В конце 1524 и начале 1525 г крестьяне составили перечень своих жалоб против кемптенского аббата. Однако их борьба вылилась в более высокую форму в феврале 1525 г., когда волна крестьянских волнений и пропаганда сторонников Мюнцера дошла до Альгау. Кемптенские крестьяне собрались у Луибаса и решили отказаться от судебного разбирательства поднятого против аббата дела. Крестьяне завладевали многими замками и монастырями и разрушали их.
Такие же события развернулись в конце февраля и в начале марта по всей Верхней Швабии, в районе между Боденским озером и Верхним Дунаем. Всюду возникали крестьянские лагери и отряды, разрушались монастыри и дворянские замки.
И даже после того, как в начале марта 1525 г. три главных отряда Верхней Швабии образовали «Христианское объединение», не было достигнуто единства в вопросе о понимании «божественного права». Главные руководители «Христианского объединения», придерживавшиеся умеренной тактики, вступили в переговоры со Швабским союзом о перемирии, которого добивались господа с целью выигрыша времени и завершения своей военной подготовки. Но крестьянские массы действовали в духе «Статейного письма», разрушали дворянские замки и монастыри, устанавливали контакты с городскими низами и разоблачали вероломные планы Швабского союза.
В кругах умеренных руководителей составлена была тогда сводка крестьянских требований, обобщённая на основе «божественного права» в его умеренной трактовке и подкреплённая с помощью некоторых цвинглианских проповедников ссылками на «священное писание». Как мы видим, «12 статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни, являвшихся объектом многовековой борьбы.
Вероломное нападение Трухзеса на Лейпгеймский лагерь вызвало новую мощную волну революционных выступлений крестьянских масс, которые вышли далеко за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда, распространяясь по всей Средней Германии. Отдельные отряды революционных крестьян оказывали Трухзесу ожесточённое сопротивление. В горных районах Трухзес вынужден был прибегать к длительной позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному признанию, опасность военной катастрофы.
Разбив в конце апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян, Трухзес направился на север -- в сторону Франконии и Тюрингии, где создавались новые очаги движения.
Во Франконии весной 1525 г. также образовались расположившиеся лагерями крупные крестьянские отряды. Сторонники революционной тактики пользовались среди массы восставших большим влиянием и составляли значительную силу в крестьянских отрядах Франконии. Яков Рорбах предводитель крестьян Неккарской долины, представлявший собой яркий пример крестьянского революционера времён Великой крестьянской войны, возглавил решительные действия по подавлению сопротивления фраиконского рыцарства.
В это время Мюнцер, находясь в Тюрингии, предпринял героическую попытку объединить все силы восставших народных масс деревень и городов на основе революционной тактики. Революционные события в Тюрингии, которыми непосредст-венно руководил Томас Мюнцер, Город Мюльхаузен в Тюрингии, в котором Мюнцер находился с февраля 1525 г.-- после своего возвращения из Верхней Германии, сделался центром народного восстания в Тюрингии и Саксонии. Восставшие действовали во многих пунктах этих земель, вооружённые отряды занимали города, замки, господские имения и монастыри. Господскую землю и добро крестьяне, по указанию Мюнцера, делили между собой. Крестьяне питали к Мюнцеру большое доверие и советовались с ним по всем вопросам борьбы с феодалами и по своим хозяйственным делам. Стремясь сделать Саксонско-Тюрингенский район восстания центром всей Крестьянской войны, Мюнцер старался разъяснить крестьянам смысл происходящих событий, которые он рассматривал как начало борьбы за установление общего равенства людей во всей Германии и за её пределами.
В середине мая 1525 г. около Франкенхаузена в Тюрингии разыгрался неравный бой между княжеской конницей, вооруженной артиллерией, и сконцентрировавшимися здесь крестьянскими отрядами, фактически безоружными. Это был по существу самый героический и вместе с тем самый безнадежный акт Великой крестьянской войны. Исход неравной борьбы был предрешен. Крестьяне были разбиты под Франкенхаузеном. Мюнцер попал в руки князей, которые казнили ею после мучительных пыток. Разгром франкенхаузенского лагеря и гибель Томаса Мюнцера были концом Крестьянской войны. Боевые действия крестьян после этою продолжались лишь в отдельных районах После того как были разбиты последние сопротивлявшиеся группы крестьян в горных районах Австрии, всюду начались преследования и массовые казни участников восстания. Причину поражения великого восстания немецкого крестьянства в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступлений и неумении всех слоев оппозиция возвыситься над местными и провинциальными интересами, в том, что даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий.
13.Победа князей. Реформация в Германии
Народная и радикально-бюргерская Реформация потерпела поражение в результате разгрома Крестьянской войны. В ряде германских земель распространилась княжеская Реформация, идеологом которой стал Лютер.
Крестьянская война подорвала позиции реакционно-католического лагеря и объективно содействовала укреплению лютеранских князей, которые упрочили свое господство над местной церковью и провели секуляризацию церковного землевладения в своих княжествах. Частичная секуляризация была осуществлена и католическими князьями с санкции папы, стремившегося путем уступок удержать князей в лоне католицизма. Шпейерский рейхстаг 1526 г. даже признал за князьями право свободного выбора между лютеранским и католическим вероисповеданием.
Карл V, занятый войной в Италии и нуждавшийся в поддержке немецких князей, не мог этому помешать. Но когда наступила передышка, он созвал в 1529 г, рейхстаг и добился восстановления Вормского эдикта 1521 по запрещении лютеранского вероучения. Лютеранские князья и города не подчинились и заявили протест (от этого произошло название «протестанты»). В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге соратник Лютера Филипп Меланхтон дал систематическое изложение основ лютеранского вероучения, получившего название «Аугсбургского вероисповедания», в котором провозглашалось, что главой церкви является не папа, а светский владетель (князь). Упразднялись пышная католическая обрядность, почитание икон и мощей; вместо торжественной мессы вводилась простая литургия с проповедью пастыря.
Император решительно отказался признать «Аугсбургское вероисповедание». Тогда лютеранские князья вместе с рядом имперских городов заключили на съезде в городе Шмалькальдене военный союз. Положение Карла V стало критическим, так как протестантское вероисповедание было уже принято тремя из семи курфюрстов (Саксонским, Бранденбургским и Пфальцским), а четвертый (Кельнский архиепископ) явно к нему склонялся. Но вскоре саксонский герцог перешел на сторону императора, что дало Карлу V возможность одержать победу над протестантами в 1-й Шмалькальденской войне. Согласно Аугсбургскому интериму (1548 г.) католическое вероисповедание, хотя и несколько реформированное, должно было стать единственным в Германии. Но мир длился недолго. Боязнь усиления императора побудила князей (в том числе и некоторых католических) заключить антигабсбургский союз с французским королем Генрихом II. Началась 2-я Шмалькальденская война, закончившаяся полным поражением Карла V, который еле избежал пленения войсками саксонского курфюрста, перешедшего теперь на сторону протестантских князей. В 1555 г. был заключен религиозный мир в Аугсбурге на условиях признания за князьями полной свободы в выборе вероисповедания -- католического или лютеранского, по принципу «чья страна, того и вера» (cujus regio-ejus religio). Карл V, видя полное крушение своих планов, отрекся от императорской власти в пользу своего брата Фердинанда I.
С середины XVI в. стала проявляться хозяйственная отсталость Германии по сравнению с более передовыми государствами Запада, вступившими на путь капиталистического развития. Вместо промышленных изделий из Германии на Запад начали вывозить продукты сельского хозяйства, в основном хлеб. Это открывало перед земельными собственниками возможность обогащения за счет усиления эксплуатации крестьян. Помещики в восточных областях все более расширяли барское хозяйство и переводили крестьян на отработочную ренту. «Таким образом, менее чем за сто лет свободные остэльбские крестьяне были превращены в крепостных, сначала фактически, а вскоре затем и юридически»'.
Резко ухудшилось положение крестьян в наследственных землях Габсбургов. С середины XVI в. там не прекращались крестьянские волнения, а в 1595--1597 гг. вспыхнула крестьянская война, охватившая Верхнюю и Нижнюю Австрию и некоторые соседние районы. Как и в 1525 г., идейным оружием крестьян служила Реформация в духе полного избавления от феодального гнета. Восставшие создали настоящую революционную армию с выборными командирами во главе, вооруженную не только холодным, но и огнестрельным оружием. Осенью 1596 г. они нанесли поражение правительственным войскам; угроза нависла над столицей Габсбургов -- Веной. Но как обычно, феодалам помогла доверчивость крестьян и их разобщенность. Власти вступили в переговоры с умеренными руководителями, возглавляемыми Георгом Ташем, и добились заключения перемирия. Воспользовавшись передышкой и собрав силы, они летом 1597 г. нанесли поражение восставшим.
Феодальная эксплуатация крестьян в Австрии и Юго-Восточной Германии стала еще более жестокой. Здесь, как и повсюду в Центральной и Восточной Европе, установилось господство крепостного права в его «новом издании». Отдельные крестьянские восстания в габсбургских землях и в Баварии вспыхивали и в начале XVII в.
14. Городская реформация в городах севера Германии
Католическая церковь, которая сама являлась крупнейшим феодальным землевладельцем, служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Для того чтобы привить простым людям сознание полного ничтожества своей личности и примирить их со своим положением, церковь пускала в ход учение об исконной «греховности» земного существования человека. Церковь объявляла каждого отдельного человека неспособным «спасти свою душу». «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделённая особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).
Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало, таким образом, на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, все светские учреждения и государство. Католическая церковь не только объявляла о своих претензиях, но и старалась реализовать их, пуская в ход своё политическое влияние, свою военную и финансовую мощь, а также используя периоды слабости центральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.
Эти претензии католической церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светских феодалов. Ещё больше чувствовалось недовольство политическими претензиями церкви и её пропагандой презрения к светской жизни в среде жителей развивающихся и богатеющих городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология. В XV и XVI вв. притязания церкви встречали всё более решительный отпор со стороны королевской власти в странах, которые вступили на путь государственной централизации. В таких странах католическая церковь вынуждена была идти на уступки и согласиться на сильное ограничение деятельности папских агентов, сборщиков поборов и продавцов индульгенций. Однако в раздробленной Германии, неспособной дать отпор притязаниям папского Рима, папы не соглашались ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из Германии в папскую казну через духовных князей и продавцов индульгенций, которые действовали здесь беспрепятственно. Это обстоятельство послужило причиной того, что реформационное движение, почва для которого была подготовлена и в других странах Европы в связи с происходившими там социально-экономическими сдвигами, ранее всего началось и объединило наиболее широкие слои населения именно в Германии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17