- из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба,
- из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,
- 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот,
- стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,
- потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пудов,
- за 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год,
Отрицательные итоги реформы:
- от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников,
- вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев,
- на крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин,
- основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов,
- минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей,
- в 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.
1.5. Анализ причин краха аграрной реформы
В ходе революции и гражданской войны общинное землевладение одержало решительную победу. Однако десятилетие спустя, в конце 20-х годов, вновь вспыхнула острая борьба между крестьянской общиной и государством. Итогом этой борьбы стало уничтожение общины.
Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Если же посмотреть на все те реформы, которые были задуманы Столыпиным и объявлены в декларации, то мы увидим, что большинству из них не удалось сбыться, а некоторые были только начаты, но смерть их создателя не дала им завершиться, ведь многие введения держались на энтузиазме Столыпина, который пытался хоть как то усовершенствовать политическую или экономическую структуру России.
Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.
Революция показала огромный социально-экономический и политический разрыв между народом и властью. Стране требовались радикальные реформы, которых не последовало. Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию вне демократическим путем и вопреки ему Струве писал:" Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее фасад. Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты "раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость - Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой вклад в развитие страны.
Какие же уроки можем мы извлечь из опыта столыпинской реформы? В чем причины ее поражения?
Во-первых, Столыпин начал свои реформы с большим опозданием (не в 1861 году, а только в 1906). Во-вторых, переход от натурального типа экономики к рыночному в условиях административно - командной системы возможен, прежде всего, на основе активной деятельности государства. При этом особую роль должна сыграть финансово-кредитная деятельность государства. Примером этому может служить правительство, которое сумело с поражающей быстротой и размахом переориентировать мощный бюрократический аппарат империи на энергичную работу. При этом "локальная экономико-хозяйственная рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм". Так действовали министерство финансов, Крестьянский Банк, Министерство земледелия, другие государственные институты.
В-третих, там, где господствовали административные принципы управления экономикой и уравнительные способы распределения, всегда будет существовать сильная оппозиция преобразованиям. Следовательно, необходимо иметь социальную опору в лице инициативных и квалифицированных слоев населения.
Крах столыпинской реформы не означал, что она не имела серьезного значения. Она была крупным шагом по капиталистическому пути, способствовала в определенной мере росту применения машин, удобрений, увеличению товарности сельского хозяйства.
После Столыпина деятельность правительства в 1912-1914 гг. показывала то, что все крупномасштабные реформы будут свернуты. Николай II отказался от сотрудничества с политическими деятелями он окружил себя бездарными людьми, зато разделяющими его взгляды на исторический путь России.
По мне-нию Г. По-по-ва, су-ще-ст-ву-ет по-сто-ян-ный па-ра-докс, со-стоя-щий в сле-дую-щем: с од-ной сто-ро-ны ре-фор-ми-ро-ва-ние Рос-сии пред-по-ла-га-ет соз-да-ние и раз-ви-тие пред-ста-ви-тель-ной вла-сти, а с дру-гой, в бес-ко-неч-ных де-ба-тах всех вет-вей этой вла-сти на-чи-ная с Ду-мы на дол-гие ме-ся-цы “то-нут” са-мые не-об-хо-ди-мые ме-ры. Этот про-цесс ес-те-ст-ве-нен, он обу-слов-лен са-мой при-ро-дой пред-ста-ви-тель-ной вла-сти: она при-зва-на обес-пе-чить мир-ное уре-гу-ли-ро-ва-ние ин-те-ре-сов раз-лич-ных групп об-ще-ст-ва, а сле-до-ва-тель-но, этот про-цесс не мо-жет не быть пол-ным ком-про-мис-сов и дли-тель-ным. В стра-не, где об-ще-ст-вен-ная си-туа-ция дос-та-точ-но бла-го-по-луч-на, эти де-мо-кра-ти-че-ские пар-ла-мент-ские про-це-ду-ры иг-ра-ют в це-лом про-грес-сив-ную и по-ло-жи-тель-ную роль. Но в эпо-ху ре-ши-тель-ных, ко-рен-ных ре-форм (тем бо-лее в ба-зи-се!), ко-гда про-мед-ле-ние “рав-но-силь-но смер-ти” эти про-цес-сы гро-зят во-об-ще все за-тор-мо-зить.
И Сто-лы-пин, и пра-ви-тель-ст-во осоз-на-ва-ли, что зе-мель-ная ре-фор-ма че-рез Ду-му в ка-кие то при-ем-ле-мые сро-ки не прой-дет, а то и во-все “уто-нет”.
С са-мо-го на-ча-ла она ока-за-лась в цен-тре глав-ных за-бот Сто-лы-пи-на. Пер-вая Ду-ма сво-им боль-шин-ст-вом вы-дви-га-ла тре-бо-ва-ния, не при-ем-ле-мые для са-мо-дер-жа-вия и 8 ию-ля 1906 го-да бы-ла рас-пу-ще-на. II Го-су-дар-ст-вен-ная ду-ма бы-ла из-бра-на Сто-лы-пи-ным как по-ли-гон для бу-ду-ще-го бонапартистского кур-са, хо-тя вы-бо-ры про-ис-хо-ди-ли по ста-ро-му из-би-ра-тель-но-му за-ко-ну. Но рез-кое ос-лаб-ле-ние ка-дет-ско-го цен-тра и столь же яв-ное уси-ле-ние ле-во-го кры-ла уже го-во-ри-ло о том, что воз-мож-ность со-гла-ше-ния ме-ж-ду пра-ви-тель-ст-вом и Ду-мой ста-ла еще бо-лее при-зрач-ной. Пре-мьер яв-но про-во-ци-ро-вал Ду-му на от-кры-тые кон-флик-ты с пра-ви-тель-ст-вом, при-бли-жая час раз-го-на.
III Го-су-дар-ст-вен-ная Ду-ма, из-бран-ная по “бес-сты-же-му” из-би-ра-тель-но-му за-ко-ну, вы-шла имен-но та-кой, ка-кая ему бы-ла нуж-на, яви-лось тем ин-ст-ру-мен-том, на ко-то-ром, как он по-ла-гал, ему уда-ст-ся ис-пол-нить свою соль-ную пар-тию. Глав-ная осо-бен-ность из-би-ра-тель-но-го за-ко-на III ию-ня, по-ми-мо его край-не-го ан-ти-де-мо-кра-тиз-ма, со-стоя-ла в бо-на-пар-тиз-ме, соз-да-нии воз-мож-но-сти ла-ви-ро-ва-ния ме-ж-ду пра-вым и ле-вым кры-лом Ду-мы. Ста-ти-сти-че-ский ана-лиз по-ка-зы-ва-ет, что боль-шин-ст-во мог соз-дать толь-ко ок-тяб-ри-ст-ский “центр”, го-ло-суя со свои-ми пра-вы-ми или ле-вы-ми со-се-дя-ми. Та-ким об-ра-зом, сто-лы-пин-ский аг-рар-ный бо-на-пар-тизм был за-вер-шен и до-пол-нен бо-на-пар-тиз-мом по-ли-ти-че-ским, во-пло-щен-ным в третье-июнь-ской Ду-ме. Он стал на за-ме-ну про-ва-лив-ше-го-ся це-за-риз-ма (с опо-рой на кре-сть-ян-ст-во). Это хоть как то сгла-ди-ло про-ти-во-ре-чие ме-ж-ду пра-ви-тель-ст-вом и ду-мой.
На-до от-ме-тить, что Сто-лы-пин не-сколь-ко раз на-ру-шил за-кон для осу-ще-ст-в-ле-ния сво-ей по-ли-ти-ки (быть мо-жет, это од-на из глу-бин-ных при-чин не-удач его ре-фор-ми-ст-ско-го кур-са...). Так, к примеру, бы-ст-ро ут-вер-дить у ца-ря Указ о зе-мель-ной ре-фор-ме ста-ло воз-мож-ным толь-ко бла-го-да-ря ста-тье 87 Ос-нов-ных за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии. Эта ста-тья да-ва-ла пра-во пра-ви-тель-ст-ву ме-ж-ду Ду-ма-ми при-ни-мать чрез-вы-чай-ные ука-зы по не-от-лож-ным во-про-сам. Сто-лы-пин и вос-поль-зо-вал-ся 87 стать-ей и ут-вер-дил аг-рар-ное за-ко-но-да-тель-ст-во сра-зу по-сле рос-пус-ка пер-вой и до со-зы-ва вто-рой Дум. При этом он два-ж-ды на-ру-шил ста-тью 87 (во-пер-вых аг-рар-ное за-ко-но-да-тель-ст-во не бы-ло чрез-вы-чай-ным во-про-сом, на-про-тив, это был глав-ный во-прос Рос-сии; во-вто-рых двух-ме-сяч-ный срок не был со-блю-ден). Та-ким об-ра-зом, ко-рен-ной во-прос об аг-рар-ной ре-фор-ме был ре-шен поч-ти без уча-стия рос-сий-ско-го пар-ла-мен-та и в об-ход его. Как и в 1861 г., бю-ро-кра-тия обош-лась без де-мо-кра-ти-че-ских ме-ха-низ-мов.
Ни-ко-лай II одоб-рил ре-фор-му, но не был ее дви-га-те-лем. Дви-га-те-лем был сам Сто-лы-пин (это, кста-ти, от-ли-ча-ет-ся от си-туа-ции 18-19 ве-ка, ко-гда ини-циа-то-ра-ми ре-форм вы-сту-па-ли им-пе-ра-то-ры) Коль ско-ро очаг пре-об-ра-зо-ва-ний на-хо-дил-ся не на ее вер-ши-не, то энер-гия тра-ти-лась не толь-ко на пре-об-ра-зо-ва-ния свер-ху вниз, но и на “ра-бо-ту с на-чаль-ст-вом”. Воз-ни-ка-ет борь-ба на два фрон-та, ко-то-рая от-вле-ка-ет ре-сур-сы и из-ма-ты-ва-ет си-лы. И да-же ги-гант-ская энер-гия Сто-лы-пи-на не вы-дер-жи-ва-ла та-ко-го по-ряд-ка про-ве-де-ния ре-форм.
В аб-со-лю-ти-ст-ской монархии, как и лю-бой дру-гой то-та-ли-тар-ной сис-те-ме очень слож-но про-во-дить ре-фор-мы: ста-рый ре-жим, за-щи-щая се-бя, не по-зво-ля-ет сфор-ми-ро-вать-ся си-лам, за-ин-те-ре-со-ван-ным в ре-фор-мах. Он все по-дав-ля-ет. Имен-но по-это-му дви-жу-щей си-лой мо-жет толь-ко сам ре-жим, вер-нее та его часть, ко-то-рая ре-ши-лась на ре-фор-мы. Итак, ре-фор-ма с са-мо-го на-ча-ла бы-ла ос-лаб-ле-на тем, что ее ве-ло не пер-вое ли-цо пи-ра-ми-ды вла-сти. Но эта ре-фор-ма еще бо-лее ос-лаб-ла, по-сколь-ку у нее не бы-ло и дос-та-точ-ной под-держ-ки в об-ще-ст-ве. Сто-лы-пин во мно-гом пе-ре-оце-нил ак-тив-ность той час-ти кре-сть-ян, ко-то-рая хо-те-ла раз-бо-га-теть. Бо-га-тые кре-сть-я-не еще не ста-ли в се-ле са-мо-стоя-тель-ной си-лой. Со-от-вет-ст-вен-но, они не смог-ли стать опо-рой сто-лы-пин-ской ре-фор-мы. В пер-спек-ти-ве, ко-неч-но, слой са-мо-стоя-тель-ных кре-сть-ян фер-ме-ров стал бы мощ-ным фак-то-ром по-ли-ти-че-ской жиз-ни Рос-сии. Но это в пер-спек-ти-ве. А в на-ча-ле все за-ви-сит от ак-тив-но-сти ее ини-циа-то-ров. Од-на-ко дли-тель-ным на-ча-тое свер-ху быть не мо-жет ус-пех ре-форм за-ви-сит от бы-ст-ро-го фор-ми-ро-ва-ния их со-ци-аль-ной ба-зы. Сто-лы-пин так и не су-мел най-ти спо-соб, ко-то-рый по-зво-лил бы на-ча-той свер-ху си-ла-ми бю-ро-кра-тии аг-рар-ной ре-фор-ме опе-реть-ся на ак-тив-ность кре-сть-ян-ст-ва. Оно, к со-жа-ле-нию, ос-та-ва-лось лишь ма-те-риа-лом, ко-то-рый ре-фор-ми-ро-ва-ли. Ли-шен-ная со-ци-аль-ной опо-ры, сто-лы-пин-ская ре-фор-ма ос-та-ва-лась ком-плек-сом ад-ми-ни-ст-ра-тив-ных мер. А в по-ли-ти-че-ской жиз-ни стра-ны по-прежнему дей-ст-во-ва-ли си-лы, вы-сту-пав-шие про-тив ре-фор-мы и спра-ва, и сле-ва. В этой со-ци-аль-ной и по-ли-ти-че-ской изо-ля-ции со-сто-ит, кста-ти, глав-ное от-ли-чие ре-фор-мы 1906 г. от ре-фор-мы 1861 г.
Крах сто-лы-пин-ской ре-фор-мы, не-воз-мож-ность сра-стить то-та-ли-та-ризм и ав-то-ри-та-ризм с са-мо-стоя-тель-но-стью, крах кур-са на кре-сть-я-ни-на фер-ме-ра стал уро-ком для боль-ше-ви-ков, ко-то-рые пред-по-чли опе-реть-ся на кол-хо-зы.
Путь Сто-лы-пи-на, путь ре-форм, путь пре-дот-вра-ще-ния ок-тяб-ря 17 го-да был от-верг-нут и те-ми, кто ре-во-лю-ции не хо-тел, и те-ми, кто к ней стре-мил-ся. Сто-лы-пин по-ни-мал и ве-рил в свои ре-фор-мы. Он был их идео-ло-гом. Это силь-ная сто-ро-на Сто-лы-пи-на. С другой стороны, Столыпину, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной российской действительностью следует помнить как о той пользе, которую можно извлечь из данного исторического опыта, так и о тех ошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.
Страницы: 1, 2