Рефераты. Общественное движение в России XIX века

Общественное движение в России XIX века

11

ПЛАН РАБОТЫ:

ВВЕДЕНИЕ.

I. ЗАПАДНИЧЕСТВО.

II. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО.

III. ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ.

IV. ПАНСЛАВИЗМ.

V. НИГИЛИЗМ.

VI. БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ.

«Особенность России заключалась в полноте и чистоте того выражения, которое христианское учение получило в ней, -- во всём объёме её общественного и частного быта. В этом состояла главная сила её обра-зованности...» 1. Так определил своеобразие русской судьбы Иван Васильевич Киреев-ский, один из основателей славянофильства. К моменту, когда им были написаны эти строки, девять столетий русской истории безоговорочно подтверждали такой вывод. И всё же XIX век, не предвещавший вначале, как каза-лось, никаких неожиданностей и волнений, стал эпохой жесто-чайшего кризиса русского национального самосознания -- кризи-са, во многом предопределившего дальнейшую трагическую судьбу России.

То было время бурного развития науки и философии, литера-туры и искусства -- "золотой век" русской классической культуры. Время исканий и надежд, разочарований и прозрений, пора окон-чательной потери духовного равновесия народа, подо-рвавшая вековые устои русской православной государственности. От XVIII века России досталось тяжёлое наследие. Судорож-ная эпоха Петра, разметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством череды вре-менщиков, мало любивших Россию и ещё меньше понимавших неповторимые особенности её характера и мировоззрения. Едва успевшая передохнуть за время царствования государыни Елизаветы Петровны, страна вновь оказалась ввергнута в водо-ворот религиозных, политических, экономических и военных перемен и нововведений, продолжавших размывать традицион-ные ценности бытия Российской Империи.

Православная Церковь была унижена и ослаблена: ликвиди-рована каноническая форма её управления (патриаршество), изъяти-ем церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей -- светочей христианской духовности и православного образования. Самодержавие как принцип правле-ния (предполагающий религиозно осознанное отношение к вла-сти как к церковному служению, послушанию) всё более искажа-лось под влиянием идей западно-европейского абсолютизма.

Крепостное право, оправданное как тяжкая необходимость (а в своей начальной стадии -- и как несомненное благо), станови-лось явлением всё более ненормальным. Пока крепостными бы-ли все сословия (а до 1762 года дворянин был так же "прикреплён" к обязательной государственной службе царю, как крестьянин -- к хлебопашеству у помещика), положение представлялось спра-ведливым и естественным. Но последовавшие за освобождени-ем дворянства искажения сословного строя привели к тому, что сословия начали различаться не столько по разности служе-ния «Богу, Царю, и Отечеству», не столько по разным обязанностям, сколько по правам, что противоречило русскому историче-скому опыту.

Раскол между массами простого народа, продолжавшими придерживаться традиционных взглядов на жизнь, и его "обра-зованной" частью усугублялся засилием среди высшей чиновной бюрократии иноверцев и ино-родцев. В целом, к началу XIX века существенному искажению подверглись все основы русского жизнеустройства, те зиждительные силы, которыми Русь утверждалась и крепла: Православная Цер-ковь лишилась своего канонического устроения, Царская власть попала под чрезмерное влияние светского мировоззрения, общенародное всесословное единство оказалось подорванным.

И всё же русский народ в целом продолжал оставаться держав-ной опорой православной государственности, соборным храни-телем истин веры. «Расщепление» самосознания затронуло первоначально численно ничтожную часть общества, родившую из своей среды множество "течений общественной мысли". Часть из них оказало в дальнейшем серьёзное влияние на все области российской жизни.

ЗАПАДНИЧЕСТВО.

Это явление не испытывало недостатка внимания от историков. Исследова-тельский материал, посвящённый западничеству в тех или иных его формах -- огромен, и в своей большей части откровенно пристрастен, хвалебно-комплиментарен и необъективен. На деле же -- современное положение России во многом является ре-зультатом воплощения в жизнь именно западнических идей.

Основной из них является идея "прогресса" в том виде, как она была сформулирована западно-европейской мыслью XVIII века. Человечество развивается по единым для всех народов законам, они неизбежно проходят одни и те же ступени развития, -- утверждают "прогрес-систы". На вершине этой лестницы находится Западная Европа*. Россия значительно отстала в своём развитии (показательно, что одной из причин отставания было тут же объявлено Православие -- консервативно, мол, и несовременно), и единственная возмож-ность "исправить" положение -- срочно европеизировать всю русскую жизнь.

"Стоя вне времени, -- писал Чаадаев в своих знаменитых "Философических письмах"2, -- мы... ничего не восприняли из преемственных идей человеческого рода... Сначала -- дикое вар-варство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала на-ша национальная власть..." **.

* Вот уже два столетия прошло, а песня всё та же -- о "передовом" Западе и "отсталой" России. Господи, и когда-то мы одумаемся ?!

** И все же ещё крепко было тогда русское общество! Воззрения Чаадаева столь странными показались его современникам, что они сочли его не вполне нормальным, а государь Император Николай I даже прислал для наблюдения и помощи собственного врача. Позже «прогрессивные» историки толковали это как "произвол тирана": объявил-де, здорового человека сумасшедшим. Но это было мнением чуть ли не всего общества - иначе Чаадаев не стал бы потом писать в своё оправдание «апологию сумасшедшего», утверждая, что его просто не так поняли.

Эти "Письма" стали настоящим манифестом западничества, и умножавшиеся последователи Ча-адаева не преминули довести заложенные в них мысли до своего логического завершения. В. С. Печерин (1807--1885), поэт и филолог, профессор Московского университета -- эмигрировав-ший, перешедший в католичество и ставший бенедиктинцем-священником, написал страшные и безысходные в своей откро-венности строки:

Как сладостно отчизну ненавидеть!!

И жадно ждать ее уничтоженья...

Они стали настоящим лозунгом западников и "отпочковав-шихся" от них многочисленных антинацио-нальных, антигосударственных нигилистических движений. Те из них, кто не решался безоговорочно присоединиться к страш-ному русоненавистническому лозунгу Печерина, взахлёб тверди-ли о своей пламенной любви к России, но... России идеальной, "исправленной" по европейской мерке, лишённой «досадных пере-житков» национальной самобытности. В отно-шении же к России реально существовавшей, проявлялось самое трогательное единодушие. Разница заключалась лишь в степени насилия, допускавшегося во имя "прогрессивных" преобразова-ний. Вот тому примеры.

"Я понял французскую революцию, -- писал Белинский, -- понял и кровавую ненависть ко всему, что хотело отделиться от братства с человечеством... Я теперь в новой крайности, -- это идея социа-лизма, которая стала для меня идеей новой, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Всё из неё, для неё и в ней. Я всё более и более гражданин вселенной. Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнём и мечом истребил бы остальную".

Герцен призывал "ненавидеть из любви, презирать из гуман-ности". Что ненавидеть, что презирать? Да всё то же -- Русь, на которую он бесстыдно клеветал всю жизнь из-за границы, из эмиграции, сокрушаясь, как "ужасно жить в России", как "медлен-но течёт глубокая и грязная река... России, с её аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами и императором, -- бес-форменная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая всё..."

К подобным высказываниям трудно что-либо добавить… Они говорят сами за себя. Остаётся только наблюдать, как гибнет великая держава с тысячелетней историей, теряя свою самобытность и превращаясь в «цивилизованное европейское государство».

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО.

Славянофильство стало первой исторически сложившейся формой русского консерватизма. В середине XIX века, в Москве, группа европейски образованных интеллектуаллов (И. В. Кире-евский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и другие), ощутив угрозу самому бытию России, которая таилась в ускоряв-шемся "расцерковлении" общественного сознания, объедини-лась, чтобы дать свои ответы на волновавшие общество вопросы о русском предназначении, путях дальнейшего развития россий-ской государственности, целях России в её внутренней и внешней жизни.

Не удовлетворяясь плодами западно-европейскою просвеще-ния, славянофилы обратились в своих поисках к изучению рус-ской истории, к вероучению Православной Церкви. "Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, -- писал Иван Киреевский, -- всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут прони-каться духом Православия государственность России и её прави-тельство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополуч-нее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное воз-можно только в духе народных убеждений".

И всё же, несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, осно-вами бытия России -- ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По-разному понимали члены кружка природу и цель Самодержавия, по-разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его осново-положников (И.В.Киреевского в 1856-м, А. С. Хомякова и К. С. Аксакова в 1860-м) оно окончательно утеряло мировоззренче-ское единство, распавшись на несколько самостоятельных, весь-ма различных между собой течений. Частично выродившись в чистый либерализм, славянофильство сумело всё же дать жизнь

и таким конструктивным явлениям, как имперская русская идея и идеология панславизма.

ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ В XIX ВЕКЕ.

Быть русским, согласно этому воззрению, не значит быть великороссом, украинцем или белорусом по факту этнического происхождения. Быть русским -- не значит быть православным по вероисповеданию. Быть русским -- значит быть верноподдан-ным Императора Всероссийского, гражданином Империи, носи-телем имперской идеи.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.