Рефераты. Промышленность, транспорт, деньги и торговля Беларуси в период НЭПа

Промышленность, транспорт, деньги и торговля Беларуси в период НЭПа

14

Промышленность, транспорт, деньги и торговля Беларуси в период НЭПа.

План:

1. Обновление и развитие промышленности, строительной индустрии и транспорта.

2. Государственная, кооперативная и частная торговля: динамика их развития.

3. Деньги и денежный оборот в 1921 - 1927 гг.

1. Валовая продукция крупной промышленности в 1925 году достигла 75 процентов уровня 1913 года, а в 1926 году превзошла его и составила 108 про-центов.

Процесс восстановления прежде всего сказался в легкой промышленности. Ее возрождение встречало меньше затруднений, она могла развиваться на местном топливе и сырье, широко прибегая к самозаготовкам. Начавшее возрождаться сельское хозяйство поставляло сырье для легкой промышленности и расширяло рынок сбыта ее продукции.

Восстановление тяжелой промышленности значитель-но отставало от темпов восстановления легкой промыш-ленности. Тяжелая промышленность больше пострадала от иностранной военной интервенции и гражданской войны. Особенно сильно сказалась на отставании ее раз-вития транспортная разруха. Большие затруднения ис-пытывала тяжелая индустрия при замене изношенного оборудования, так как его производство в России было развито слабо, а иностранный рынок часто оказывался недоступным для нашей страны. Особенно отставала металлопромышленность. Поэтому партия сосредоточи-вала главное внимание именно на этой отрасли. В марте 1924 года была создана Высшая правительственная ко-миссия по металлопромышленности. К концу восстано-вительного периода металлопромышленность стала раз-виваться быстрыми темпами. Это отмечалось на XIV партконференции, признавшей постройку новых метал-лургических заводов первоочередной задачей.

В 1925 году была восстановлена и достигла уровня 1913 года промышленность Белоруссии. К 1925/26 хо-зяйственному году валовая продукция цензовой про-мышленности восточных областей БССР превысила до-военный уровень на 28,5 процента, при этом 96,8 про-цента составлял социалистический сектор промышлен-ности. Удельный вес промышленной продукции во всем народном хозяйстве БССР вырос до 22,3 процента. Осо-бенно быстрый рост валовой продукции наблюдался в металлообрабатывающей, стекольной, деревообрабаты-вающей и пищевкусовой промышленности.

В 1924/25 хозяйственном году были восстановлены и введены в действие маслобойные заводы в Бобруйске, Витебске, Могилеве, Витебская картонная фабрика, гвоздильный завод «Красный Октябрь» в Орше и много других предприятий. Наряду с восстановлением старых предприятий велись интенсивные работы по увеличению мощностей действующих предприятий и строительству новых. За 1921--1925 годы было построено 106 новых предприятий цензовой промышленности и переоборудо-вано 97 фабрик и заводов.

Рабочему классу нашей страны в годы восстановле-ния пришлось преодолеть большие трудности. Уже в кон-це 1922 года обнаружился кризис сбыта промышленной продукции, который еще больше увеличился в 1923 го-ду. Кризис сбыта был вызван малой емкостью крестьян-ского рынка и более высокими ценами на фабрикаты по сравнению с эквивалентом довоенного времени на сель-скохозяйственные продукты. Причины такого расхожде-ния цен возникли на основе несоответствия между тем-пами восстановления крестьянского хозяйства и государ-ственной промышленности. Восстановление сельского хо-зяйства требовало меньших затрат, чем промышлен-ности, поэтому оно раньше, нежели промышленность приблизилось к довоенному уровню. Восстановив товар-ность своего хозяйства, крестьянство в те годы не нашло достаточно широкого внутреннего и внешнего рынка для выгодной продажи хлеба. Еще не восстановленная про-мышленность не могла сбывать свои товары по более низким ценам малоплатежеспособному крестьянскому населению.

Сильная изношенность оборудования, тормозившая повышение производительности труда, несоответствие между ростом заработной платы и производительностью труда, недостаток оборотных средств, высокий уровень налогов и других дополнительных начислений приводили к большим издержкам производства и высокой себе-стоимости товаров. Все это создавало причины для ус-тановления высоких цен на промышленные товары. В то же время сложившиеся к 1923 году цены на промто-вары не только не обеспечивали накопления для расши-ренного воспроизводства, но иногда даже не компенси-ровали простого восстановления основного капитала предприятий.

Отвергая экономическую платформу троцкистов, пар-тия наметила пути преодоления кризиса, укрепления экономической смычки социалистического сектора с мелким крестьянским хозяйством. Эти пути шли через снижение цен на промышленные товары, совершенствование торгового аппарата. В целях овладения рынком и его государственного регулирования в мае 1924 года был создан Народный комиссариат внутренней торговли. Огромное значение для стабилизации рыночных цен и всего хозяйственного строительства имела проведенная в 1924 году денежная реформа. В целях увеличения то-варности крестьянского хозяйства в 1924--1925 годах совершился переход от натурального к денежному на-логу, расширялись аренда земли и наем рабочей силы, возобновился вывоз хлеба за границу.

Эти меры способствовали ликвидации кризиса сбыта, повышению покупательной способности населения. Уже в 1925 году спрос на промышленные товары возрос на-столько, что встал вопрос о немедленном расширении промышленной базы. В марте 1925 года было созвано «Особое совещание по воспроизводству основного капи-тала госпромышленности СССР для подготовки пер-спективного плана развития промышленности. Прохо-дивший в мае 1925 года III съезд Советов СССР при-знал, что государственная промышленность подошла к полному использованию имеющегося основного капита-ла. Съезд выдвигал первоочередной задачей расширение производственных мощностей действующих предприятий, постройку новых фабрик и заводов, закладку новых шахт.

Успешному восстановлению промышленности в усло-виях нэпа содействовала система хозрасчетных трестов, основанная на строгом подсчете материально-денежных затрат на производство продукции, большой хозяйствен-ной самостоятельности и маневренности на внутреннем рынке. Однако в годы индустриализации обстоятельства вынудили нашу партию перейти к более строгой центра-лизации системы управления народным хозяйством. Это было вызвано также задачами укрепления обороноспо-собности страны. Поэтому почти вся деятельность пред-приятий определялась сверху. Сверху планировался объем и ассортимент продукции, штаты и издержки, поставщики и потребители.

Быстрые темпы индустриализации, а затем война не позволили обратить достаточного внимания на себестои-мость изготовляемой продукции. Тогда очень важно было получить продукт, а какой ценой -- на это мало обращали внимания. Такая система управления отвеча-ла условиям и послевоенных лет.

В период НЭПа концессии в России позволили привлечь инвестиции для закупок для того времени современных технологий, обеспечить работой широкие слои населения, причем, отнюдь не только в сырьевых отраслях. На территории России в 20-30-х годах общий объем капиталовложений (главным образом в производство) составил 200 млн. золотых рублей. В тот период были достигнуты самые высокие темпы прироста промышленного и сельскохозяйственного производства. Червонец стал самой дорогой валютой на мировом рынке.

2. Необходимость быстрого восстановления экономики, голод и разруха предопределили допущение частнокапиталистического сектора в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Советское государство рассчитывало привлечь частного предпринимателя и его капитал, что в значительной степени ускорило бы восстановление народного хо-зяйства. Поэтому экономическая политика в начальный пе-риод нэпа была направлена на поддержку частных мелких, средних и кооперативных предприятий, на сдачу в аренду частным лицам, кооперативам, артелям и товариществам го-сударственных предприятий. Местные органы власти полу-чили право заключать арендные договоры. Обязательным условием аренды являлось восстановление арендатором ос-новных фондов предприятия и возвращение его государству по истечении срока аренды в исправном состоянии. Привле-кая к восстановлению промышленности частного предпри-нимателя, его знания, опыт, государство стремилось увели-чить в стране количество товаров, как можно скорее ликви-дировать голод.

Советская власть рассматривала государственный капи-тализм как хозяйственный уклад переходной экономики при ведущей роли социалистического сектора. Считалось, что он может быть использован как вспомогательное сред-ство, которое может ускорить развитие производительных сил, увеличить производство товаров, содействовать разви-тию товарооборота. В "Наказе от Совета Труда и Обороны местным советским учреждениям" разъяснялось, что необ-ходимо применять разную степень допущения капитала и частной торговли, не бояться известного насаждения капи-тализма, только бы немедленно увеличить оборот денежных средств и оживить экономику. При этом государство стреми-лось регулировать сферу деятельности частнокапиталисти-ческого сектора так, чтобы не дать капитализму выйти из ра-мок условий, которые для него были определены.

Регулирующая деятельность советского государства проявилась в определении направления производственной деятельности капиталистических предприятий, в опреде-ленном объеме и ассортименте выпускаемой продукции, в размере долевого отчисления в пользу государства, в поряд-ке восстановления и обновления основных фондов предпри-ятий. Государство поощряло деятельность частного капита-ла в тех отраслях, развитие которых было крайне важным для экономики страны, таких, как производство строймате-риалов, добывающая промышленность, добыча цветных ме-таллов и др. Советское правительство было также заинтере-совано в том, чтобы частный капитал помещал свои накопле-ния в промышленность, а не в торговлю. Для успешного нап-равления капитала в русло непосредственно государствен-ного капитализма важным считалась концентрация его в различных обществах и товариществах предпринимателей. С этой целью государство стремилось акционировать час-тный капитал, чтобы осуществлять более полный, организо-ванный контроль и плановое регулирование частнокапита-листического сектора.

Что же касается представителей частнохозяйственного капитализма, не желавших вступать в какие бы то ни было, договорные отношения с государством, то, не имея возмож-ности непосредственно направлять его деятельность, госу-дарство тем не менее стремилось не допустить самостоятель-ного развития капитализма. Развитие таких предприятий жестко ограничивалось при помощи кредитно-денежной системы, снабжения, налоговой политики, а также админис-тративно-правовых мер. Такая политика государства, а так-же отсутствие в это время серьезной законодательной базы часто приводили к произволу на местах по отношению к час-тным предпринимателям.

Госкапитализм в СССР в годы нэпа проявился в самых разнообразных формах: в аренде государственных предпри-ятий частными предпринимателями, в концессиях, в форме смешанных государственно-капиталистических предприя-тий, в привлечении частных торговцев на коммерческих на-чалах, в простейших видах частнокапиталистической коопе-рации.

Основной формой госкапитализма в промышленности Бе-ларуси являлась частнокапиталистическая аренда. Сдача в аренду предприятий в Беларуси началась во второй половине 1921 г. Она проводилась на основании декрета Совнаркома РСФСР "О порядке сдачи в аренду предприятий, подведом-ственных Высшему Совету Народного Хозяйства" от 5 июля 1921 г. В июле 1921 г. СНХ БССР создал центральную арен-дную комиссию, а в уездах были образованы уездные комис-сии в составе председателя исполкома, заведующего уездным экономическим отделом и представителя профбюро.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.