег не самодержавную власть, а Россию. Я не убежден, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу»[2]. Так объяснил государь свой упорный отказ Думе на создание независимого правительства.
Воинские части генерала Иванова были задержаны революционными войсками на пути в Петроград. Не зная о провале миссии генерала, Николай II в ночь с 28 февраля на 1 марта тоже решает выехать из Ставки в Царское Село.
28 февраля, вторник. Дневник Николая II: «Лег спать в три с четвертью часа утра, так как долго говорил с Ивановым, которого посылаю в Петроград с войсками водворить порядок»[6].
2 марта, четверг. Дневник Николая II: «Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что Министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев - всем главнокомандующим фронтов. К двум с половиной часам пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект Манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный Манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!»[6].
Страницы: 1, 2, 3