В 1721--1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ, а всего к на-чалу второй четверти XVIII в. их имелось около 45 с 3 тысячами уча-щихся. В большинстве этих школ обучали сла-вяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. Многие из этих школ сначала помещались вместе с цифир-ными и как бы дополняли друг друга. После издания «Духовного рег-ламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).
В 20-х гг. некоторые архиерейские школы стали превращаться в средние духовные учебные заведения -- семинарии, в которых кроме духовных дисциплин изучались логика, география, история и другие общеобразовательные предметы. Духовные семинарии возникали в большинстве епархий, из них выходило не только подготовленное но-вое духовенство, но и ряд светских деятелей.
7. Учебная литература
Реформы первой четверти XVIII в. способствовали оживлению педа-гогической мысли, нашедшей отражение в учебной литературе, проектах организации народного образования, в ряде книг публицистического со-держания.
Большая учебная литература тех лет во многом определила содер-жание образования и методы обучения в школах. В типографиях пе-чатались книги по различным отраслям знаний (математике, механи-ке, астрономии, навигации, географии, истории и др.), усвоение которых облегчалось введением нового, гражданского шрифта вместо церковно-славянского и нового, арабского обозначения цифр вместо буквенного. По астрономии вышли книги, распространявшие учение. Астрономические знания изла-гались и в печатных календарях.
В 1700--1725 гг. издано около 600 названий переводных и ориги-нальных книг, в том числе много букварей, учебников, словарей. Пе-реиздавались буквари, известные в XVII в., составлено несколько новых книг для обучения гра-моте. Управляющим Московской типографией Федором Поликарповым издан его «Трехъ-язычный букварь» -- «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим и любомудрие в пользу душеспасительную обре-сти тщащимся» (1701). В нем помещены буквы, склады и избранные слова на славянском, греческом и латинском языках, а также молитвы, заповеди, статьи и стихи религиозного и нравоучительного характера.
В 1704--1708 гг. в Москве напечатан «Букварь языка словенска» неизвестного автора. Он во многом сходен с букварем Симеона Полоц-кого. В этой книге было новым «увещевание к родителям о воспитании детей», в котором автор доказывал необходимость и важность правиль-ного их воспитания.
В 1717 г. издана своеобразная книга для чтения -- «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В ее первой части помещены азбука, склады, цифры и краткие нравоучения из священно-го писания. Вторая, основная часть книги содержала правила «хорошего тона» -- внешней культуры и поведения дворянина в обществе. Они бы-ли собраны из разных литературных источников, русских и зарубежных.
Самым популярным и интересным в педагогическом отношении был напечатанный в 1720 г. в Петербурге букварь Феофана Прокоповича под названием «Первое учение отроком...». До 1725 г. книга выдержала 12 изданий и на протяжении первой половины XVIII в. применялась почти во всех светских и духовных школах. Букварь был проводником новых взглядов на воспитание детей. Детей, по мнению автора, далеко не достаточно научить только читать и писать: суть учения заключается в их правильном воспитании. Они должны по-лучить доброе наставление, привыкнуть читать только полезные книги и понимать прочитанное. Автор стремился излагать материал просто и понятно.
После букваря учащиеся переходили к чтению часослова и псал-тыря, а затем обучались письму. При обучении письму детей сначала учили писать буквы по порядку алфавита, потом списывать образцы слов по прописям и наконец шли упражнения по списыванию разно-образных текстов. Такой порядок «словесного обучения» имел место во всех государственных и церковных школах..
Обучение грамматике славянского языка велось по учебнику Мелетия Смотрицкого. В первой четверти XVIII в. было издано несколько вариантов этой книги. В 1723 г. учитель Новгородской архиерейской школы Ф. Максимов, пользуясь трудом М. Г. Смотрицкого, издал свое пособие по грамматике, в котором изложил материал более кратко и доступно. Он сделал первую попытку объяснить правила русского язы-ка не только книжного, но и разговорного.
При обучении латинскому и греческому языкам пользовались на-званным выше «Трехъязычным букварем» Федора Поликарпова, а так-же написанным им в 1704 г. «Лексиконом трехъязычным...» (славян-ских, греческих и латинских слов), в предисловии к которому автор подчеркнул культурное и практическое значение изучения греческого и латинского языков. В 1724 г. в Москве был напечатан латинский сло-варь, составленный Иваном Максимовичем. Были изданы также спе-циальные книги для изучения немецкого, французского, голландского и других языков.
В обучении использовались первые печатные математические кни-ги. В 1699 г. И. Ф. Копиевским в Голландии, где нередко в те годы печатались книги по заказу из России, было издано «Краткое и полез-ное руководство во арифметику», содержавшее нумерацию и четыре действия с целыми числами. Главным же математическим руководством в первой четверти XVIII в. стала упомянутая ранее нами «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Ф. Магницкого (1703), изданная, как писал автор, «ради обучения мудролюбивых российских отроков и вся-кого чина и возраста людей». «Арифметика», по словам автора, яви-лась творческим обобщением «многих разноязычных книг, греческих, латинских и немецких». В ней содержалось много новых, ранее неизвестных в русской математической литературе сведений: о десятичных дробях, прогрессиях, извлечении корней и др. Новым было и возведение нуля в ранг числа, освещение математических знаний, относящихся к астроно-мии и навигации. «Арифметика» составлена в характерной для того вре-мени вопросо-ответной форме. В ней давались указания о правилах производства различных математических действий. По сложившейся традиции теоретических обоснований при этом почти не давалось. Силь-ной стороной в изложении материала было стремление Л. Ф. Магниц-кого показать на конкретных, взятых из самой жизни примерах прак-тическое значение математики, а также развить интерес к ее изучению при помощи занимательных задач.
В 1723 г. изданы переве-денные с голландского А. Д. Фарварсоном и Л. Ф. Магницким табли-цы по морской астрономии («Таблицы горизонтальные северныя и южныя широты восхождения солнца...»). В 1708 г. переведена с латинского «Геометрия славенски землемерие».
Издано несколько переводных учебных книг по географии и исто-рии. В 1710 г. вышла книга неизвестного автора «География, или Крат-кое земного круга описание». Федор Поликарпов в 1718 г. по распоря-жению Петра I перевел с латинского «в пользу учащихся и читающих» большой труд Бернарда Варена «География генеральная...».
Известный учитель и проповедник Гавриил Бужинский перевел две книги по всеобщей истории: с немецкого -- «Введение в историю европейскую...» С. Пуфендорфа (1718) и с латинского -- «Феатрон, или Позор исторический...» (1724) В. Стратемана. Эти книги явились первым образцом нового изложения всеобщей истории, который прихо-дил на смену старинному хронографу.
Много переводных руководств издано для изучения специальных предметов: «Книга, учащая морскому плаванию» А. Деграфа (1701). «Новейшее основание и практика артиллерии» Э. Брауна (1709), «Но-вое крепостное строение...» Кугорна (1709), «Архитектура воинская...» Л. Штурмана (1709)--с немецкого, «Истинный способ укрепления го-родов» С. Вобана (1724) --с французского и др.
8. Деятели в области образования
Проект организации образования Ф. С. Салтыкова
Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф. С. Салтыков прислал Петру I две записки -- «Пропозиции» и «Изъ-явления, прибыточные государству». В этих записках он предлагал развивать промышленность и торгов-лю с помощью купеческих компаний, строить фабрики и заводы, устраи-вать ярмарки, расширять торговые связи с другими странами.
Автор записок настаивал на широком распространении образова-ния и рекомендовал учредить во всех губерниях выс-шие учебные заведения по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться в них, по его замыслу, будут дворянские, купеческие и «всяких разночинов» дети. Для академий намечалась обширная программа: иностранные языки, грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механи-ка, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география. Предла-галось также учить «на лошадях ездить, на шпагах биться и танце-вать».
Одним из первых в России Ф. С. Салтыков поставил вопрос об ор-ганизации женского образования, предложив «во всех губерниях учи-нить женские школы и на то обратить женские монастыри». В.школах обучать девочек от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно уступала академиям, ограничи-ваясь чтением, письмом, счетом, французским и немецким языками, рисованием, музыкой, пением и танцами. Кроме учителей в женских школах предлагалось иметь специальных надзирательниц, которые обу-чали бы школьниц внешним манерам и правилам поведения.
Ф. С. Салтыков предлагал также организовать солидные библио-теки в каждой губернии.
Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных возможностей государства и особенностей Рос-сии того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетель-ством относительно широких в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения.
Педагогические высказывания И. Т. Посошкова
Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652--1726) был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского; изучил граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он зани-мался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жиз-ни стал купцом и землевладельцем.
И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной лите-ратурой, со многими иностранными историческими и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жиз-ни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и разви-тия отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сы-ну своему», «Книга о скудости и богатстве». Последнее произведение содержит про-ект реформ, направленных на превращение России в независимую, силь-ную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-эко-номических проектов.
В «Книге о скудости и богатстве» И. Т. Посошков защищает интересы крестьянства, подвергая резкой критике произвол дворян; автор проекта требовал ограничить права на крестьянский труд, определить законом размер крестьянских повинностей и отделить крестьянскую землю от помещичьей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5