??????? ? ??????????? ?????????? ?, ????? ????, ??-?? ????? ????? ???? ?????? ????? ?????????? ??????????, ?? ??????? ??????????? ????. ????? ???????? ??? (1700-1721) ??????????? ????????? ??????????, ??? ??????? ??????? ??????? ??????????? ??? ?????????. 14 ??????? 1721 ?. ??????????? ???????? «?????????? ???-??????????????? ??????». ??? ???????? ???????? ??????-?? ???????? ????? ?????????? ??????. ? ??????????? ?? ??? ??? ???????? ?????????, ???????????? ???????? ? ??????????????? ????? ??????. ? ?????????? ????????-?? ??????????? ?? ?????????????? ???????????? ???????-??? ????????? ? ?? ???????????? ??????????, ????????????? ?? ????????????? ?????????? ?????????? ?????? ? ??-??? ???????????????. ?? ?????? ???? ???????????. ??????? ????? ?? ??????????? ?? ?????? ???????????:
???????? ????????? ????????? ? ????????? ?? 30 ???;
??????? ????????? ? ??????????? ?????????????? ? ??????????? ?? ????? 4 ??? ? ???;
?? ???? ?????????? ???????? ???????????? ????;
??????? ??????????? ???????? ??????? ?????????, ? ???? ??????? ????;
????????? ??????????? ?????? ????????????? ????? ?? 50 ???, ? ?????????????? ?? ????? ??????? ???????????? ??? ?????????? ? ????.
???? ?????????????? ? ???? ????????, ????????????? ?????????? ????????? 25 ?????? 1721 ????. ????????????? ????? ?????????? ?????????? ??????????????? ??? ????????? ?? ???? ????-??????. ?????? ?????? ?? ?????????? ???????????? ???: ?????????, ??? ????-??????????, ?????? ????????? ? ????-?? ???????? (? ????? ?? ??????? ????????????? ??????? ? ?????? ???????????). ???????, ??? ?????? ?????? ??? ???-??????? ? ???????? ???????? ????????. ????, ?????????? ??? ??????, ???? ?????? ??, ??? ? ??? ?????????; ????-?????????? ????? ???????? ? ?????? ??? ????-????????, ??? ?????? ???? ????? ????????? ????????, ??? ?????-???????. ??????? ??????????? ?????? ???? ????? ? ?????? ???? ??????????? ????????.
??? ??????????? ?????? ???? ????? ?? ???? ????????-???, ? ????? ????? ????? ???. ??? ????????-??????????-?????? ??????? ????????? ? ??????? ?????? ???????????? ??????, ?? ?????? ??? ?????? ???? ????????????? ???????, ? ????? ????? ??????????? ?????????. ?????? ?? ??????-??? ?????? ? ??????????? ??? ????? ? ?????? ??????????, ? ????????? ??????? ???????? ?????? ???????? ????? ??-??????? ???????.
????????? ?????????? ???? ??? ????? ????? ??????-????: ????? ??? ?? ????????? ????? ?????? ? ???? ????????. ??? ???? ??? ???-??????? ??????, ?? ????? ???????? ???, ??? ? 1701?. ???-????????? ???????????? ?????? ?? ????????? ??????.
? 1649 ?. ? ???????? ??????, ???????, ?????, ??????????? ???????-???? ?????????? ???????????? ??????. ?? ???????? ??? ?? ???????? ?????????? ??????????? ?? ?????, ???????? ??????? ???????????. ? ?????????? ???? ????????? ?? ?????? ? ??????? ??-?????, ?? ???? ? ????????? ???????. ??? ???????? ?? ???? ????????? ?????, ??? ?????? ???? ????? ?? ?????? ??-??????? ???????????? ???????? ? ?????? ? ?????????. ? ?????????? ???? ?????? ?? ?????, ?? ??????, ? ????? ??????? ???? ?????????? ???????; ?? ?????? ????????-??????, ?? ? ??????? ?? ?????? ????????? ? ?????? ?????-?????, ???????? ??????? ?????? ???? ?????????? ??? ??????? ???????? ???????????: ??????? ? ?????? ??????? ?????????, ??????? ??????? ? ???????? ??????????. ? ????? ???????????? ???? ???????? ???? ?????? ?? ???????????? ???????? ?????????? ? «?????????? ? ????????-??» (1724). ?? ????? ???????, ????????? ?????? ????? ?????????? ????????????????? (? ????????? ?????????? ?? ????????? ?????, ???????, ???????? ? ???????), ?, ????? ????, ????????? ?????? ???? ??????? ? ????????????? ????? ? ?????? ???????? ?????????? ? ??? ?????? ?????, ??????? ??????? ? ????????????? ?????????????? ?????. ???? ????? ????????????? ???????????? ???????-??? ???? ? ????????? ????????? ?? ? ???????????? ? ??????-???? ??????.
2.5. ????? ????? ? ???????? ????????
Характерной особенностью русского культурного развития в 1-ой четверти XVIII века был светский характер культуры, ликвидация духовного господства церкви. Строительство мануфактур, каналов, крепостей, развитие военной техники, кораблестроения, архитектуры послужили сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Был заложен фундамент для развития многих отраслей науки и техники. Появились культурные учреждения (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Москве и Петербурге были основаны артиллерийская и военно-инженерные школы, а, после Навигационной школы - Морская академия. Петр I заботился о развитии образования в России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. Во многих городах были открыты начальные "цыфирные" школы, в которых были обязаны учиться все дворяне. Прогрессивной чертой петровских школ было соединение обучения с практикой.
При Петре I по существу были заложены основы школьного образования в России. Церковно-славянский алфавит был заменен новым гражданским. Усилились культурные связи со странами Западной Европы.
В России возникли первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами. Крупные ученые, изобретатели вызывали своими работами восхищение не только русских, но и западноевропейских специалистов. Большой вклад в развитие русской науки внес и сам Петр I .
В Петербурге была открыта "Кунсткамера" естественных наук, где по указу 13.II.1719 года "О сборе редкостей и покупке их у населения "Петра I , собирались различные экспонаты. Указ гласил:
"Так, если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи: а именно каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, не такие, как у нас ныне есть, или такие, но очень великие или малые перед обыкновенными, также какие старые надписи на железе, каменьях или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что очень старо и необыкновенно - так чтобы приносили, да что будет довольное вознаграждение". 2 января 1703 г вышла в свет первая печатная газета "Ведомости". В 1725 г была открыта Петербургская Академия наук с гимназией.
Все культурные преобразования 1-ой четверти XVIII века были направлены на то, чтобы привить грамоту и приобщить русский народ к культурным достижениям стран Западной Европы, поставить Россию на один уровень с ведущими державами мира, сохранить достижения культуры для последующих поколений.
III. Заключение
Н. Я. Данилевский, определяя историческую значимость реформ Петра I, отмечал две стороны его деятельности: государственную и реформативную ("изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях"): "Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства". Деятельностью второго рода, по мнению Н. Я. Данилевского, Петр привнес "величайший вред будущности России": "Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад". Несмотря на противоречивые мнения отечественных историков на развитие России в период правления Петр I , можно охарактеризовать данный период как значительный шаг России вперед, по пути развития. Россия стала страной с возросшей экономикой, сильной армией, более просвещенной и влиятельной на международной арене. Вплоть до сегодняшнего дня русские считают, что царствование Петра Великого было революцией в истории страны. За тридцать лет Россия стала совсем иной, благодаря чрезвычайно активной деятельности Петра I. Даже то, что в период его правления было немало жесткости и жестокости по отношению к своим поданным, не умоляет его исторического значения, так как делал это царь Петр I во имя развития и процветания России. Те основы для дальнейшего развития торговли, науки, промышленности дали, в конечном счете, свои плоды. Европейские страны стали принимать Россию во внимание, как могущественную державу.
Противоречивость в рассуждениях об этом периоде истекает, очевидно, из того, что основные тяготы по подъему экономики России, вооружению армии, войне, строительству новых городов и предприятий, легли в большей степени на плечи простых крестьян. Поскольку производительность крепостного труда была невысокая, средства на преобразования Петра I поступали от увеличения пошлин и податей, которые уменьшали и без того низкий уровень жизни простолюдинов. Мнение современников Петра I о проводимых им реформах тоже было неоднозначное. Многие поддерживали Петра в его преобразованиях, оказывали посильную помощь. В это время в дворянское сословие вышло много людей из простолюдинов, которые делом доказали преданность царю. В то же время многие дворяне и простые люди не понимали необходимость столь жестких условий. " Как его бог на царство послал, так и светлых дней не видали, тягота на мир, рубли да полтины, да подводы, отдыху нашей братьи, крестьянству нет".* Поэтому многие крестьяне уходили от тягот государственной жизни в Сибирь, в казаки. Дворяне пытались устроить перевороты и уклонялись от исполнения указов. Но, учитывая грозную личность Петра, недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление. Вспыхивавшие бунты подавлялись с помощью вооруженной силы.
Связывая время царствования Петра Великого с настоящим временем можно провести своеобразную параллель между революционными преобразованиями в то время и сменой экономических отношений в наше время. Период изменений всегда характеризуется неустойчивостью в работе производства, снижением уровня жизни, народными волнениями и войнами. И для быстрейшего восстановления и возрождения государства Российского необходим совместный труд всех его граждан на благо России во благо России.
ЛИТЕРАТУРА
Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.: Просвещение, 1993.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989.
Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах т. IV Курс русской истории М.: Мысль 1989
Павлиенко Н.И. Петр Первый и его времена. М.: Просвещение, 1989 г. С164
Российская империя в кн.: Хроника истории России М.: Дрофа 1995 - 99
Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль 1990-592с. стр.-320
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови-не XIX века: История.
??????? ?.?. ???? ??????? ? ??? ????? - ?., ?????, 1989.
?. ?. ??????????? ?????? ? ??????, ?., ?????, 1991?.
?????? ??????? ??????? ?., 1993, ???? I, ??????????? ?.?., ?., 1993?.
??????? ???? ? ?????????? ?????? ?? ????? ????, ?.3, ?., 1967
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5