Рефераты. Развитие абсолютизма в России в XVIII веке

Провинции и дистрикты явились новым, более правильным делением страны. Губернии, однако, не вполне утратили своё значение, в прежнем губернском городе продолжал оставаться губернатор; он управлял непосредственно ближайшей провинцией, но в военных и в судебных делах губернатору подчинялись и другие провинциальные воеводы. Прежние губернии оставались, таким образом, в качестве военных и судебных округов.

Каждой провинцией управлял воевода, важнейшей задачей которого был сбор податей и понуждение населения провинции к выполнению рекрутской и других государственных повинностей. Дистриктом управлял земской комиссар, ведавший сбором налогов, он же в качестве полицейского чиновника должен был бороться с нарушениями законов.

Чиновники губернских и провинциальных учреждений назначались из дворян.

Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавия, явилась в тоже время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении, Пётр намеривался решать все государственные вопросы. Реформа привела к сосредоточению всех финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвлённой иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ - уезд» удвоилась: «приказ - губерния - провинция - уезд».

Все эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления - непременного атрибута абсолютистского государства, решающую роль в котором играл монарх, опирающийся на дворянство.

2.7. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

Все реформы Петра, экономические, финансовые, административные, судебные, помимо общего, стратегического замысла - перестройка жизни государства на новых началах, приближение России к общеевропейскому уровню, в значительной степени имели своей целью реорганизацию вооруженных сил, создание регулярной армии, заведение собственного флота - оплота абсолютизма. Для этого нужны были новые люди - солдаты и матросы, офицеры и генералы, адмиралы и , наконец, деньги.

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым делом как для него самого, так и для народа. Она имела очень важное значение для истории России: это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества дальнейший ход событий.

Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721 год). Комплекс решительных мер Петра дал свои плоды. Указ 1699 года «О приёме в службу в солдаты из всяких вольных людей» положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 года по 1705 год. Указ от 20 февраля 1705 года завершил складывание рекрутской системы, в стране введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу - с 20 крестьянских дворов один рекрут. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период с 1699 года по 1725 год было проведено 53 набора, которые составили 210500 человек, а вместе с нерегулярными казацкими войсками - 318500 человек.110 Б.Б.Кафенгауз, Россия при Петре І., уч. пед. гиз, Москва, 1955 г.0 Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях. Рекрутская система дала возможность иметь большую армию с единообразным вооружением и обмундированием, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы. Одновременно с проведением военной реформы для обучения солдат и офицеров был подготовлен ряд правил, инструкций, законов : « Устав воинский», «Упреждение в бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи», «Краткое обыкновенное учение», «Краткий Артикул» Меньшикова и другие.

Для обучения офицеров Пётр основал военные школы - в 1698-1699 годах бомбардирскую в Преображенском полку, в начале нового столетия - математическую, навигацкую (морскую), артиллерийские, инженерные, хирургическую, для изучения иностранных языков, в начале 20-х годов - 50 гарнизонных, для подготовки унтер-офицеров. Молодых дворян, будущих офицеров, Пётр посылал в Голландию, Италию, Францию и другие страны Европы. Постепенно создавались свои офицерские кадры, и от услуг иноземцев Пётр с начала 20-х годов отказался совсем.

Выход к Азовскому и Балтийским морям позволил приступить к созданию военно-морского флота. Пётр одновременно создавал флот на юге и на севере страны. Как и для армии, во флот набирали рекрутов, обучали для него офицеров, составляли инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту», «Устав Морской», «Регламент адмиралтейский».

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало её морской державой. Вместе с тем армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий. Она требовала средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повинность на не служилые касты, сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска, приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами своих господ, а также рядовыми, какими начинали службу сами дворяне.

2.8. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

В области социальной политики петровское законодательство следовало, в принципе, той общей тенденции, которая наметилась в XVII веке. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 года, в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета и налогообложения, проведённое с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения - подушную подать. Налоги стали собираться теперь не со двора, а с ревизионной души.** ревизская душа - лицо мужского пола, независимо от возраста. В 1718 -1724 годах была проведена перепись всего податного населения, причем, все внесенные в списки должны были платить определенную подушную подать в год. Введение подушной подати привело к нескольким важным последствиям: закреплению существующих социальных структур, усилению власти помещиков над крестьянами и , кроме того, распространению налогового бремени на новые группы населения.

Если Уложение 1649 года оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободные (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те, и другие навечно становились крепостными.

Результаты переписи, проведенной Петром, дают представления о численности населения России - оно составляло 15,5 млн. человек, из них 5,4 млн. были мужчины, с который взималась подать.111 В.И.Буганов, Петр Великий и его время, Москва, Наука. 1989 г.1

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль играл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 года, известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии - одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно ёго встретило. Указ о майорате, несмотря на неоднократные напоминания и угрозы, так и не был проведён в жизнь, а в последующие царствования был отменён.

В то же время он имел важное значение, так как с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало - поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ ознаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами.

Важное значение для дворянства имел «Табель о рангах» 1722 года, определявший порядок прохождения службы.(Приложение С). «Табель о рангах» на первое место ставил не происхождение, а служебную годность дворянина, его личные способности. «Табель о рангах» открывал доступ неродовому дворянству к высшим чинам, содействовал выявлению его более способных представителей для использования на военной и гражданской службе. По словам Петра, чины должны жаловаться тем, кто служит, «а не нахалам и тунеядцам», кичащимся своей знатностью. В 1722 году «Табель о рангах» окончательно стер все различия между сословиями, введя новые 14 рангов иерархии в военных и гражданских ведомствах страны и отменив все старые чины. «Табель о рангах» способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоёв населения.

2.9. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ.

Характернейшая особенность экономического развития России состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром I Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия. В промышленной политике прослеживается два этапа: 1700-1717 г.г. - главный основатель мануфактур - казна; с 1717 года мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы.

На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Указом 1722 года городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличии от Западной Европы, их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту.

Более высокой формой промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII века в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачёк. По сравнению с концом XVII века, число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 году составило 205 предприятий.112 ред. Г.Б.Поляка, Всемирная история. Учебник, Москва,Культура и спорт,ЮНИТИ,1999 г.2 При Петре I в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.

Вопрос о рабочей силе был одним из основных в период возникновения крупной промышленности, поскольку трудовое население страны было закрепощено и не имело права свободно распоряжаться собой. Правительство предпринимало меры для решения этого вопроса в рамках крепостной системы, предоставив в 1721 году право промышленникам покупать крестьян для закрепления их за предприятиями навечно (посессионные крестьяне), приписывая целые округа государственных крестьян для различных «чёрных» работ, разрешая использование рекрутов и каторжан. Этими мероприятиями самодержавие накрепко связало формирующуюся русскую буржуазию с крепостным правом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.