Рефераты. Отечественная история: от Древней Руси до наших дней

Отечественная история: от Древней Руси до наших дней

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ставропольский государственный университет

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я

И С Т О Р И Я

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов стационара

Ставрополь

2005

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета

Методическое пособие. 2-е изд.., перераб. - Ставрополь: СГУ, 2005. - 42 с.

В пособии содержатся структура и программа курса “Отечественная история”, планы семинарских занятий, темы докладов и рефератов, списки литературы по всем темам курса.

Предназначено для студентов стационара.

Научный редактор: докт. ист. наук, проф. Кочура Д.В.

Составители: доктор ист. наук, доцент Суханова Н.И.

канд. ист. наук, ст. преп. Терещенко О.В.

канд. ист. наук, доцент Ткаченко Д.С.

Рецензент:

Ставропольский государственный университет, 2005

Пояснительная записка

Курс «Отечественная история» представляет одну из основных социально-политических и гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в вузе.

Изучение истории Отечества имеет целью расширить исторический кругозор будущих специалистов, вооружить их знаниями важнейших событий, закономерностей исторического процесса и того нового, чем обогатилась историческая наука за последние годы. В результате изучения этого курса студент, как подчеркивается в Государственном образовательном стандарте РФ, должен: понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

Предлагаемое пособие включает программу учебного курса «Отечественная история», планы семинарских занятий, темы докладов и рефератов, список исторических документов и литературы по каждой теме, методические советы для самостоятельной работы.

Пособие предназначено для студентов. Его цель - ориентировать изучающих историю в том, что и в какой последовательности надо изучать, какими методами, средствами, источниками следует пользоваться, чтобы обогатить себя знаниями, в которых нуждается каждый культурный человек.

СТРУКТУРА КУРСА

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

Тема I. Образование Древнерусского государства и его место в мировой цивилизации (IX-XIII вв.)

Тема II. Российская государственность в условиях монголо-татарского нашествия. Объединение русских земель вокруг Москвы

Тема III. Московское государство в XVI - первой пол. XVII в. Становление и развитие сословно-представительной монархии

Тема IV. Россия в период утверждения и развития абсолютной монархии (вторая пол. XVII - XVIII вв.)

Тема V. Россия в первой половине XIX в.

Тема VI. Капиталистическая эволюция России. Реформы и контрреформы 60-80-х гг. XIX в.

Тема VII. Общественно-политическая жизнь российского общества во второй пол. XIX - начале XX вв.

Тема VIII. Россия в начале XX в.

Тема IX. Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.)

Тема X. Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

Тема XI. Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1921 гг.)

Тема XII. Советская Россия в годы нэпа (1921-1929 гг.)

Тема XIII. Советское общество в 30-е гг.

Тема XIV. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

Тема XV. Советский Союз в послевоенные годы. Укрепление авторитарного режима (1945-1953 гг.)

Тема XVI. Развитие СССР в 50-60-е годы: поиск путей обновления, демократизации общества

Тема XVII. Стагнация и кризис советской модели социализма (1970-1985 гг.)

Тема XVIII. Перестройка, ее противоречивый характер, цели и осуществление (1985-1991 гг.)

Тема XIX. Россия в постсоветский период

ПРОГРАММА КУРСА

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

Введение. Предмет курса “Отечества история”, его место в системе гуманитарных наук, хронологические рамки и периодизация. Познавательная, практически-политическая и мировоззренческая функции истории Отечества. Понятие исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Принципы объективности, историзма и социально-классового подхода, их значение.

Общая характеристика источников и литературы по курсу.

Тема I. Образование Древнерусского государства

и его место в мировой цивилизации (IX-XIII вв.)

Восточные славяне. Роль природно-климатических и геополитических факторов в их экономическом и социокультурном развитии. Образование Древнерусского государства - Киевской Руси. Норманнская теория и антинорманнизм. Принятие христианства на Руси и его значение. Владимир Святославович.

Общие тенденции и существенные особенности развития Древней Руси по сравнению с Европой. Расцвет Киевской Руси. Деятельность Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Особенности общественно-политического устройства Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской республики. Феодализация древнерусского общества, особенности феодализма на Руси. Экономические предпосылки политической раздробленности русских земель, распада раннефеодального государства.

Тема II. Российская государственность в условиях монголо-татарского нашествия. Объединение русских земель вокруг Москвы

Кризис Древнерусской монархии и предпосылки политической децентрализации Киевской Руси. Процесс образования самостоятельных княжеств и изменение характера великокняжеской власти.

Внешняя политика периода феодальной раздробленности. Борьба северо-западной Руси против агрессии немецких и шведских феодалов. Александр Невский. Нашествие монголо-татар на Русь, его влияние на развитие древнерусского общества. Особенности вассальной зависимости от Золотой Орды. Политическое устройство русских земель, формы их государственности.

Начало “собирания” земель вокруг Москвы. Роль Юрия Долгорукого, Ивана Калиты. Куликовская битва и её значение в объединительном процессе. Дмитрий Донской. Расширение Московского княжества и превращение его в общерусский центр. Изменение структуры управления и аппарата великокняжеской власти. Судебник 1497 г. Российское централизованное государство как результат объединительного движения на рубеже XV-XVI вв. Определение основных направлений внешней политики Московского государства.

Тема III. Московское государство в XVI - первой половине XVII в.

Становление и развитие сословно-представительной монархии

Социально-экономическое развитие России в XVI в. Реформы 50-х годов и их зна-чение. Формирование сословно-представительной монархии в России. Земские Соборы. Опричнина как чрезвычайный способ форсированной централизации государства. Иван IV (Грозный).

“Смутное время” как кризис российской государственности. Причины “Смуты” и ее сущность. Восстание под предводительством И. Болотникова. Польско-шведская интервенция. Становление русского национального самосознания. Воцарение династии Романовых.

Преодоление последствий “Смуты”. Соборное Уложение 1649 г., юридическое оформление крепостного права.

Внешняя политика России в XVI - середине XVII в. Борьба с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Вхождение Поволжья в состав России. Ливонская вой-на. Начало освоения Сибири.

Особенности средневековой российской цивилизации.

Тема IV. Россия в период утверждения и развития абсолютной монархии

(вторая половина XVII - XVIII вв.)

Начало нового этапа мировой истории. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVII в. Формирование раннекапиталистического уклада в экономике и складывание всероссийского рынка. Изменение социально-классовой структуры общества. Завершение процесса закрепощения крестьян.

Церковь и государство. Борьба духовного и светского начал в утверждении новой власти. Церковная реформа 50-60-х годов XVII в. и её социально-политические последствия.

Обострение социальных конфликтов во второй половине XVII в. Городские восстания. Крестьянская война под предводительством С. Разина.

Влияние социально-экономических процессов на формирование новых политических институтов. Усиление самодержавной власти и отмирание сословно-представительной монархии во второй половине XVII в. Кризис традиционализма. Усиление государственного начала во внутренней политике.

Государственные и военные реформы Петра I, их цели, содержание и методы осуществления.

Борьба за власть при преемниках Петра I. Дворцовые перевороты XVIII в. и их социально-политическая сущность.

Политика “просвещённого абсолютизма” Екатерины II. Укрепление позиций, господства дворянства. Апогей крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва: причины, этапы, итоги. Абсолютная монархия на службе крепостников. Консервативный характер реформ Екатерины II.

Внешняя политика России в середине XVII - XVIII вв. Воссоединение Украины с Россией. Восточная политика России в XVII в. Освоение Сибири.

Северная война.

Участие России в Семилетней войне и разделах Польши. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в., их значение. Россия и Великая французская революция. Итальянские и швейцарские походы А.В. Суворова.

Тема V. Россия в первой половине XIX в.

Промышленный переворот на Западе и его значение. Россия на фоне мировых тенденций развития, нарастание ее отставания от стран Европы.

Либерально-реформаторский курс Александра I. Государственные реформы первой четверти XIX в. (министерская, сенатская, губернская), проекты преобразований крестьянской жизни, их реализация и результаты. Разработка конституционных проектов. М.М. Сперанский. Причины свёртывания либеральных реформ. Деятельность А.А. Аракчеева. Реформы Николая I.

Отношения России со странами Европы в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. “Священный союз” европейских монархов. Политика Александра I в Европе. “Восточный вопрос” и Крымская война.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.