На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орден собравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными дела-ми, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард с радостью обещал ордену свое сильное покровительство, уча-ствовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырс-ким правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или пере-давали ему богатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; по-добным образом поступили Король I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья и владетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго Паиенс-кий увидел свое дело в самом лучшем состоянии.
С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанных рыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одни носили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им из Рима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели под-чиненное положение, а прямо служащим классом были оруже-носцы и прислуга. Но глава ордена, его магистр (magister Templariorum), скоро занял весьма высокое положение среди высшего класса Иерусалимского государства.
Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, по-вел за собой полное преобразование в одном более старом ре-лигиозном братстве в Святом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус, основал в христи-анском квартале Иерусалима духовное поселение, из которого выделились мало-помалу мужской монастырь, женский монас-тырь и, наконец, госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западных пилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которых он возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвя-щенная святому Иоанну Милостивому, патриарху Александ-рийскому. В 1099 году во главе этого учреждения стоял про-вансалец Герхард, который своей самоотверженной деятельнос-тью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через это достиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папы Пасхалиса. Вскоре в этот госпи-таль Иоанна потекли богатые подарки деньгами и имениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиаль-ные дома, и многие благочестивые люди, между прочим знат-ные люди, под управлением Герхарда посвящали себя смирен-ному уходу за больными.
После смерти Герхарда в 1118 году госпитальные братья выбрали своим начальником Раймунда Дюпюи, храброго рыца-ря, который некогда пришел с Готфридом в Святой город, но там снял с себя панцирь и присоединился к этим “госпиталитам” или “иоаннитам”. Он, собственно, первый соединил брать-ев в одну замкнутую монашескую общину, обязав их очень строго тремя обыкновенными обетами духовного сословия, но вскоре он сделал еще шаг вперед. По примеру тамплиеров он ввел в обязанности ордена и борьбу с магометанами, и вскоре в этой общине также образовалось три класса: сражающихся, духов-ных и служащих братьев. Попечитель госпиталя обратился в “магистра” иоаннитов, а белый крест, отличительный знак этого ордена, сделался, подобно красному кресту тамплиеров, страхом для врагов” Куглер Б. “История крестовых походов”, СПб, 1895..
Однако надежды на особый вклад этих орденов в дело борьбы с мусульманами оказались тщетны. Руководство этих орденов больше интере-совалось торговыми, политическими и другими дела-ми, причем как на своей новой родине, так и в Ев-ропе. Постепенно эти организации превратились в крупнейших ростовщиков и землевладельцев на ев-ропейском континенте и оказывали порой решаю-щее влияние на международную и внутреннюю по-литику многих государств Старого Света.
3.2 Второй крестовый поход и государство Саладина
В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшегося в 12в. сплочения мусульманских государств крестоносцы стали терять одно свое владение за другим. Менее чем через 50 лет после первого крестового похода,в 1144г.,был потерян важнейший стратегический пункт крестоносцев-Эдесса, взятая мосульским эмиром. Ответом на потерю Эдессы, был второй крестовый поход, который начался в 1147г.
Во втором крестовом походе приняли участие коронованные лица- французский король Людовик 7 и германский император Конрад 3 .Первым результатом проповеди второго крестового похода была волна еврейских погромов на Рейне.
И в этом походе кроме рыцарей приняла участие масса крестьянства из охваченных голодом местностей. Рыцари смотрели на крестьян ,как на обузу, от которой лучше избавиться. Когда выяснилось ,что сухопутная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, оставив крестьян на произвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.
К этому времени произошли крупные перемены на Востоке, чрезвычайно неблагоприятные для крестоносцев, занятых своими внутренними раздорами. Успехи крестоносцев объяснялись в значительной степени тем, что они имели дело с разрозненными силами отдельных мусульманских государей. Но во второй половине 12 в. на Востоке произошло объединение в одно государство Египта, части Сирии и части Месопотомии. Во главе этого государства, центром которого был Египет, стал султан Саладин(точнее- Салах-ад-Дин),курд по происхождению.
Теперь крестоносцам пришлось иметь дело не с разобщенными силами отдельных турецких эмиров, а с большим государством Саладина, который поставил себе цель вытеснить крестоносцев из Сирии и Палестины.
В 1187 г. Саладин нанес крестоносцам страшное поражение при Тивериадском озере. После этого мусульмане в которое время взяли Акру, Яффу, Сидон, Бейрут, Аскалон и Иерусалим- главную опору крестоносцев на Востоке. На условии выкупа населению Иерусалима было разрешено уйти ,но без лошадей и без оружия. В результате почти все покинувшие город погибли от голода.Кто не смог выкупиться тот был продан в рабство.
3.3 Хронология третьего и четвертого крестовых походов.
Потеря Иерусалима дала толчок к третьему крестовому походу (начался он в 1189г.),в котором участвовали три государя. Во главе этого крестового похода стояли германский император Фридрих 1 Барбаросса, французский король Филипп 2 Август, один из основателей сильной монархии во Франции, и английский король Ричард Львиное Сердце.
Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцы воевали не только с Саладином, но и с Византией, владения которой они рассчитывали захватить.Фридрих Барбаросса ,пройдя Малую Азию ,утонул в реке,и немецкое ополчение ,не пожелавшее двигаться дальше,частью вернулось на родину, частью погибло в Сирии от эпидемии.Только незначительные остатки немецкой армии присоединились к французам и англичанам. Филипп 2 Август и Ричард Львиное Сердце непрерывно ссорились между собой.Тем не менее были достигнуты некоторые военные успехи,взят город Акра(Акрон),ставший теперь столицей прежнего Иерусалимского королевства.Вскоре после этого Филипп 2 Август вернулся во Францию.Ричард еще некоторое время продолжал воевать .Он добился у Саладина незначительных уступок.За крестоносцами осталась узкая полоска побережья и объединившееся теперь с Триполи княжество Антиохия.Богомольцам и купцам Запада разрешено было посещать Иерусалим.Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев остров Кипр.Здесь образовалось Кипрское королевство ,прсуществовавшее 250 лет.
Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев, не замаскированные какими то было религиозными лозунгами. Он был начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия 3,стремившегося к созданию мирового государства под властью пап.Первоначально целью похода намечался Египет-главная держава Востока,владевшая Иерусалимом. Но результатом похода была Византия.К началу 13 в. Византия в экономическом и военно-политическом виде была ослаблена,хотя западным державам она еще представлялась очень богатой страной. Экономическая сила империи в течение 13 в.была подорвана тем, что Запад вступил в прямые торговые связи с Левантом через гавани основанных крестоносцами государств. Торговля Византии пострадала также от того ,что византийское правительство вынуждено было предоставлять торговые привелегии итальянским купеческим республикам, чтобы получать от них помощь против нападений турок и итальянско-сицилийских выходцев из Нормандии. В результате сокращения византийской торговли доходы от казны упали. Борьба с турками ,крестоносцами и другими нападавшими на Византию внешними врагами требовала новых средств. Увеличивались налоги. Росла нищета трудящегося населения .Его разоряли набеги турок ,грабежи крестоносцев, войны ,налоги лихоимство чиновников.
Ко всему этому надо добавить непрерывную борьбу между различными группами землевладельческой и чиновной знати,которые демагогически использовали недовольство масс. В конце 12 в. в Византии происходят частые дворцовые перевороты. Политика правителя новой династии Ангелов (с 1185 г.) Исаака способствовала утрате Византией Болгарии и Сербии .При Алексее 3,пришедшим к власти в результате дворцового переворота 1195 г., государственные дела приходят в полное расстройство. Империя по фактически распалась на полунезависимые феодальные владения, была разорена ,не имела серьезной военной силы.
Это положение Византии обьясняет легкость ,с которой ее завоевали западные феодалы -участники крестового похода.Решающую роль в изменении направления четвертого похода сыграла Венеция, воспользовавшаяся походом ,по словам Ф.Энгельса,для того ,чтобы”сделать из крестоносной глупости торговую операцию” и сокрушить своего главного торгового соперника-Византию.Не имея ни денег ,ни флота ,чтобы преправиться в Египет,крестоносцы обратились за помощью к Венеции .Венецианскии дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования ,однако когда их ополчение собралось в Венеции ,то оказалось ,что они не набрали необходимую сумму. Тогда Дондола, желавший помешать походу в Египет ,с которым у венецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь Венеции завоевать город Задар(Зара) на долматинском берегу. Когда же город был завоеван Дондола по сговору с предводителем крестоносцев итальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев против Константинополя, избрав предлогом династические распри в Византии. Особенно неприглядную позицию занял папа Иннокентий 3 .Получив обещание ,что в случае успеха греческая церковь будет подчинена Риму, Иннокентий 3 способствовал разгрому Византии, пожертвовал освобождением “гроба господня”
В 1204 г.крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Целые кварталы были сожжены крестоносцами, мало дорожившими памятниками античного и византийского искусства. Бронзовые статуи крестоносцы использовали для чеканки монет. В ограблении города наряду с рыцарями активное участие принимали католические аббаты и монахи. Византийский историк писал:” Не было места, которого бы не отыскали или которое могло бы доставить защиту старавшимся как-нибудь спастись”. Описание этих событий мы встречаем в древне русских летописях. За падением столицы последовал захват большей части владений Византийской империи. Крестоносцы совершенно оставили план похода на Египет и основали свое государство, которое было названо Латинская империя.
Страницы: 1, 2, 3, 4