Рефераты. Российская кооперация в условиях НЭПа (1921-1928 гг.)

В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%

Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине,

Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты зани-мали 19,8%, яйца и птица - 11,7, волокно - 30,2, пушнина - 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 - 1925 гг.составили 88%.

Глава 3. Время расцвета потребительской кооперации.

3.1. Культурно - просветительская деятельность

В этот период потребительская кооперация как массовая общественно - хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -1929 гг. в пунктах ликбеза было обучено грамоте более 500 тыс. пайщиков.

Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.

Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 - 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 - я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.

Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.

Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры , экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно - письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.

В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы - съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.Кооперативные школы готовили работников счётно - финансовой и торговой специальности преимущественно для сельской местности. Инструкторов готовили областные курсы. Работников со средним образованием выпускали кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленно - экономических техникумов. Кооперативные вузы готовили экономистов, бухгалтеров, товароведов высшей квалификации.

Организационно - массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных сою-зах.

Значительная роль потребительской кооперации в социально - эконо-мических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими куль-турной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ле-нинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся - посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 - е годы во многих республи-ках уже имелись кооперативные техникумы.

Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу - традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по во-просам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом обще-ния женщин.

Потребительские кооперативы создали не только рабочие, но и их дети-ученики фабрично-заводского обучения. Один такой кооператив-«Муравейник» на Урало - Чусовском зоводе объединял 700 членов в возрасте от 8 до 18 лет. Цель кооператива - приучить юношей и девушек к обществен-ной работе, воспитать сознательных кооператоров и удешевить снабжение школьников ученическими принадлежностями, учебниками, бумагой. Коопе-ратив открыл свой клуб, механическую и переплётную мастерские.

В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освеща-лись проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них - ежедневная коперативно - экономи-ческая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество по-требителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.

3.2 Видные государственные деятели о кооперации

Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О коопера-ции» , в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социаль-ном развитии страны.

В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Пред-седатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Совета Труда и Обороны Л.Б. Каменев, Народный комиссар Рабоче - Крестьянской инспекции В.В.Куйбышев , секретарь ЦК РКП(б) А.А. Андреев и др.

Свою позицию по кооперативному строительству они неоднократно высказывали на партийных и кооперативных съездах, конференциях, заседа-ниях правительства, Высшего совета народного хозяйства и др.

« Уже в данное время, - отмечал М.И. Калинин в своей речи на XIII съезде РКП (б), не редкость встретить кооператив, довольно полно обслужи-вающий крестьянское хозяйство. Например, в одном из сёл недалеко от Ка-луги я видел кооператив, который имел торговлю, мельницу, крупорушку, маслобойный завод и пункт с сельскохозяйственными машинами, где проис-ходит очистка семян, чистка шерсти и т. д. Всё это приводится в движение га-зогенным генератором. Этот же кооператив за свой счёт содержит агронома и ветеринара» М.И. Калинин определял данное потребительское общество как «первичную, зачаточную общественную производственную организацию в деревне».

Л.Б. Каменев рассматривал кооперацию как необходимый субъект ры-ночных отношений, равнозначный национализированной промышленности, монополии внешней торговли и новой твёрдой советской валюте.

«Если мы, - писал он, - из промышленных центров раскинем сеть коо-перации по всем крестьянским перифериям, если мы в эту кооперативную сеть вольём живую струю из города в деревню, из деревни в город, тогда эта кооперация станет той самодеятельной организацией, которая на наиболее удобных условиях даст более дешёвые промышленные продукты крестьянст-ву».

В.В. Куйбышев, хотя и критиковал Центросоюз, полагал, что развитие торговли в стране во многом зависит от кооперации. «Партия, - говорил он, -должна максимум своих дел отдать торговле и кооперации».

Ценное наследие по кооперативному строительству оставил нам А.И. Рыков. Это работы « О кооперации», « Деревня, НЭП и кооперация», « О кус-тарно - промышленной кооперации: две речи на собрании уполномоченных Всероссийского Союза промысловой кооперации в 1924 и 1925 гг.», « Значе-ние сельскохозяйственной кооперации: речь на собрании уполномоченных Сельскосоюза» и др.

А.И. Рыков хорошо разбирался в проблемах потребительской, кредит-ной, промысловой и других видов кооперации, он высоко ценил роль коопе-ративной демократии в улучшении хозяйственной работы и увеличении сель-скохозяйственного производства в стране.

«Свобода выбора в кооперативные органы управления, полная ответст-венность и подотчётность выборных органов перед избирателями, точное со-блюдение уставов, замена методов администрирования, нажима развитием и усилением общественной работы - вот, по мнению Рыбакова, основные пути к изживанию недостатков кооперативного строительства и завоеванию дове-рия массы крестьянства».

3.3 НЭП - время расцвета потребительской кооперации

В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у ча-стника, постепенно передавались потребительским и другим видам коопера-тивов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере тор-говли и услуг - крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универ-маги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики - кухни.

К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% - потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% - промысловым. Кооперативная сеть насчиты-вала 109 тыс. торговых предприятий 3 - 5 - го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму - ларьки, к третьему - маленькие магазины, к четвёртому - крупные магазины оптово - розничной торговли, к пятому - оптовые базы и крупнейшие универмаги.

Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 - го разрядов.

Товарооборот частной торговли составлял 17,3%, торговая сеть - 162 тыс. магазинов, из которых 148,8 тыс.(92%) - мелкие заведения 3-го разря-да. По другим данным, частный капитал занимал около 22% всего товарообо-рота и около 40 % розничной торговле.

В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находи-лись в пользовании жилищно - арендной кооперации. Причём в Москве коо-ператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде - 87,4%. Уско-ренными темпами развивалась жилищно - строительная кооперация двух ви-дов - рабочая и общегражданская. В 1927 г. её затраты на строительство жи лья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительст-во. Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно - арендной коо-перации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.

На завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хо-зяйства кооперативное движение охватило все отрасли экономики страны. Февральский (1927 г.) Пленум ЦК РКП (б) дал следующую оценку коопера-тивному движению: «...Организационное и финансовое укрепление коопера-ции, вовлёкшей миллионные массы трудящихся в свои ряды и охватившей широкий рынок, приобретает особое значение именно потому, что коопера-ция является не только наиболее рациональной системой организации обра-щения, но и таким аппаратом обращения, который организует многомилли-онные массы, вовлекает их в практическую работу по социалистическому строительству и опирается в своей деятельности на их поддержку»

Расширение поля деятельности кооперации намечалось вести по двум линиям: в первую очередь - за счёт дальнейшего вытеснения частной торгов-ли и во вторую - путём замещения госторговли.

Итак, в начала 1927 г. руководство партии ещё следовало нэповской линии - постепенной передаче организации индивидуального потребления в руки самих потребителей: рабочих, крестьян, других слоев населения, объе-динённых в кооперативы. Но уже к концу 1927 г. начался отход от этой ли-нии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.