Мирные соглашения 1919-1920 гг. зафиксировали глубокие перемены в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и образование национальных государств, включая Чехословакию. Последняя становилась составной частью новой Европы и системы, названной Версальской. Победа стран Антанты в мировой войне способствовала усилению и развитию парламентской демократии в регионе. На конференции в Париже по предложению В. Вильсона была создана новая международная организация -Лига Наций. Ее задачей было поддержание прочного мира и территориального status quo.
За обретенную свободу ЧСР брала на себя нелегкие обязательства и должна была выплатить союзникам большую часть довоенных долгов Австро-Венгрии. В официальной трактовке ЧСР возникла как «чехословацкое» государство, в котором две «ветви» единого целого -- чехи и словаки -- составляли «чехословацкий народ» как национально-политическую категорию. На ее основе строилось гражданское общество республики. По расчетам творцов теории «чехословакизма», в будущем должно было возникнуть «этническое единство». Они исходили из языковой близости двух народов, но упускали из вида различия исторического развития и культурных традиций. Концепция «чехословакизма» безусловно имела политический подтекст.
В новом государстве чехи составляли половину всего населения и лишь вместе со словаками (около 2 млн) образовывали заметное большинство -- около 8,8 млн человек (при 3 млн немцев). Таким образом «чехословаки» в ЧСР считались государствообразующим народом. Немецкая, венгерская, польская части граждан республики получили статус национальных меньшинств. Русинам (так в ЧСР называли жителей Подкарпатской Руси) была обещана территориальная автономия. Наиболее развитую социальную структуру имело немецкое население, оно отличалось большой долей занятости в промышленности. В этом отношении к нему приближались поляки Тешинской Силезии. Самой отсталой областью была Подкарпатская Русь, уступавшая по уровню социального и экономического развития Словакии. Чешские политики преследовали цель создания унитарного государства. Предоставление автономии национальным меньшинствам рассматривалось как весьма опасный прецедент. Централизованное государство, в их понимании, легче могло преодолеть послевоенные трудности и трения с соседними странами. Такой подход был вызван и глубокими социальными проблемами. Предстоял сложный процесс интеграции разных по уровню социально-экономического развития и национальному составу населения регионов.
3. Роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии
Массарик (Гарриг Масарик) Томаш (7 марта 1850, Годонин, Южная Моравия -- 14 сентября 1937, Ланы, близ Праги), чехословацкий государственный и общественный деятель. Первый президент Чехословакии (1918-1935).
Один из основателей либерально-политической группы «Реалисты» (1889; первоначально была связана со старочехами, затем -- младочехами), а также Чешской народной партии (1900), которая в 1915-1918 называлась Чешской прогрессивной партией.
К началу Первой мировой войны 64-летний Масарик -- депутат австрийского парламента (первый раз был избран в 1891, потом переизбран в 1907 и вновь избран в 1914), выступал за сохранение Австро-Венгерской империи при условии уравнивания славян в правах с немецкими и венгерскими подданным императора.
С началом военных действий эмигрировал (сначала в Италию, затем Швейцарию, позднее перебрался в Лондон) -- председатель Чешского национального комитета, приобрел популярность своими яркими эмоциональными выступлениями. В 1915 возглавил Чешский национальный комитет, ставящий своей целью создание суверенного Чехословацкого государства (соответствующая договоренность между деятелями чешской и словацкой эмиграции была достигнута в 1918 в США и оформлена «Питсбургским договором»).
В мае 1917 -- марте 1918 снова в России. Резко осудил Октябрьский переворот 1917, поддержал мятеж Чехословацкого корпуса. В июне 1918 французский министр иностранных дел Пишон довел до сведения Чехословацкого национального комитета в Париже, что французское правительство признает право чехословаков на государственную самостоятельность и рассматривает масариковский комитет как верховный чехословацкий орган и как основание будущего чехословацкого правительства. За Францией последовали и другие ее союзники. После установления Чехословацкой республики Масарик в ноябре 1918 был избран первым ее президентом. В качестве главы государства Масарик во внешней политике ориентировался на своих западных союзников (прежде всего на Францию), во внутренней политике, опираясь на так называемую «группировку града» (группа ведущих чехословацких политиков, представлявших различные партии и сплотившаяся вокруг президента Республики), проводил линию, близкую к программе правых чешских социал-демократов, в национальной политике выступал с позиций единой чехословацкой нации. Еще трижды переизбирался на высший государственный пост (1920, 1927, 1934). Годы его президентства связаны с экономическим и духовным подъемом Чехословакии. В народной памяти он сохранился как один из самых выдающихся чешских лидеров.
4. Чехословацкая конституция 1920 года
как закрепление нового строя
Демократические реформы стали законодательной базой для принятия в восточноевропейских странах конституций. Совместное заявление чешских депутатов парламента, с которым солидаризировались представители других славянских народов, было зачитано 30 мая 1917 г. на первом заседании рейхсрата председателем Чешского союза Франтишеком Станеком (1867--1936). На основе этой декларации в июле -- августе 1917 г. было подготовлено несколько проектов конституции будущего Чешского государства.
«...Депутаты чешского народа исходят из глубокого убеждения, что нынешняя дуалистическая форма государства была образована со всей очевидностью в ущерб общим интересам господствующих и угнетенных народов и только преобразование Габсбургско-Лотарингской монархии в федеративное государство свободных и равноправных национальных государств устранит любые национальные привилегии и обеспечит всестороннее развитие каждой нации в интересах империи и династии. В этот исторический момент, опираясь на естественное право народов на самоопределение и свободное развитие, усиленное у нас, кроме того, и неотчуждаемыми историческими правами и полностью признанными государственными актами, мы во главе своего народа будем добиваться объединения всех ветвей чехославянской нации в чешское демократическое государство, включая и словацкую ветвь нации, проживающую в неразрывном единстве с чешской исторической родиной».
Конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в ноябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе -- Национальном собрании, о главе государства -- президенте, о правительстве, а также о "временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов". Последующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший административный суд История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под общ. ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 381-382..
Общественный и государственный строй Чехословакии был закреплен в конституции 1920 года. С момента своего рождения и до самой ее отмены она считалась одной из самых «демократических» в Европе Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Высшая школа, 1983. - С. 419..
Конституция провозглашала Чехословакию демократической республикой с выборным президентом во главе (§ 2) Конституция Чехословакии 1920 г. // Конституции зарубежных государств. -М.: БЕК, 1997. - С. 128-136.. Законодательная власть была вверена Национальному собранию, состоявшему из двух палат: нижняя -- палата представителей--избиралась на 6 лет; верхняя -- сенат -- на 8 лет. Выборы в Национальное собрание производились прямым и тайным голосованием; места в палатах распределялись по пропорциональной системе. От депутатов требовался, помимо прочего, высокий возрастной ценз -- 30 лет для депутата нижней палаты и 45 лет - для сенатора (§ 8--16).
Сенат обладал правом задерживать рассмотрение законопроектов, принятых нижней палатой, на 6 недель (§ 43), как равно правом отклонения законопроектов. В последнем случае нижняя палата могла спасти законопроект с помощью нового голосования, а в некоторых случаях только квалифицированным большинством голосов (§ 44). Очень важными полномочиями был наделен президент республики. Избираемый на 7 лет (квалифицированным большинством обеих палат) и ни перед кем не ответственный, президент представлял государство во внешних сношениях, имел право заключать и ратифицировать международные конвенции (с согласия парламента), вводить военное положение, созывать, отсрочивать и распускать Национальное собрание, назначать и увольнять министров, командовать вооруженными силами и пр. Президент имел право отлагательного вето, так же как и сенат. Конституция разрешала президенту непосредственное вмешательство в решение правительственных дел. Он мог присутствовать и даже председательствовать на заседаниях кабинета, требовать от министров письменных докладов и пр. (§ 56 -- 58, 64, 82 и др.). Правительство, таким образом, находилось в двойной зависимости как от парламента, так и от президента.
Конституция фиксировала многочисленные «права граждан», но оговаривала пользование ими рядом условий; демократические свободы отменялись «в случае войны или тогда, когда внутри государства происходят события, представляющие угрозу для... общественного спокойствия и порядка» (§ 113). Столь широкая формулировка была принята намеренно: она развязывала руки правительству. Присоединенная к Чехословакии Закарпатская Украина управлялась назначенным из Праги губернатором. Новые конституционные законы в Чехословакии, как и в других восточноевропейских странах, испытали на себе в той или иной мере влияние действующих в то время конституций других буржуазных стран. В чехословацкой Конституции влияние американской конституции проявилось, например, в положении о праве конституционного надзора, закрепленного за специально учрежденным для этой цели Конституционным судом, влияние австрийской Конституции -- в положении о Постоянном комитете, которому вверялось право издавать законы в период между заседаниями парламента. По примеру швейцарской Конституции, по Конституции Чехословакии права президента (при всей их широте) ограничивались в определенной мере подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало право законодательной инициативы. Президент же мог вернуть закон в парламент на доработку со своими замечаниями История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под общ. ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 382..
Заключение
Первая мировая война привела к существенному изменению политической карты Европы. На ней появились новые государства. Они возникли вследствие распада Австро-Венгрии и Российской империи, а также послевоенного территориального переустройства.
Австро-Венгрия стала распадаться в конце войны. До нее чехи и словаки добивались автономии по типу венгерской. Но в годы войны стало крепнуть движение за отделение чешских и словацких земель от Австро-Венгрии.
Когда в Праге стало известно, что Австро-Венгрия запросила мира, 28 октября 1918 года Пражский национальный комитет взял на себя власть в чешских и словацких землях и создал Временное национальное собрание из представителей различных партий. Собрание избрало первого президента Чехословакии -- Томаша Масарика.
Границы новой республики были определены на Парижской мирной конференции. Франция, стремившаяся создать вокруг Германии несколько крупных государств, поддержала включение в состав нового государства территорий, населенных не только чехами и словаками, но и немцами в Судетской области, венграми и украинцами в Закарпатье. В результате около трети населения страны составили немцы, венгры и украинцы.
В Чехословакии были проведены крупные реформы. Дворянство лишилось всех привилегий. Был установлен 8-часовой рабочий день и введено социальное страхование. Земельная реформа ликвидировала немецкое и венгерское крупное землевладение. Конституция 1920 года закрепила сложившийся в Чехословакии демократический строй. Будучи одной из самых промышленно развитых стран Европы, Чехословакия отличалась сравнительно высоким уровнем жизни и политической стабильностью.
Источники и литература
Источники
1. Договор в Кливленде // Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учебное пособие для вузов. В 3 т. Т. 2. Новая история / Отв. ред. В.Г. Карасев. - Мн.: Университетское, 1989. - С. 258
2. Из декларации чешских депутатов австрийского парламента // Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учебное пособие для вузов. В 3 т. Т. 2. Новая история / Отв. ред. В.Г. Карасев. - Мн.: Университетское, 1989. - С. 261.
3. Конституция Чехословакии 1920 г. // Конституции зарубежных государств. -М.: БЕК, 1997. - С. 128-136.
Литература
4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под общ. ред. К зарубежных стран. Чехословакии Н.А., Жидкова О.А. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 712 С.
5. История южных и западных славян: В 2 т. Т. 2: Новейшее время / Под ред. Г.Ф, Матвеева, З.С. Ненашевой. - М.: МГУ, 1998. - 272 С.
6. Кредер, А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997. - М.: ЦГО, 2000. - 432 С.
7. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. Т. 15 / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - 1006 Ст.
8. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Высшая школа, 1983. - 656 С.
Страницы: 1, 2