Рефераты. политико-правовое развитие России в 1905-1907 гг.

Манифестом от 3 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи с 1 января 1906 года наполовину, а с 1 января 1907 года - полностью.

2.2. Поражение социальной революции и возврат к консерватизму

Октябрьский манифест представлял собой значительный этап в политической борьбе либералов. Однако вместо ожидаемого успокоения страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной кампании. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов. Наиболее консервативная часть либералов высказывалась за участие в выборах, надеясь использовать будущую Думу. Что касается радикального крыла либерального движения (его представлял Союз союзов), то оно потребовало бойкота заранее фальсифицированных выборов. Социалисты - революционеры в свою очередь тоже высказывались за бойкот, так как рабочие, на которых они опирались, были лишены избирательных прав. Пока оппозиция, в значительном большинстве отрицающая любую форму цензового совещательного собрания, продолжала компанию бойкота, оформилась выдвинутая в сентябре одновременно Союзом союзов и социал-демократами идея всеобщей стачки - единственного способа добиться от самодержавия мер, которых общество требовало с начала 1905 года.

Как только закончилась всеобщая забастовка в Санкт - Петербурге и в Москве (21 октября), вспыхнул мятеж на военно-морской базе в Кронштадте (26-27 октября). Следом за ним другой - на военно-морской базе в Севастополе. Под руководством лейтенанта П. Шмидта мятежники создали Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов, который просуществовал с 11 по 15 ноября.

Истолковав Манифест 17 октября как снятие всех запретов и под влиянием эсеровских решений II съезда крестьян (6-10 ноября, Москва), подтверждавших принцип национализации земли, стали бунтовать крестьяне. В разгар волнений консервативные силы организовали так называемые черные сотни. В них набирали как крестьян, так и городских люмпен - пролетариев, разжигая в них чувство антисемитизма.

Самым значительным испытанием в последние месяцы 1905 года оказалось противостояние правительства и Санкт - Петербургского Совета, а затем и Московского Совета рабочих депутатов. Санкт - Петербургский Совет, сформировавшийся 13 октября во время всеобщей забастовки преимущественно из депутатов, избранных на предприятиях, и членов революционных партий, сумел добиться роста своего влияния и стал представлять интересы рабочих столицы. После публикации Октябрьского манифеста, стоящий во главе Совета адвокат - меньшевик Хрусталев - Носарь продолжал агитировать рабочих не прекращать борьбу вплоть до полной победы над царской властью. Графский Б.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2005. С. 752 Одновременно с манифестом 17 октября 1905 года, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 года был утвержден указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним, Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Зуев М.Н. История России. М., 2005.С. 928

Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С.Ю. Витте (до 22 апреля 1906 года). С апреля по июль 1906 года Совет министров возглавлял И.Л. Горемыкин. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А. Столыпин (до сентября 1911 года).

11 декабря 1905 года в избирательный закон были внесены существенные изменения. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Избирательные права предоставлялись рабочим предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола.

3. Третий этап Революции (январь 1906 года - 3 июня 1907 года)

3.1.Политико-правовые изменения 1906-1907 годов

С января 1906 года по 3 июня 1907 года происходит спад и отступление революции.

20 февраля 1906 года были утверждены законы «Учреждение Государственной Думы» и «О переустройстве учреждений Государственного Совета». Первый определял срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе. «Учреждение» ограничивало право законодательной инициативы: «Государственная Дума может возбуждать дело об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных законов» Ю.И. Максимов. История Отечества. М.,2005.С.321

. Изданные в марте 1906 года «Бюджетные правила» ограничивали права Думы в области утверждения бюджета. Члены Думы распределялись по партийным группам - фракциям. Многие отечественные ученые сходятся во мнении, что появление Государственной Думы связано с реакцией государственной власти на массовые восстания 1903- 1905 годов, а катализатором явилось поражение в Русско-Японской войне.

Учреждение Государственной Думы вызвало реформу Государственного Совета. Законом от 20 февраля 1906 года он был преобразован в верхнюю законодательную палату. Государственный Совет провозглашался законодательным органом, имел равные с Думой права, мог отклонять любой законопроект, принятый Думой. Половина членов Государственного Совета стала выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции, вторая половина - по назначению царя. Выборный состав Совета обновлялся в течение 9 лет на 1/3 каждые три года, но царь мог досрочно распустить выборных членов Совета и назначить новые выборы.

Многие отечественные ученые сходятся во мнении, что появление Государственной Думы связано с реакцией государственной власти на массовые восстания 1903- 1905 годов, а катализатором явилось поражение в Русско-Японской войне.

Для всех курий выборы были многостепенные. Для первых двух привилегированных курий выборы были двухстепенные. Вначале выбирались выборщики, а затем уже члены Государственной Думы. В рабочей курии выборы были трехстепенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих - по одному уполномоченному, от крупных предприятий - один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Уполномоченные от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы. Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и выборы членов Думы).

Выборы в Думу должны были проходить по весьма сложной системе, сочетавший сословный и имущественный ценз, что сокращало участие в выборах представителей средних слоев населения и полностью лишало рабочих всяких избирательных прав.

К весне 1906 года был подготовлен и накануне открытия I Государственной Думы утвержден Николаем II свод «Основных государственных законов». Основные государственные законы в редакции от 23 апреля 1906 года были признаны как первая русская конституция представителями либерально-демократической мысли. Статья 4 Основных законов (ОГЗ) устанавливает, что «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть…. повиноваться его власти не только на страх, но и на совесть сам бог повелевает». Здесь и далее текст Основных законов приводится по Хрестоматии по Истории России/ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.М., 2006. С. 592 Из «Основных законов» было устранено определение царской власти как неограниченной. Содержание статей ОГЗ показывает, что абсолютной власти у императора уже не было. Прежде всего, монарх лишался прерогатив законодательной власти. Об этом свидетельствует формулировка ст. 7 ОГЗ о том, что «государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной Думой». Данную формулировку нельзя рассматривать изолированно от положений ст. 86 ОГЗ о том, что «никакой закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения государя Императора».

После опубликования ОГЗ 1906 года царь формально лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом, однако ст. 87 «Основных законов» позволяла ему издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона. Можно констатировать, что с 1906 года законодательную власть в Российской империи стали осуществлять Государственный совет и Государственная Дума, которые, в сущности, представляли собой две палаты российского парламента. В то же время вся исполнительная власть принадлежала императору, которую он не делил ни с кем, включая Совет Министров. Совет Министров не был коллективным органом власти, каждый член этого органа отвечал перед монархом индивидуально. Эти обстоятельства, а также тот факт, что законодательная и исполнительная ветви власти были разделены между парламентом и монархом, свидетельствуют о том, что в России после 1906 года сложилась дуалистическая монархия.

Как это часто практикуется в дуалистических монархиях, механизм сдержек и противовесов между различными ветвями власти по ОГЗ был построен в сторону усиления прерогатив исполнительной власти. Император имел права абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных Государственным советом и Государственной Думой. Государственный совет и Государственная Дума, со своей стороны не имели практически никаких полномочий в отношении исполнительной власти, за исключением права запроса к министрам и другим чиновникам. Тем не менее, государственный механизм 1906 года начинает функционировать по принципу разделения властей, хотя еще и на начальной его стадии.

3.2. I Государственная Дума (апрель - июнь 1906)

Выборы в I Государственную Думу происходили в марте- апреле 1906 года. На фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы, широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий и организаций бойкотировали выборы: большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г.В. Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и работе Думы.

Большинство мест в Государственной Думе получили кадеты (161 место или 1/3 общего числа депутатов - 499). Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы - к началу думской сессии у них было 13 мест. Заметное место в Думе занимала крестьянская трудовая группа (107 мест), в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался.63 депутата предоставляли в Думе автономистов (поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане). Зуев М.Н. История России. М., 2005.С. 928 Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев. I Дума начала работу 27 апреля 1906 года.

В центре ее обсуждения стоял аграрный вопрос. От основных фракций были внесены законопроекты (кадетская «записка 42-х» и аграрный законопроект трудовиков). Оба проекта предусматривали образование в стране государственного земельного фонда из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель. Однако кадеты рекомендовали не трогать помещичьи имения. Изымаемую часть помещичьей земли они предлагали выкупать у землевладельцев «по справедливой оценке» Предложения фракции кадетов по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную Думу (проект 42-х) за счет государства. Проект трудовиков предусматривал отчуждение всех землевладельческих земель безвозмездно, оставив их хозяевам только трудовую норму. Трудовики предлагали, что «земные недра и воды, если таковые не эксплуатируются в настоящее время их владельцами, должны быть объявлены общенародной собственностью» «Проект основных положений» по аграрному вопросу, внесенный в I Государственную Думу Трудовой группой (проект 104-х). Правительство Горемыкина выступило 13 мая 1906 года в Думе с декларацией, в которой заявило, что разрешение аграрного вопроса на основе принудительного отчуждения помещичьей земли недопустимо. По предложению трудовиков Дума вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры в отставку не ушли, а Думу игнорировали.

9 июля 1906 года последовал указ о роспуске Государственной Думы и назначении выборов нового состава. В последовавшем вслед за этим манифесте констатировалось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область» Зуев М.Н. История России. М., 2005.С. 928. Одновременно с роспуском Думы произошли изменения в составе правительства. 8 июля 1906 года председателем Совета министров назначается П.А. Столыпин с сохранением за ним поста министра внутренних дел.

«Беспорядки на аграрной почве» вспыхнули в июле 1906 года, а в августе 1906 года крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов России. Ю.И. Максимов. История Отечества. М.,2005.С.321

17 июля 1906 года произошло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матросы Кронштадта и Ревеля. Мятеж удалось подавить и после этого революционное движение постепенно пошло на убыль.

3.3. II Государственная Дума (февраль - июнь 1907)

В этой обстановке прошли выборы во II Государственную думу. Теперь, от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз.

Всего во II Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест (106мест). Народнические партии получили 157 мест (трудовики- 104, эсеры- 37, народные социалисты- 16), социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых партий было 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 10% голосов. Зуев М.Н. История России. М., 2005.С. 928

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 года. Председателем Думы стал кадет Ф.А. Головнин. Основным вопросом оставался аграрный, по которому каждая фракция предоставила свой проект. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности, а крестьянские земли изъять из общины и отрубами разделить между крестьянами. Этот проект совпадал с правительственной программой аграрной реформы. Кадеты предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать ее крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель и распределения их по трудовой норме. Социал-демократы требовали полной конфискации помещичьей земли и создания местных комитетов для ее распределения между крестьянами.

Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев и т.д.

В ходе дебатов кадеты, сохранившие руководящее положение в Думе благодаря поддержке автономистов, призывали не давать правительству повода для ее роспуска. Когда стало очевидно, что и новая Дума не оправдала надежд правительства, Министерством внутренних дел был втайне от Думы подготовлен проект нового избирательного закона.

3 июня 1907 года был опубликован царский манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении положений о выборах. Издание нового закона явилось фактически государственным переворотом, так как этот акт явился прямым нарушением ст. 86«Основных законов Российской империи» Текст Основных законов приводится по Хрестоматии по Истории России/ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.М., 2006. С. 592

, по которой ни один новый закон не мог быть принят без одобрения его Государственным Советом и Государственной Думой. 3 июня считается последним днем революции.

На данном этапе победа была, несомненно, на стороне царской власти. Страна, уставшая от двух с половиной лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. Правительство получило Думу, функции которой ограничивалась лишь утверждением предоставленных ей законов.

Заключение

Таким образом, государственный переворот от 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение революции 1905 года и явное возрождение самодержавия, которому удалось отказаться от большинства уступок, предоставленных под давлением оппозиции по Манифесту от 17 октября 1905 года. Однако 1907 год никоим образом не был возвратом к 1904 году. По словам Витте, «революция в умах» Графский Б.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2005. С. 752 свершилась, и сила ее превосходила силу существующего режима. Идеи, раньше волновавшие только отдельные слои, распространились в самых широких кругах общественности. Самодержавие не предоставлялось теперь единственно возможной формой правления. Поначалу, в 1905 году казалось, что от политического пробуждения широких кругов общественности выиграли либералы. Они лучше других выражали требования низших слоев населения, но в 1907 году их время было упущено , и попытка укоренить Думу на новой государственной законности провалилась. Концепция либеральной парламентской революции, которая могла бы привести мирным путем к конституционной демократии, потерпела поражение. Народное движение все больше подпадало под влияние других идей, в особенности социалистических, которые провозглашали изымание капиталистической собственности и реорганизацию производства и всего общественного строя на социалистических началах.

В итоге события 1905-1907 годов не привели Россию к политической интеграции с демократическими режимами остальных европейских стран. Произошел провал либеральной мысли, и усилилась конфронтация между представителями крайних течений.

Список литературы

1. Графский Б.Г. Всеобщая история права и государства. - М.: Норма, 2005.

2. Зуев М.Н. История России. - М.: Дрофа, 2005.

3. Максимов Ю.И. История Отечества. - М.: Дрофа, 2005.

4. Хрестоматия по Истории России/ авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, И.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Изд-во Проспект, 2006.

5. История отечественного государства и права/ Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2003.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.