Рефераты. Путин Владимир Владимирович

Выступая на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года, вскоре после бесланского теракта, Путин объявил о грядущих изменениях политической системы страны. Главным нововведением должен был стать отказ от прямых выборов глав субъектов федерации. Губернаторы должны были назначаться президентом с последующим утверждением в местных законодательных собраниях. Реформы обосновывались необходимостью усовершенствования государственного механизма страны, столкнувшегося с угрозой международного терроризма: таким образом, поводом для перестройки государственной власти в России стали теракты.

Противники Путина говорили о неконституционности изменений в политической системе страны. Новый курс Путина вызвал критику как в России, так и за рубежом. В частности, группа более чем из ста зарубежных ученых и политиков направила открытое письмо лидерам Европейского Союза и НАТО, в котором российского президента обвиняли в отказе от демократических ценностей и диктаторских амбициях. На Западе политический курс Путина расценивали как угрозу российской демократии и экономике страны и говорили о переходе России к общественно-политической модели, характерной для латиноамериканских стран. По мнению критиков Путина, его политический курс, направленный в авторитарное русло, окончательно определился именно к концу 2004 года, хотя существование авторитарных тенденций отмечалось еще в начале его президентства.

9 мая 2005 года торжества в Москве, посвященные 60-летию победы в Великой Отечественной войне, прошли с невиданным ранее размахом - Россию по приглашению Путина посетил целый ряд глав государств, правительств и международных организаций. Присутствовали лидеры мировых держав - США, Франции, Италии, ФРГ, КНР. Приглашение российского президента было отвергнуто лишь президентами Литвы и Эстонии, считавших, что победа СССР привела к оккупации их стран, а также президентом Грузии Михаилом Саакашвили, открыто проводившим в этот период антироссийскую политическую линию.

Напряженность в отношениях с Украиной и Грузией, в которых в 2003-2004 годах прошли так называемые "цветные революции", стала одним из ключевых вопросов внешней политики России во время второго президентского срока Путина. В российско-украинских отношениях кризис выразился в перебоях с поставками на Украину российского газа в конце 2005 - начале 2006 годов, а в отношениях с Грузией центральную роль играл вопрос о суверенитете непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия и присутствии на грузинской территории российских миротворцев. "Цветные революции" и холодность Кремля к новым правительствам наложили негативный отпечаток на отношения России со странам Запада, что еще больше усугублялось фактом союза между Москвой и Минском, в то время как западные демократии резко осуждали режим Александра Лукашенко в Белоруссии. В отношениях c Соединенными Штатами центральное место занимал конфликт вокруг ядерной программы Ирана.

Напряженность в отношениях между Россией и США, как полагали наблюдатели, обещала отразиться на одном из главных событий 2006 года - саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. В 2006 году Россия председательствовала в "восьмерке", и в числе тем для обсуждения Путин назвал энергобезопасность, борьбу с инфекционными заболеваниями, вопросы образования, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов и борьбу с терроризмом. На состоявшемся в период с 15 по 17 июля саммите основное внимание было уделено вопросам энергетики. Было обнародовано итоговое заявление лидеров "восьмерки", в котором провозглашался "закон трех Э", то есть трех взаимосвязанных задач : энергобезопасность, экономический рост, экология. Был также предложен "Санкт-петербургский план действий" для достижения глобальной энергетической безопасности. Особым успехом для российской стороны наблюдатели сочли включение в итоговый документ пассажа о развитии ядерной энергетики. В ходе саммита лидеры стран "восьмерки" воздержались от открытой критики политического курса Путина, которой в частности ждали от США. В то же время, вопреки ожиданиям российского президента, Буш не выразил готовности поддержать вступление России в ВТО: по данным прессы, причиной разногласий стали вопросы интеллектуальной собственности и пошлин на сельскохозяйственные продукты.

Санкт-петербургский саммит был омрачен начавшимся ливано-израильским конфликтом. Президент России постарался занять взвешенную позицию, выступив и против террористических методов шиитской группировки "Хизбалла", и против "непропорциональной" реакции Израиля. Участники саммита опубликовали совместное заявление по ливанскому кризису, в котором осудили действия группировки "Хизбалла", потребовали от нее немедленного освобождения захваченных боевиками израильских военных и прекращения ударов по израильской территории. Единодушия при разработке документа достичь не удалось: Буш и британский премьер Тони Блэр безоговорочно поддерживали Израиль и требовали осуждения не только "Хизбаллы", но и стоящих за ней режимов в Иране и Сирии. Путин, напротив, утверждал, что начатое Израилем военное вторжение в Ливан было отчасти продиктовано скрытыми интересами Иерусалима, и вместе с президентом Франции Жаком Шираком выступил против упоминания Ирана и Сирии в тексте обращения. В целом, по мнению журналистов, заявление лидеров "восьмерки" было выдержано скорее в "российско-французской тональности".

В ходе ближневосточного кризиса в российском руководстве шли споры о целесообразности участия страны в миротворческой операции в Ливане. На июльском саммите в Санкт-Петербурге Путин не подтвердил, но и не опроверг возможность отправки в регион конфликта российских миротворцев. Ключевую роль в процессе преодоления кризиса российский президент отводил ООН. 11 августа Совет безопасности ООН выпустил резолюцию, в соответствии с которой 14 августа состоялось официальное прекращение огня. Россия призвала все стороны конфликта к строгому соблюдению положений резолюции, а Путин заявил, что резолюция дает шанс на политическое урегулирование кризиса, которое является единственной альтернативой дальнейшему разрастанию конфликта. 11 сентября 2006 года президент распорядился подготовить к отправке в зону конфликта российского инженерно-саперного батальона, который будет действовать самостоятельно, вне рамок коллективной миротворческой операции ООН. Отправка военных началась в октябре.

Во время второго срока Путина приоритеты государственной политики по-прежнему излагались в посланиях к Федеральному Собранию. 26 мая 2004 года были провозглашены три "национальных проекта": преодоление бедности, модернизация вооруженных сил и жилищная реформа. В шестом послании (25 апреля 2005 года) либеральные инициативы в экономической сфере и ориентация на утверждение в России свободного демократического общества соединились с прежним курсом на создание эффективного государственного аппарата. Кроме того, в преддверии 60-летия победы в Великой Отечественной войне Путин упомянул о "солдатах свободы", избавивших мир от фашизма, и отметил историческую роль СССР в победе над Гитлером и его союзниками. В седьмом президентском послании, обнародованном в мае 2006 года, Путин уделил основное внимание двум темам: во-первых, это вопросы демографии и семьи, во-вторых - необходимость модернизации армии. Кроме того, послание содержало критику в адрес США, и некоторые зарубежные наблюдатели сочли его конфронтационным.

Осенью 2006 года начался новый виток напряженности в российско-грузинских отношениях. Толчком для него послужил арест 27 сентября в Грузии четверых российских военных, которые были обвинены в шпионаже. Путин охарактеризовал действия Грузии как "государственный терроризм". Россияне были освобождены 2 октября, однако в тот же день Россия ввела против Грузии всестороннюю блокаду. Параллельно на территории России развернулась кампания против мигрантов из Грузии и их коммерческих предприятий. Осуществлялась депортация грузин, нелегально находившихся на российской территории, и эвакуация из Грузии российских граждан. Грузинское руководство назвало происходящее "мягкой формой этнической чистки". Зарубежные критики увидели в этом кризисе проявление имперских амбиций Путина и его ностальгии по советскому прошлому. Успех Путина видели в том, что он выбрал очень удачный момент для столкновения с Грузией: западные страны, в частности США, с их ослабевающими позициями в Ираке и Афганистане, так и не решились "повысить голос" на Россию.

9 октября 2006 года Северная Корея провела испытание ядерного оружия, зафиксированное зарубежными наблюдателями. Путин осудил действия КНДР, наносящие, по его словам, огромный ущерб процессу нераспространения оружия массового уничтожения. В то же время российский президент занял менее категоричную позицию, чем другие мировые лидеры, и выразил надежду на возвращение Северной Кореи в переговорный процесс.

В 2008 году заканчивается второй президентский срок Путина, что, в соответствии с конституцией, не дает ему возможности баллотироваться на последующих президентских выборах. Тем не менее, вопрос о том, будет ли Путин добиваться для себя третьего срока, широко обсуждался как в России, так и за рубежом. Параллельно общественность занималась поиском потенциальных преемников президента, особенное внимание уделяя заметным кадровым перестановкам, производимых Кремлем. Так, 14 ноября 2005 года глава президентской администрации Дмитрий Медведев был назначен первым вице-премьером и стал отвечать за реализацию "национальных проектов". Министр обороны Сергей Иванов в добавление к своему портфелю получил ранг вице-премьера, что позволило ему играть более весомую роль в координации действий силовых ведомств. Вслед за этими назначениями СМИ и политики заговорили о появлении двух наиболее вероятных преемников, тем более что к этому моменту Путин успел несколько раз заявить о своем намерении отказаться от претензий на третий срок (Позднее отказ вновь прозвучал осенью 2006 года). Некоторые видели в новых назначенцах не конкурентов в борьбе за роль преемника, а возможную связку будущих президента и премьера (Медведев и Иванов соответственно). Кроме того, в назначении Медведева усматривали "мягкую отставку" Фрадкова: ведь ранее именно премьеру поручалось планировать реализацию "нацпроектов". Приоритетные "нацпроекты", а именно "Современное здравоохранение", "Доступное и комфортное жилье", "Качественное образование" и "Развитие АПК", были провозглашены Путиным в сентябре 2005 года. По мнению журналистов, "нацпроекты" могли стать тем полем, где Медведев получил бы возможность показать свое превосходство над предполагаемым соперником - Ивановым. При всем сказанном следует учитывать, что никто на самом деле не был окончательно утвержден в роли преемника Путина и, по мнению наблюдателей, вполне реальна возможность выдвижения некоей совершенно неожиданной фигуры.

Отечественные и зарубежные наблюдатели обращают внимание на активное тиражирование образа Путина в России (порой критики даже приводят сравнение с культом личности Сталина), в частности на большое количество книг, посвященных президенту. К примеру, известна книга школьной учительницы Путина Веры Гуревич, озаглавленная "Владимир Путин. Родители. Друзья. Учителя". Внимание прессы в России и за рубежом также привлекла посвященная Путину песня одной из отечественных поп-групп.

В июле 2006 года Путин впервые пообщался с россиянами и иностранцами в оригинальном формате. На интернет-сайтах поисковой системы "Яндекс" и BBC News принимались вопросы пользователей к президенту Российской Федерации. По замыслу организаторов, это должно было продемонстрировать, какие именно вопросы в наибольшей степени волнуют людей в России и за рубежом. На прошедшей 6 июля конференции выяснилось, что наиболее популярные вопросы к президенту носили курьезный характер: они были посвящены популярному сетевому персонажу Медведу, огромным человекоподобным боевым роботам, пробуждению Ктулху, а также мальчику Никите, которого Путин незадолго до конференции публично поцеловал в живот. Большая часть этих вопросов осталась без ответа. Следует отметить, что эта интернет-конференция была для Путина второй. Первая, с куда меньшим размахом, прошла 6 марта 2001 года. Кроме того, в 2001, 2002, 2003 и 2005 годах для общения президента с жителями России в телеэфире организовывались так называемые прямые линии, по которым люди из разных населенных пунктов могли обратиться с вопросом к Путину.

"Путинизмы"

Особое значение для имиджа Путина имеют некогда использованные им запоминающиеся, зачастую довольно резкие, фразы и словосочетания. Ниже приводятся некоторые из них:

"Мы будем преследовать террористов везде, в аэропорту - в аэропорту. Вы уж меня извините, в туалете поймаем - и в сортире их замочим" (1999 год).

"Она утонула" (о гибели подводной лодки "Курск", 2000 год).

"Борис Березовский - это кто?" (2001 год).

"Если вы готовы стать самым радикальным исламистом и готовы сделать себе обрезание, приглашаю вас в Москву. Я порекомендую сделать операцию, чтобы у вас уже ничего не выросло" (2002 год).

"В ответ на предложение, чтобы российские военнослужащие сейчас приняли участие в операции в Ираке, так и хочется сказать: "Нашли дураков"" (2003 год).

"Сюда нужно смотреть. И слушать, что я говорю" (2003 год).

"Все должны раз и навсегда для себя понять - надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место" (2003 год).

"Никто не против, все за подключение России к этому клубу и активное участие России в этом клубе, потому что никто не хочет, чтобы "восьмерка" превратилась в сборище жирных котов" (2006 год).

"Если будем сопли жевать годами, тогда ничего не изменим" (о проблемах деревообрабатывающей промышленности, 2006 год).

"…Мы же видим, что в мире происходит. Товарищ волк знает, кого кушать - кушает и никого не слушает" (о расходах западных держав на оборонные нужды, 2006 год).

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.