ГЛАВА 5. ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Особую роль в государстве начала XVII столетия играла церковь, которая представляла собой влиятельнейшую организацию господствовавшего клаccа феодалов. Она освещала его господство, внедряла в людское сознание представление о незыблемости существующего строя, необходимости подчинения властям от царя до помещика и всякого должностного лица, поставленного верховной властью.
По данным иностранного путешественника Адама Олеария, внутри и вне окружающих Москву стен находится множество церквей, часовен и монастырей. В 30-х годах XVII в. он насчитывал более двух тысяч церквей, монастырей и часовен. Добавил, что почти каждый пятый дом является часовнею, т.к. каждый вельможа строит себе собственную часовню и держит на свой счет особого попа, только сам вельможа и его домашние молятся в этой часовне.
“По указанию нынешнего патриарха, ввиду часто возникающих пожаров большинство деревянных часовен сломаны и построены вновь из камня Иностранцы о древней Москве: Москва 15-XVII вв. / Соет М.М. М.: 1991 - с.320”.
Церковь имела разветвленную организацию, охватывавшую всю территорию страны. После учреждения патриаршества в 1589 году русскую церковь возглавлял ао сторой четверти XVII в. “патриарх Московский и всея Руси” Филарет Никитич. В его подчинении находились митрополиты, назначавшиеся в наиболее крупные города, архиепископы, епископы, черное (монашество) и белое (городские и сельские священники и дьяконы) духовенство.
Русское духовенство пополнялось из различных общественных классов. Высшее духовенство и монахи в большинстве принадлежали к классу феодалов и пользовались значительной частью преимуществ и привилегий, присвоенные этому классу.
Каждая епископская кафедра, патриарх и монастыри имели обширные земельные владения, населенные крепостными крестьянами. Церковь, таким образом, была крупнейшей феодальной организацией.
Рост церковного землевладения задевал интерес дворянства, так как этим самым сокращалось количество земель, которые можно было раздавать в поместья. После ликвидации интервенции, когда перед правительством встала задача наделения землей разоренного дворянства и пополнение опустошенной государственной казны, неизбежно возник вопрос о церковном землевладении, о его росте и тем повинностям, которые следовало платить в казну с церковных земель. В 1619 г. был образован сыскной приказ, который занялся пересмотром жалованных грамот и подтверждением их от имени царя Михаила Очерки по истории СССР XVII в. М. Издательство АИССР, 1955 с.160. Правительство, не затрагивая земельных угодий, пожалованных прежними государями, значительно ограничивало податной иммунитет.
Важнейшее из прямых налогов XVII в. - ямские и стрелецкие деньги стали взыматься и с церковных вотчин. Равным образом не освободились они и от городового дела, т.е. от возведения укреплений. А некоторые монастыри, расположенные в черносошных уездах, вообще лишались всяких податных льгот.
Правительство XVII в., не отказываясь в принципе от соборных постановлений конца XVI в., запрещавших рост церковного, в частности монастырского, землевладения, тем не менее, допускало частичные отступления от этих решений, особенно когда во главе русской церкви стал патриарх Филарет (1619-1633). В это время увеличивается монастырская и церковная колонизация, выразившаяся не только в расхищении земель, оформление феодальных вотчин но и в оживленном процессе русского расселения и хозяйственного освоения земель монастырскими крестьянами, становление монастырей как экономических и духовных центров.
Так в 1628 г. по царскому указу было разрешено свободное распоряжение выслуженными вотчинами, в том числе и отдача их в монастырь “на помин души” Законодательные акты второй половины XVI - первой половины XVII вв. Л.: наука, 1987 - с.168. Продолжался рост церковных имуществ и по царским пожалованиям, например, указ от 27 августа 1622 г., по которому происходило закрепление за монастырями вотчин, купленных и данных им после Соборного Уложения 15 января 1570 г. Там же - с.114 кроме того, указ 2 февраля 1623 г. выдал новую жалованную грамоту от имени царя Михаила монастырю, владыке, церкви на основании прежних жалованных грамот Там же - с.148. Следствием чего стало укрепление феодальной земельной собственности еще сильнее.
Кроме того, указом 11 сентября 1625 г. правительство царя М.Ф. Романова предотвращало переход оброчных земель в постоянные владения монастырей и приходских церквей. Переоброчка - средство против этого, т.к. переход земли в другие руки с наддачей оброка не позволит церковникам завладеть оброчной землей “в вотчины самовольством”. Указ предписывает проводить переоброчку, или кто-либо будет бить челом об этом, указывая на решение монастыря или приходской церкви. Указ рекомендует церковному старосте “церковное всякое строение” вести на собранные с прихожан деньги Там же - с.155. Однако в противоречие с указом правительство разрешало монастырям владеть оброчными землями без переоброчки.
Кроме того, рассматривая колонизацию земель Спасоюнгинским монастырем в Козмодемьянском уезде в XVII в., необходимо отметить, что он сыграл заметную роль в хозяйственном освоении земель и расселении русского крестьянского населения в Козмодемьянском уезде. Но исследованиями Г.Н. Айплатова и А.Г. Иванова Спасо-Юнгинский монастырь был одним из феодальных земельных вотчинников притианской православной веры в ясачно-языческой Марийской среде, он способствовал укреплению позиций царского самодержавия и российской государственности в одном из регионов многонациональной территории Казанской земли Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. Монастырская колонизация Марийского Поволжья: По материалам Спаво - Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 1624- 1774 гг. Исследование. Тексты документов/ Мар Гос Ун-т. Й-Ола.: МАРГУ, 2000.-с.14. Так указом 1628 года Михаил Федорович пожаловал государственную землю “пустой черный лес” Спасо-Юнгинскому монастырю. Эти земли были необходимы монастырю, т.к. он получил возможность для хозяйственного освоения “дикого черного леса” и русского крестьянского расселения в своей вотчине.
Однако для нормального функционирования монастыря и хозяйственного освоения дремучих лесов рабочих сил явно не хватало. Нужны были рабочие руки, приток которых в лице беглых русских крепостных крестьян и бобылей, холопов, посадских людей и других тяглых людей из различных уездов центра страны, мог бы в какой-то мере решить эту проблему. Тем более, что “урочные лета” ограничивались в конце 20 - начала 30-х годов лишь 5-летним сроком, по истечении которого прежний господин терял свои владельческие права на бывшего своего крепостного человека. Исключением из этого правила пользовался лишь один Троице-Сергиев монастырь, которому в 1613-1614 гг. правительство разрешило искать бывших крепостных в течение 9 лет Законодательные акты второй половины XVI - первой половины XVII вв. Л.: наука, 1987 - с.121. По исследованиям Б.Д. Грекова 12 февраля 1614 г. Троице-Сергиев монастырь получил просимое: срок был удлинен до 9 лет Греков Б.Д. Происхождение крепостного права в России - М.-Л,1946. с.70. Но и удлинение срока помогло мало. Через год монастырь опять зажаловался, что те землевладельцы, у которых жили беглые крестьяне “учинились сильны…, крестьян вывозить им за себя не дали, а которые были вывезены, и они тем крестьянином хлеба не дали, и те крестьяне к ним, к хлебу, опять выбегали, а иных к себе насильством поймали” Греков Б.Д. Происхождение крепостного права в России - М.-Л,1946.- с. 71. Однако это исключительное положение монастыря не устраивало массу дворян, делало их беспомощными в борьбе с утечкой рабочей силы.
Но вернемся к Спасо-Юнгинскому монастырю, который в 1630 г. направил в Москву очередную челобитную с просьбой выдать ему “Бережельную грамоту” на “всяких вольных гулящих людей”, созываемых “на льготу” на монастырскую землю для распашки пашни в “черном лесу” и поселения. Однако, без указной царской грамоты на право владения пришлыми крестьянами, монастырь не в состоянии защитить собственные интересы по закреплению пришлых тяглых людей из-за постоянных притязаний на них различных феодальных владельцев. Эта просьба монастыря была услышана властями. Царской грамотой из Приказа Казанского дворца от 9 июня 1630 г. козмодемьянскому воеводе С.Б. Бакматову предписывалось “строителю Тимофею 3 братью и их крестьянам, и бобылям, которые у них на пашне будут, никто ни какова насильства и обиды не чинили, чтоб им на тое новорасчистную пашню созвать всяких вольных людей и пашня распахать”. Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. Монастырская колонизация Марийского Поволжья: По материалам Спаво - Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 1624- 1774 гг. Исследование. Тексты документов/ Мар Гос Ун-т. Й-Ола.:МАРГУ, 2000.-с.20
“Бережельная грамота” распространялась лишь на тех пришлых крестьян и бобылей, которые добывали своим трудом “новоросчистную пашню” в монастырском лесу.
Так Спасо-Юнгинский монастырь при активной поддержке центральной и местной властей стал закреплять за монастырем собственных крепостных крестьян и бобылей.
Подводя итоги вышесказанному необходимо заключить, что церковь в течение всего XVII в. сохраняла в значительной мере свои позиции самостоятельной феодальной организации. Политика светской власти по отношению к церкви определялась стремлением ликвидировать феодальные привилегии церкви, подчинить ее общей системе гос. централизации. Но достичь полного успеха на этом пути дворянскому правительству не удалось. Правительство, нуждаясь в идеологической поддержке церкви, влияя на эксплуатируемые массы, должно было уступить напору церковников и отказаться от ряда принятых ими мер. Подобную картину церковного усиления мы можем наблюдать в период соправительства патриарха Филарета с М.Ф. Романовым. Филарет добился для себя титула “великого государя”; а для укрепления своей власти и политического значения церкви провел в 1620-1626 гг. реформу по централизации церковного управления, им был учрежден ряд патриарших приказов: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. Функции этих приказов были близки к функциям соответствующих государственным приказов. Они заведовали патриаршим имуществом, землями, казной, крестьянами и служилыми людьми. Патриарший разряд осуществлял судебные дела по преступлениям против веры, разбирал незаконные браки населения всего государства. В патриарших приказах сложилась особая служебная иерархия: свои бояре, окольничие, дворяне, дьяки и подьячие. Патриархи были подведомственны члены церковной иерархии - четыре митрополита: Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий; архиепископы и епископы, заведовавшие тринадцатью епархиями (духовными округами). В церковном управлении и суде в первой половине XVII в. не было единообразия. По сведениям Н.П. Ерошкина патриарху была подсудна лишь часть монастырей и их вотчин; другая часть монастырей была подсудна Приказу Большого дворца, третья - епархиальным властям, четвертая - привилегированным монастырям, пятая - общим судам.
Таким образом, церковь XVII в. представляла собой влиятельнейшую организацию господствовавшего клаccа феодалов, претендовавшую на независимость и даже превосходство своей власти над светской. С одной стороны, обманывая народ, подвергая его тяжелейшей эксплуатации, церковь негативно проявила себя в истории нашей страны. Но с другой стороны, именно монастыри оказались теми очагами, где сохранились ценнейшие фонды письменных источников не только о монастырском хозяйстве, но и о социально-экономическом, политическом и культурном развитии многонациональной России.
Айплатов Г. Н., Иванов А. Г. Монастырская колонизация Марийского Поволжья: по материалам Спасо-Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 1625 - 1764 г.г. Исследование. Тексты документов / МарГУ, - Йошкар-Ола: МарГУ , 2000, - 464с.
Беляев И. Д. Крестьяне на Руси: Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе,-4-е изд.-М.:Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1903 - 306 с.
Буганов В. И. Крестьянские войны в России XVII - XVIII вв. - М.: Наука , 1976 - 221с.
Водарский Я. Е. Население России за 400 лет (XVI - начало XX вв.) - М.: Просвещение, 1973 - 159с.
Водарский Я. Е. Дворянское землевладение в России в XVII - первой половине XIX вв. - М.: наука , 1988 - 303 с.
Греков Б. Д. Происхождение крепостного права в России - М.-Л., 1946
Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. Книга первая. Изд. - второе испр. и доп. - М.: АН СССР, 1952.- 536 с.
Демкин А. В. Русское купечество XVI - XVII в.в. - М.: Наука , 1990 - 94с.
Дому Романовых - 380 лет (неизвестные страницы) // Родина - 1993 №1 с.30 .
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России, изд. 2-ое-М.:Высшая школа, 1968.
Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве - М.: Прометей, 1991 - 334с.
Ключевский В. О. История сословий в России - М., 1960 - 348с.
Ключевский В. О. Происхождение крепостного права в России соч. в восьми томах. Том 7 - М., 1959
Ключевский В. О. Исторические портреты . Деятели исторической мысли/Сост., выступ. Ст. и прим. В. А. Александрова - М.: Правда , 1991
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей - М.: Мысль.: 1993. - 431с.
Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII века / Ин-т истории АН СССР. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962 - 422с.
Новосельский А. А. Дворянство и крепостной строй России. XVI - XVII вв. М., 1975
Очерки по истории СССР XVII века - М.: Изд-во АН СССР , 1955 - 1033с.
Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII в.в. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в смутное время) . СП б., 1910 - 624с.
Поздеева И. В. Первые Романовы и царистская идея (XVII век) // Вопр. ист., 1996. №1 - с.42 .
Пресняков А. Е. Российские самодержцы / Сост. А. Ф. Смирнов - М., Книга , 1990 - с. 3-59 .
Рожков Н. А. Город и деревня в русской истории - М.-Л.: Книга , 1924 - 128с.
Смирнова Т. И. Побеги крестьян накануне выступления С. Разина. // Вопросы истории 1956 - №6 - с.13
Смирнов П. П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века - М.-Л., 1947
Соловьёв С. М. История России с древнейших времён . Изд-во “Общая польза”, книга 1, 1960 .
Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII века / Ред. кол.: В. И. Шунков (отв. редактор) и др.; Отделение истории АН СССР,- М.: Наука , 1969 - 448с.: ил.
Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства в 15 - XVII в.в. - М.: Наука , 1978 - 417с.
Чернов А. В. Вооружённые силы русского государства в 15 - XVII в.в. - М.: Военное изд-во , 1954 - 224с.
Чистякова Е. В. Городские восстания в России в первой половине XVII века Воронеж , 1975 - 246с.
Шевченко В. И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России . Воронеж: Изд-во Воронежского университета , 1981 - 256с.
Яблочков М. История дворянского сословия в России - СПб., 1876 - 680с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12