Новобрачные же в тот момент особой радости не испытывали. Мария Фёдоровна почти всё время плакала, а Александра Фёдоровна потом напишет, что «свадьба была продолжением похорон».
Весной 1895 года Мария Фёдоровна уехала на несколько месяцев к родителям в Данию. Царская Чета покинула Аничков дворец и переселилась на жительство в Александровский дворец Царского Села.
Николай II всю жизнь почитал отца, а память о нём навсегда осталась для Него светлой и высокой. Нередко старался представить, чтобы сказал Его «дорогой Папа», как бы оценил намерения и дела? Он как бы вёл с умершим заочные беседы, уверенный, что в самые тяжёлые минуты отец понял бы Его, поддержал бы советом, утешил бы словом. Не раз благодарил Бога, что Папа успел благословить Их брак с Аликс. Это такое счастье, что Они вдвоём, что вместе, а без Неё и не знал, как смог бы выдержать.
Первые годы после воцарения Николая II и во внешней и во внутренней политике России ничего существенного не менялось. Большое влияние при Дворе продолжали сохранять те же Лица, которые играли важные роли при правлении Александра III - известные деятели консервативного толка.
После восшествия на престол Николая II быстро стало выясняться, что Царь не обладает крутым нравом, а нерадивое исполнение поручений и приказов не чревато немедленной потерей должности, содержания, а уж тем более ссылкой. А раз так, то не надо спешить делать порученное дело, можно выжидать, волынить.
Жизнь, начавшаяся у Николая Александровича 20 октября 1894 года, являлась во многом незнакомой и пугающей. Нужно столько всего узнать о делах управления, в вопросах международных! Как только в России появился правитель, сразу возникли разговоры о том, будет ли он следовать прежним курсом на мировой арене.
До вступления на престол Николай II не был посвящён во многие подробности дипломатической деятельности, а содержание статей франко-русского союза знал в самоё общей форме. Очень скоро Он ознакомился со всеми деталями дипломатических переговоров, а также условиями заключенных Россией соглашений и конвенций. Принимая главу официальной делегации Франции генерала Р.Баудефра, прибывшего на похороны Александра III, Николай Александрович заверил, что и во внутренней, и во внешней политике «будет свято продолжать дело отца». Внешнеполитическая ориентация России не изменилась.
Великобритания, находившаяся к концу XX века в политическом «блистательном одиночестве», тоже проявляла признаки внимания к России. Приход к власти нового правителя давал возможность изыскать обоюдно приемлемую формулу сосуществования двух империй. Подобная стратегическая цель манила и Россию: во всех отношениях представлялось гораздо более выгодным иметь с Альбионом если уж не дружеские, то хотя бы приязненные отношения.
Королева Виктория, для которой внешняя политика являлась излюбленной сферой внимания, во имя интересов Британии готова была переступить через антирусские предубеждения. Династические матримониальные связи, как казалось, открывали большие возможности.
Британская Королева всё это знала, как никто. Упоминание же имени умершего Царя не могло не воскресить в памяти Виктории Неприятные минуты и дипломатические неудачи, которые она всегда остро переживала.
Осенью 1899 года, когда развернулась жестокая война Англии против буров за овладение всей южной частью Африканского континента, Царь, гостивший в то время с женой в Дармштадте, писал Британскому Монарху: «Не могу высказать Вам, как много Я думаю о Вас, как Вас должна расстраивать война в Трансваале и ужасные потери, которые уже понесли Ваши войска. Дай Бог, чтобы это скоро кончилось».
Когда Николай II писал Королеве Виктории «о стремлении к длительному миру», это не являлось лишь фразой. Император первые годы серьёзно размышлял о путях и средствах решения двух взаимосвязанных проблем: сокращения военной угрозы и сбережения государственных ресурсов. Царь выступил с международной политической инициативой, о которой всегда мало говорили или вообще умалчивали - созвать международную конференцию для обуздания гонки вооружений.
Россия предлагала конкретные шаги: не увеличение в течении нескольких лет личного и материального состава вооружений; установление процентного соотношения между численностью армии и численностью населения, а также между военными расходами и бюджетом каждой страны; сокращение рекрутского набора уже 1899 году. Проектировали и некоторые другие меры.
К началу XX века позиции России на мировой арене были прочны и общепризнанны. У неё была самая большая армия в мире, третий в мире флот. Хотя вооружённые силы России уступали ведущим мировым странам по уровню военно-технического оснащения, но с XIX века этот разрыв начал стремительно сокращаться.
России боялись и с ней считались. Случившаяся в самом начале XX века Русско-японская война и последующие социальные волнения в Российской империи сильно поколебали эти представления. Некоторые политические лидеры, например Германский Император Вильгельм II, буквально начали воспринимать Россию как «колосса на глиняных ногах». Это было опасное заблуждение, неблагоприятно повлиявшее на развитие последующих событий в мире.
ГЛАВА IV
Правитель милостью Божьей!
Александр III укрепил монархический авторитаризм, несколько поколебленный в эпоху реформ предыдущего Царствования. Николай II унаследовал сильную административную власть. Самодержавие, как казалось, стояло прочно и нерушимо. Государственная система работала в ранее заданном режиме, и решения Монарха становились волей подданных. Внешне положение дел в Империи выглядело вполне благополучно. Страна интенсивно развивалась.
Динамические процессы в народном хозяйстве обозначались ещё раньше. В первой, составленной для Николая II росписи государственных доходов и расходов на 1895 год Министр финансов приводил достаточно наглядные показатели.
90-е годы XX века стали периодом бурного развития промышленного сектора экономики. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия в этот период обгоняла все европейские страны и шла вровень с США.
В конце 90-х годов XIX века средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях промышленности составлял 12% и более в год. Россия являла миру пример «экономического чуда».
Особенно ускоренно развивались новые отрасли производства: тяжелое машиностроение, химические производства, электроиндустрия, железнодорожный транспорт, добыча полезных ископаемых. В 1895 году Россия произвела 338 миллионов пудов нефти и стала крупнейшим мировым производителем этого важнейшего продукта.
В 90-е годы XIX века удельный вес промышленного сектора в валовом национальном продукте постоянно возрастал, и страна постепенно превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную. Наряду со старыми промышленными зонами, такими как Центральный промышленный район, Польский регион, Урал, к концу XIX века возникли новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации: Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. В хозяйственную повседневную жизнь уже прочно вошли такие структуры и понятия. Как «коммерческий кредит», «коммерческий банк», «биржа», «акционерная компания», «вексель», «дивидендная бумага», «онколь».
Однако при всех очевидных успехах индустриального развития Империя всё ещё оставалась по преимуществу аграрной страной, где подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве. По данным Общероссийской переписи населения 1897 года, в городах проживало чуть больше 13%. Ежегодный же прирост населения равнялся 5%, что было заметно больше, чем в большинстве прочих стран. К началу XX века Россия занимала пятое место в мире по уровню жизни населения.
Главными статьями экспорта являлись предметы земледелия и животноводства. Россия с конца XIX века занимала лидирующее положение на мировом сельскохозяйственном рынке.
В политическом отношении никаких изменений по сравнению с предыдущим периодом не наблюдалось. Высшие функции власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредотачивались в руках Императора, но реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.
Высшим органом оставался Государственный Совет, наделённый законосовещательными правами. Он состоял из лиц, назначенных Царём, и Министров. В большинстве своём это были в весьма преклонных летах, что позволяло фрондирующей публике салонах именовать их не иначе как «госсоветовские старцы».
Главным органом административной власти являлся Комитет Министров, и его возглавлял председатель, функции которого были весьма ограничены. В состав Комитета входили не только Министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрение разных Министров имел право прямого доклада Императору и руководствовался его указаниями и распоряжениями.
К началу царствования Николая II действовало 15 министров и равнозначных им государственных установлений. Министерство иностранных дел, Министерство военное, Морское, Внутренних дел, Юстиции, Финансов, Земледелия и Государственных имуществ, Путей сообщения, Народного просвещения, Министерство Императорского Двора, Главное управление Государственного коннозаводства, Государственный контроль, Собственная Его Величества Канцелярия, Собственная Его Величества Канцелярия по учреждениям Императрицы Марии, Собственная Его Величества Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Министр назначался исключительно Монархом, имел от одного до трёх заместителей и особый совет Министра.
Наиболее обширную компетенцию имели два министерства: Внутренних и Финансовых дел. Первое занимались поддержанием внутреннего порядка в Империи, осуществляло цензуру, ведало общей статистикой, почтой и телеграфом, сословными учреждениями и земским самоуправлением, ветеринарным и медицинским делом, народным продовольствием и общественным призрением, делами исповеданий (кроме православного). В введении Министерства финансов находились дела финансов, торговли и промышленности, прямые и косвенные налоги, таможенные сборы, винная монополия, вся кредитная часть, торговое мореплавание, железнодорожная тарифная политика.
Царь считался и «Верховным земным покровителем» Русской Православной Церкви, но непосредственными делами церковного управления ведал Святейший Синод, учрежденный ещё при Петре I.
В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. В состав Российской Империи с 1809 года входила и Финляндия, главой которого являлся Император. Она имела широкую внутреннюю автономию: собственное правительство - Сенат, внутреннюю автономию, полицию, собственную денежную единицу.
Кроме того, четыре года были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, непосредственно подчинёнными центральной власти.
Губернии делились на уезды, а области - на округа. Уезд являлся низшей общеадминистративной единицей, и дальнейшее деление его имело уже специальное назначение: волость - для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д.
Дворянство делилось на личное и потомственное. Духовенство подразделялось на «белое» (священники, дьяконы, дьячки) и «чёрное» (монархи).
В разряд горожан входили: почетные потомственные граждане, купцы, мещане или посадские, ремесленники или цеховые.
Существовавшая строгая административная вертикаль власти вела к тому, что всё так или иначе замыкалось на пик иерархической пирамиды, на самого Монарха.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5