Рефераты. Становление Президентской республики. Внутренняя и внешняя политика на рубеже XX-XXI веков.

В сложившейся обстановке с большим трудом удалось 31 марта 1992 года подписать Федеративный договор, определявший характер взаимоотношений между субъектами Российской федерации (республики, края, области, округа, а также Москва и Санкт-Петербург), обозначавший и границы государства. К договору не присоединились лишь Чечня и Татарстан. Он был одобрен VI съездом народных депутатов и стал началом конституционной реформы в России.

В то же время шла активная разработка проекта новой Конституции России. Его обсуждение шло в обстановке ожесточенной политической борьбы. Проект, предложенный президентской командой, предусматривал наличие «сильной» президентской республики, в которой права парламента были бы значительно урезаны («сильный» президент, формирующий правительство и обладающий правом роспуска парламента и возможностью назначать новые выборы). Представители Верховного совета, наоборот, настаивали на концепции «сильного» парламента, власть которого гарантировала президенту и часть его властных полномочий («сильный» парламент, назначаемое им и подотчетное ему правительство, должность президента наделена ограниченными полномочиями).

Отсутствие четко обозначенных конституционных положений, касающихся властных структур государства, дискуссии о проектах Конституции привели к обострению отношений президента и парламента. Сложилось своеобразное двоевластие - в оппозицию к президенту вступили Председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и вице-президент А.В.Руцкой. Они пользовались поддержкой значительной части народных депутатов и определенных политических сил.

Президентская сторона, не желая упускать инициативу, выступила с предложением проведения референдума о доверии Президенту, его социально-экономической политике, о необходимости проведения досрочных президентских выборов и проведении перевыборов народных депутатов. В голосовании по этим четырем вопросам, проходившем 25 апреля 1993 года, принято участие 64% россиян, внесенных в избирательные списки. Результаты голосования - «да», «да», «нет», «нет». Таким образом, ни предложение о досрочных выборах Президента, инициированное парламентом, ни предложение о его роспуске, на чем настаивала президентская сторона, не прошли. Это еще больше усилило политическое противостояние.

Сложившаяся тупиковая ситуация могла решиться, как это бывало раньше, двояко - либо взаимным компромиссом и уступками, либо открытым противостоянием, предполагавшем силовые методы ее разрешения. Но ни одна из сторон идти на уступки не пожелала. Открытая конфронтация в условиях назревавшего внутриполитического кризиса становилась неизбежной.

В условиях этого опасного баланса сил и интересов Б.Н.Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о проведении конституционной реформы, первым шагом к реализации, которой был роспуск Верховного Совета (вопреки решениям референдума) и проведение в декабре нового референдума о новой конституции России, а также выборов в новые государственные органы власти. Верховный Совет, в свою очередь, обвинив президента в нарушении конституции, объявил об отстранении его от должности. Обязанности главы государства временно возложил на себя вице-президент А.В.Руцкой. Здание Верховного Совета («Белый дом»), где в это время народные депутаты собрались на свой чрезвычайный съезд, стало центром сопротивления президенту.

2 октября 1993года по Москве прокатилась волна многочисленных массовых демонстраций, организованных оппозицией. Противостояние достигло своего апогея. По призыву Руцкого и Хасбулатова 3 октября их сторонники начали штурм здания московской мэрии и телецентра. В ответ Б.Н.Ельцин ввел в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. Но если в августе 1991 года войска старались соблюдать нейтралитет, то уже утром 4 октября 1993 года по приказу президента танки обстреляли боевыми снарядами Белый дом, где находилось несколько сотен его защитников. Обстрел из танковых орудий вызвал пожар в здании и гибель многих ни в чем не повинных людей. В результате осады и обстрела здания, во второй половине дня 4 октября оно было захвачено верными президенту войсками, а оставшиеся в живых укрывшиеся в нем депутаты Верховного Совета, в том числе и руководители сопротивления, были арестованы.

Силовое решение этого конфликта позволило Б.Н.Ельцину провести 22 декабря 1993 года выборы в двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную думу). Они проходили как по избирательным округам, так и по партийным спискам. Совершенно неожиданно для президентской стороны большинство голосов избирателей (почти четверть) получила Либерально-демократическая партия России (лидер - В.В.Жириновский). Пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер - Е.Т.Гайдар) оказался лишь на втором месте. Уверенно прошли на выборах представители Коммунистической партии Российской Федерации (лидер - Г.А.Зюганов).

В ходе референдума была принята и новая Конституция России, согласно которой Российская Федерация становилась президентско-парламентской республикой. Президент получил значительные полномочия. Он формировал правительство, мог выступать с законодательной инициативой, в ряде случаев имел право распускать органы законодательной власти, мог издавать указы по ключевым политическим и экономическим вопросам. Двух палатный парламент - Федеральное Собрание - выступал в качестве законодательного органа. Он состоял из Совета Федерации, формирующегося из представителей субъектов федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по партийным спискам, так и избирательным округам. Третьей властью, согласно новой Конституции Российской Федерации, являлся Конституционный суд, призванный контролировать исполнение Конституции и имеющей право толкования, отдельных ее статей.

28 апреля 1994 года представители органов исполнительной и законодательной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели, представители духовенства, руководители субъектов федерации подписали Договор об общественном согласии, что открывало перед Россией возможность достижения политической стабильности в обществе.

В декабре 1994 года начался вооруженный конфликт в Чечне. Власти России решили использовать войска для подавления сепаратистского режима генерала Д.Дудаева. Это привело к многочисленным жертвам с обеих сторон и резко усилило политическую и экономическую напряженность в стране. Бесславная война в Чечне, принесшая горе и страдания всему российскому народу, а также многочисленные жертвы с обеих сторон, завершилась поражением российского военного и политического руководства.

В августе 1996 года президент Б.Н.Ельцин поручил секретарю Совета безопасности А.И.Лебедю начать переговоры об окончании войны. Соглашение, заключенное с сепаратистами, предусматривало прекращение боевых действий, вывод Российских войск с территории республики и свободные выборы президента Чечни. 21 января 1997 года президентом республики Ичкерия (Чечня) был избран А.Масхадов.

Летом 1996 года состоялись новые выборы президента Российской Федерации. Большинство голосов избирателей получил Б.Н.Ельцин. Кандидатуру Б.Н.Ельцина поддержали 53,5 % избирателей. 9 августа 1996 года состоялась процедура вступления Б.Н.Ельцина в должность президента Российской Федерации.

Основные черты внешней политики России

После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств для России сложилась новая внешнеполитическая ситуация. Страна лишилась своих традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе. На всем протяжении своих границ Россия получила целый ряд независимых государств, бывших союзных республик, правительства которых, например стран Балтии, невсегда дружелюбно были настроены по отношению к своему соседу.

Обороноспособность страны значительно пострадала. Военно-морской флот лишился своих баз в Прибалтике. Затянувшаяся ситуация с «дележом» Черноморского флота и определением статуса города Севастополя в Крыму не позволяет нормализовать добрососедские отношения с Украиной. Развалилась ранее единая сеть противовоздушной обороны страны. Часть своих полетов в космическое пространство наша первая в мире космическая держава должна осуществлять уже из-за границы - с территории арендованного у Казахстана космодрома Байконур.

С 1992 года начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдавии, Таджикистана. Полностью выведены российские войска из Армении. Обустройство этих войск в новых местах дислокации обернулось для России значительными финансовыми затратами. С другой стороны, российские миротворческие вооруженные формирования осуществляют свою гуманную миссию в Таджикистане, Абхазии и ряде других горячих точек. Российские пограничные части охраняют таджикско-афганскую границу.

И все же, одной из первоочередных задач российского руководства по отношению к странам СНГ и ближнего зарубежья остается налаживание с ними взаимовыгодного сотрудничества, культурных и образовательных связей. Спорные вопросы решаются в процессе переговоров. В этом отношении СНГ играет свою положительную роль в укреплении связи между его участниками.

В последнее время усилились интеграционные процессы между Белоруссией и Россией. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был подписан Устав нового союза, однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной, так и с другой стороны. Тем не менее, 10 июня ратифицированный обеими сторонами договор и Устав вступил в силу.

В отношении дальнего зарубежья внешняя политика России, ставшей правопреемницей СССР, характеризуется стремлением наладить дружественные и добрососедские отношения со всеми миролюбивыми государствами. Уже в 1992 году на встрече президентов России и США в Кэмп-Дэвиде было заявлено, что отношения между этими двумя ранее противоборствовавшими государствами теперь характеризуются дружбой и партнерством.

В январе 1993 года между Россией и США был подписан договор ОСНВ-2, предусматривавший значительное сокращение ядерного потенциала двух стран. 31 августа 1994 года завершился вывод российских войск из Германии и Прибалтики. Еще раньше они покинули Польшу и Венгрию. Благодаря усилиям российской дипломатии значительно улучшились отношения с Южной Кореей и Китаем, с рядом арабских государств. Россия оказывает большую поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В июне 1995 года Россия присоединилась к программе НАТО (Партнерство во имя мира), потребовав создания новой системы безопасности в Европе и отказа от расширения НАТО на Востоке. Однако это последнее требование руководство НАТО проигнорировало. Вскоре ожидается вступление в НАТО ряда стран Центральной и Восточной Европы, входивших ранее в состав социалистического содружества (Польши, Чехии, Венгрии). Переговоры президента России с руководителями западных держав, а также с Генеральным секретарем НАТО по этому вопросу пока успеха не принесли.

В конце июня 1997 года в Денвере (США) состоялась встреча лидеров семи наиболее развитых стран мира, на которую был приглашен и президент России. Несмотря на то, что России пока еще не удалось вступить в эту престижную международную организацию в качестве полноправного члена, факт участия президента России в ее работе весьма показателен.

Миролюбивая политика, которую проводит российское руководство на международной арене, значительно укрепляет его авторитет в очень трудный период становления нового государства.

Итоги

Подходя к порогу нового тысячелетия, оглядываясь назад, мы смогли увидеть, сколь мучительным, трудным, порой трагическим и кровавым для России был поиск своего специфического пути в новую цивилизацию. Страна оказалась в эпицентре двух мировых воин, понесла огромные людские и материальные потери. Разрушительными по своему характеру явились две революции - в начале и конце века, потрясшие до самых основ все общество. Неоправданными стали попытки в поисках светлого, возвышенного идеала навязать сверху, подчинить все стороны жизни людей абстрактным схемам (социалистической и др.).

Цена побед, поражений и экспериментов оказалась чрезвычайно высокой. XX век войдет в историю страны как в известной мере рубежный, когда мучительно трудным был поиск ответа на поставленный суровой действительностью, всей обстановкой в мире вопрос о будущем России и ее народа.

Россия в конце XX века делает очередную попытку найти свою национальную модель движения к прогрессу, к миру, созданию условий для всестороннего развития всех национальностей, социальных групп и слоев, отдельных граждан.

Но есть и другая сторона истории, делающая внешний прихотливый, изменчивый процесс непрерывным, развивающимся, открывающим все более широкий простор для участия человека в выборе своей судьбы. Это направление определилось рядом факторов: мессианство и коллективизм как черты общественного сознания, духовность и православие, многообразные проявления взаимопомощи народов, населяющих страну, втягивание в общецивилизационный процесс различных регионов и народов огромной державы. Опираясь на этот исторически сложившийся фундамент, Россия , несмотря на трагедии, огромные потери, ошибки и заблуждения, находила в себе огромные резервы, творческие силы, чтобы упорно подниматься, двигаться вперед. За столетие облик страны разительно преобразился.

Из этой обыденности, повседневности вырастала непреодолимая тяга к личной свободе, демократии, миру, национальному самосознанию, желание видеть свою родину на достойном месте в общемировом процессе. В неуклонном движении народа к прогрессу, к обустройству большого российского дома заключен исторический оптимизм, с которым страна смотрит в свое будущее.

Список используемой литературы

1) История (учебное пособие для поступающих в вузы) С.В.Новиков - канд. истор. наук, доцент (МГУ им. М.В.Ломоносова)

2) История отечества XX век (уч. 11 класс) В.П.Дмитренко, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.