Рефераты. Нарастание кризисных явлений в технико-экономической и социально-политической жизни страны в 70 – начале 80 гг.

Нарастание кризисных явлений в технико-экономической и социально-политической жизни страны в 70 – начале 80 гг.

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Реферат

по дисциплине “Отечественная история”

Нарастание кризисных явлений

в технико-экономической и социально-политической

жизни страны в 70 - начале 80 гг.

Выполнил:

студент

План работы

1. Экономическое развитие.

2. Социальная сфера.

3. Внутренняя политика.

4. Образование, наука, культура.

5. Внешняя политика.

После отставки Н.С.Хрущева к руководству страной пришли деятели, чья партийно-государственная карьера началась в 30-е гг., а также в военные и первые послевоенные годы. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев. Брежнев энергично начал свою деятельность и, как опытный аппаратчик, быстро взял в свои руки нити управления страной. Во главе Совета Министров СССР стал А.Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н.В. Подгорный. Из наиболее авторитетных членов Советского правительства в 60-е гг. - первой половины 80-х гг. являлся министр иностранных дел А.А.Громыко. Также большим влиянием пользовался М.А.Суслов.

Таковы были некоторые ключевые фигуры в Советском руководстве, сформированном после отставки Н.С. Хрущева. Перед новым руководством стояли весьма непростые задачи: преодолеть трудности в экономике, обеспечить динамичное развитие страны, устойчивый рост благосостояния советских граждан.

Экономическое развитие

В начале 70-х гг. был принят курс на интенсификацию в качестве основного направления развития советской экономики... Учитывая тенденции развития мировой экономики, XXIV и XXV съезды КПСС обратили внимание на ускорение научно-технического прогресса. Предусматривалось повышение роли экономических факторов управления народным хозяйством, уточнение функций министерств.

Однако решать эту стратегическую задачу в 70-е - нач. 80-х гг. не удалось. Экономика по-прежнему продолжала развиваться экстенсивно. Правда, внешне картина развития Советского Союза в 70-е гг. выглядела впечатляюще, но за внешне благополучной картиной наблюдалось устойчивое падение темпов экономического развития.

Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие стран на фоне мировой экономики. В 70-е - нач. 80-х гг. промышленно развитые страны, успешно преодолев структурный кризис “совершили “технический рывок”. Перейдя на энерго- и ресурсосберегающие технологии, широкое использование техники нового поколения, они добились существенного роста темпов промышленного производства. Это еще более усугубило экономическое отставание СССР. Советская экономика по-прежнему очень медленно осваивала достижения науки и техники. Даже в промышленности к началу 80-х гг. автоматизированными или комплексно механизированными было только 10-15 предприятий. Именно в 70-е гг. произошло ощутимое технологическое отставание СССР от развитых стран. К 80-м гг. Советский Союз утратил свое былое преимущество в подготовке научных кадров.

В 70-е гг. самые радикальные предложения по модернизации народного хозяйства не выходили за рамки существовавшего общественного строя. К их числу можно отнести и предложения А.Н.Косыгина. Косыгин, в частности, выступал за децентрализацию управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления с региональным, расширения роли и самостоятельности министерств и управлений, отход от жесткого директивного планирования. Он настаивал на сокращении расходов на оборону, уменьшении “разнузданной” (по его выражению) помощи в быстрейшем развитии отраслей легкой промышленности. Однако эти предложения не находили должной поддержки ни в Политбюро, ни в министерствах и ведомствах.

В плане развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг. основными приоритетами государственной политики назывались развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири. Таким образом, экономика СССР во второй половине 70-х гг. продолжала развиваться в командно-административном режиме.

Война на Ближнем Востоке в начале 70-х гг. (богатом нефтью) в 1973 г., энергетический кризис, поразивший страны Запада, привели к резкому скачку мировых цен (в15 раз) на нефть. Это позволило СССР, одному из крупнейших мировых экспортеров сырой нефти, дополнительно получить огромную прибыль. Полученные средства дали возможность существенно расширить закупки оборудования, товаров потребления за рубежом, решить ряд других острых проблем. В итоге, надвигавшийся кризис, удалось временно приостановить. Однако к концу 70-х гг. в связи со стабилизацией экономики стран Запада и изменения ситуации на мировом нефтяном рынке нефтедолларовый поток в СССР стал сокращаться. Это сразу же неблагоприятно отразилось на социально-экономическом положении страны.

К подрыву народного хозяйства СССР вели непомерные военные расходы, еще больше возросшие со второй половины 70-х гг. в связи с новым витком гонки вооружений и вовлечении СССР во внутри афганский конфликт.

В целом народное хозяйство СССР к началу 80-х гг. не претерпело каких-либо серьезных изменений. По-прежнему сохранялся все тот же экстенсивный способ хозяйствования, большинство отраслей не располагало технически развитой базой, действовали, как и раньше, административно-бюрократическая система управления и централизованного распределения, предприятия не имели хозяйственной самостоятельности, а, следовательно, и заинтересованности в улучшении своей производственной деятельности.

В аграрном секторе, несмотря существенный рост капиталовложений (превышавших пятую часть всех инвестиций), производство продукции возрастало медленно. В 1982 г. была принята “Продовольственная программа” страны, призванная облегчить высокие темпы развития аграрного сектора и сделать ее рентабельным. Однако она не дала ожидаемых результатов.

После смерти в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева к руководству КПСС и Советским Государством пришел Ю.В. Андропов (1914-1984гг.). Это был здравомыслящий политик и опытный государственный деятель. Он энергично взялся за наведение порядка в стране, пробудил в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: Андропов умер в феврале 1984 г. так и не завершив начатую работу.

Андропова сменил на высших партийном и государственном постах К.У. Черненко (1911-1985гг.). Больной человек, сторонник брежневского стиля, он даже не мог предложить разумной программы преодоления кризисных явлений в экономике и обществе. К тому же во власти он находился менее года.

Таким образом, к началу 80-х гг. экономическая ситуация в стране резко обострилась. Было упущено время для того, чтобы избежать надвигавшегося кризиса. С ухудшением экономического положения начали обостряться социальные проблемы. Происходило падение среднегодовых темпов прироста основных показателей благосостояния советских граждан.

Социальная сфера.

В 70-е гг. несколько раз повышалась заработная плата. Были увеличены пенсии ветеранам войны и труда, инвалидам. Возросли выплаты из общественных доходов потребления. За счет общественных фондов потребления обеспечивалось бесплатное образование (включая высшее), выплачивались стипендии студентам, оказывалось бесплатное медицинское обслуживание и льготное санаторно-курортное лечение, выплачивались пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Организовывался отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивалась массовость физкультуры и спорта, оплачивались ежегодные отпуска, удерживалась на низком уровне квартирная плата, содержались детские дошкольные учреждения и т.д.

И все же в 70-е гг. жизненный уровень советских граждан начал падать. Это было связано с набиравшей силу инфляцией и отставанием в связи с этим роста заработной платы. Инфляция вызвала повышение розничных цен, причем не только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса.

Существовала также скрытая инфляция, проявлявшаяся в дефиците потребительских товаров, обусловленном диспропорциями в экономике. Дефицит товаров и слуг в свою очередь порождал неудовлетворенный спрос, выражавшийся в накоплении денежных средств населения в сберегательных кассах. Ухудшилось обеспечение населения молочными, мясными и некоторыми другими видами продуктов.

Острой оставалась жилищная проблема. В 70-е гг. улучшали свои жилищные условия 105 млн. чел. Однако в эти годы произошли сокращения средств на строительство жилья. Это привело к тому, что очереди на получение жилья в 5-6 раз превышали вводимый жилой фонд.

В трудном положении оказались здравоохранение, народное образование, обострилась экологическая ситуация.

Советское общество все больше поражали социальная апатия, правовой нигилизм, экономические преступления. Во многом эти негативные явления порождались углублявшимся отчуждением человека труда от собственности, несовершенной системой труда, обесцениванием моральных стимулов.

Уравниловка в оплате труда стимулировала распространению психологии “маленького человека” (зарплату все равно выдадут независимо от того, как проработал, пусть другие “пашут”, начальству видней и т.п.).

Внутренняя политика.

Сложно и противоречиво шел процесс развития политической системы советского общества. Её составными элементами являлись Советы, общественные организации, а также КПСС - ”ядро” политической системы.

Противоречивые тенденции в развитии политической системы советского общества проявились, прежде всего, в ее главном составном элементе - советской государственности. С одной стороны, принимались меры по усилению роли Советов, укреплению органов государственной власти, а с другой - шел процесс полного подчинения Советов Коммунистической партии, слияния государственного и партийного аппарата и образования бюрократической системы.

В октябре 1977г. на всесоюзной сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. В конституции подчеркивался демократический принцип равноправия всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, характера занятий, места жительства.

В нее была внесена специальная глава о политической системе советского общества. Впервые в качестве важнейшего элемента политсистемы выделялись трудовые коллективы, которые “участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел”.

В отличие от предшествующего Основного закона в новой Конституции проблема прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности была выделена в особую главу. Это являлось шагом вперед по пути признания и обеспечения прав личности.

Новая Конституция СССР, несмотря на ее демократичный характер, не смогла по многим причинам сделать советское общество по-настоящему правовым, укрепить законность и порядок в стране.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.