2
Содержание.
НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН ЗАП. ЕВРОПЫ.
2.РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.
4. ЭТАПЫ И ОБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ.
5. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ 1947-1970ГГ.
6. ПРИЧИНЫ ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР В 70-80ГГ.
ЛИТЕРАТУРА.
Начало развития железнодорожного строительства и его влияние на экономику стран западной европы.
Первая паровая железная дорога Ливерпуль - Манчестер была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. Затем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны:
1832-1833 гг.- Франция, Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г.- Германия, Фюрт - Нюрнберг, 7 км;
1835 г.- Бельгия, Брюссель-Мехельн, 21 км;
1837 г.- Россия, Санкт-Петербург-Царское Село, 26,7 км.
Во Франции первая железная дорога была построена в 1832 г. между Лионом и Сент-Этьеном. В 30-х годах железнодорожное строительство расширилось. В 40-х годах оно получило правительственную поддержку. В 1844 г. был принят специальный закон о поощрении железнодорожного строительства. В 1859г. Правительство гарантировало дивиденды железнодорожных компаний. Держателям акций железных дорог гарантировалась прибыль в 4%. Все эти меры способствовали расширению железнодорожного строительства.
Германия в 1840г. занимала второе место, а в 1880г. - первое место в Европе по длине рельсового пути. По относительной плотности она уступала лишь Бельгии и Англии. В 1840-1870гг. железные дороги строились на средства государства и частных акционерных обществ. За 1865 - 1875гг. в Пруссии государственные железные дороги выросли на 41%, а частные - на 103%. В конце 70-х годов казна начала выкупать частные дороги (в 1919г. только 6,1% всех железнодорожных линий находилась в частной собственности). Причины огосударствления железных дорог носили как политический, так и фискальных характер. Дивиденды частных дорог в 60-е годы составляли 15-20%, что служило стимулом для железнодорожных компаний к расширению сети, а это, в свою очередь, способствовало росту промышленности.
Государство при постройке железных дорог получало дополнительные средства за счет выпуска железнодорожных займов. Банковский и промышленный капитал охотно помогал государству, поскольку железнодорожное строительство являлось одним из источников его обогащения.
Железнодорожный транспорт отличался быстротой движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и дешевизной перевозок, что делало его преимущества в сравнении с другими видами перемещений того времени очевидными
Железные дороги содейство-вали вовлечению в товарооборот новых райо-нов, они привели к росту специализации районов и усилению торговли между ними, они упрочили связь хозяйства страны с мировым рын-ком.
Железнодорожное строительство сильно содействовало и раз-витию промышленности, особенно металлургической, машино-строительной и угольной, поскольку железные дороги предъяв-ляли этим отраслям непрерывно растущий спрос на рельсы, паро-возы, вагоны, топливо и т. д. Постройка железных дорог усилила сбыт промышленной продукции как внутри страны, так и на внешнем рынке. Наконец, строительство железных дорог имело большое стратегическое значение.
Развитие капиталистического уклада в сельском хозяйстве России в пореформенный период.
В пореформенный период в стране в целом ускорилось развитие сельского хозяйства. В наибольшей степени это касалось частных, или, как их еще называли, владельческих земель. Частными владельцами высту-пали представители всех слоев российского общества, землю могли приобретать и иностранцы. Средний размер частного землевладения в России в конце XIX в. составлял 115 га на од-но хозяйство (для сравнения: в Англии -- 23 га, во Франции -- 8 га, в США - 55 га).
В движении земельной собственности отмечалась основная тенденция: наиболее активно покупали землю крестьяне, а продавали -- дворяне, за вторую половину XIX в. размер дво-рянского землевладения уменьшился почти в два раза. Это сви-детельствовало о перестройке сельского хозяйства страны на капиталистический лад.
Для сельскохозяйственного производства, организованного на частных землях, было характерно стремление использовать наемную силу, применять усовершенствованные орудия и ма-шины, удобрения, в том числе и искусственные, производить продукцию на рынок. Таким образом, в массе своей это были хозяйства, развивающиеся по фермерскому пути.
Однако частные земли составляли только четверть всех земель, участвующих в сельскохозяйственном производстве. Две четверти составляли общинные земли, принадлежащие не конкретному крестьянину, а крестьянской общине в целом: община выступала как коллективный собственник земли.
Роль общины в жизни крестьян укрепилась после отмены крепостного права. Без разрешения общины крестьянин не мог получить паспорт и уйти из деревни, не мог получить свой на-дел в собственность и свободно им распоряжаться. Община распределяла и перераспределяла землю между крестьянами, и основой ее политики было желание уравнительности, равных условий для всех: каждому должна была достаться часть хоро-шей, средней и неплодородной земли. Эго приводило к чересполосице -- крестьянская семья могла владеть десятками крошечных кусочков в разных местах. Неизбежным итогом чересполосицы был принудительный севооборот: община диктовала крестьянину, какую культуру ему сеять на каком поле, опреде-ляла сроки посева и уборки урожая.
Результатом такой организации земледелия на общинных землях были незаинтересованность крестьян в труде, низкое качество обработки почвы, низкая урожайность и товарность. Давая шанс слабым хозяйствам выжить -- освобождая их на время от налогов, помогая в обработке полей, община сдержи-вала развитие потенциально сильных хозяйств. Тормозящая роль общины стала настолько очевидной в середине 90-х годов XIX в., что правительство приступило к работе по подготовке новой аграрной реформы, реализация которой в жизнь про-изошла уже в XX в.
Основные направления использования бюджетных средств в царской России.
Государственные расходы обыкновенного бюджета группирова-лись по министерствам и главным управлениям, имеющимся тогда в России. В самостоятельные статьи расходов были вынесены плате-жи по государственным долгам, затраты на содержание император-ского дома, высших государственных учреждений, Синода. Плате-жи по внутреннему и внешнему государственным долгам не были разделены. Такая группировка позволяла прятать некоторые непро-изводительные расходы, например военные. Но даже несмотря на это, доля прямых военных расходов, проходивших в основном по Военному и Морскому министерствам, постоянно росла. Постоянно росли и затраты, связанные с содержанием аппарата управления, проходившие в основном по Министерству внутренних дел, Министерству Юстиции, высшим государственным уч-реждениям и Синоду.
Доля непроизводительных расходов в бюджете постоянно уве-личивалась. В 1913г. она составляла 59% всей расходной части бюд-жета.
К производительным расходам относились казенные затраты, направляемые на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (медицины, образования, культу-ры и т.д.). Самой крупной статьей среди расходов на развитие соци-альной сферы были расходы на просвещение. В 1913 г. они выросли по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза, но в то же время составляли всего 4,3% расходов бюджета.
Россия имела большой государственный долг, который значи-тельно вырос в начале XX в. Соответственно росли и рас-ходы бюджета по его обслуживанию.
В расходную часть чрезвычайного бюджета включались следую-щие виды расходов: погашение займов; средства, ассигнуемые на сооружение и выкуп железных дорог, портов; всевозможные чрез-вычайные расходы, в том числе связанные с перевооружением ар-мии, ликвидацией последствий войны и неурожаев и др.
Этапы и объекты национализации.
Этапы национализации.
В ходе национализации промышленности можно выделить три этапа:
1-й этап -- до весны 1918г. Национализация на этом этапе шла стихийно. По разным причинам одно предприятие за другим пе-реходило в собственность государства. Предприятия национали-зировались или потому, что были оставлены без управления хозя-евами и администрацией, бежавшими от советской власти, или потому, что хозяева и администрация саботировали решения со-ветской власти. На этом этапе предприятия национализировались в основном решениями рабочих комитетов. Они брали управле-ние в свои руки, сообщали об этом в центр, а центр только под-тверждал национализацию.
2-й этап - с марта по июнь 1918г. Теперь национализация шла уже организованно, под руководством ВСНХ. От национализации отдельных предприятий государство перешло к национализации целых отраслей промышленности. В первую очередь было объяв-лено о национализации нефтяной и сахарной промышленности. Нефтяной -- потому что в этой отрасли действовали тресты, наи-более высокоорганизованные монополии, аппарат которых мож-но было использовать для организации государственного управ-ления. Сахарной -- потому что она находилась преимущественно в руках помещиков, которым принадлежали посевы сахарной свек-лы; и национализация этой промышленности непосредственно вытекала из декрета о земле. Впрочем, эта национализация была преимущественно декларативной: основные районы нефтяной и сахарной промышленности находились вне сферы, контролируе-мой советской властью.
3-й этап начался в июне 1918г., когда декретом была объявлена национализация всей крупной промышленности, т.е. всех пред-приятий с капиталом свыше 1 млн. руб.
Издание декрета не означало, что все крупные предприятия сразу, автоматически перешли в руки государства. Советское го-сударство тогда издавало именно декреты, а не законы. Декрет -- нечто среднее между законом и воззванием. Издавая декреты, госу-дарство не поручало их исполнение конкретным органам, поэтому их выполнение определялось конкретной расстановкой сил на местах.
В апреле 1918г. была объявлена национализация внешней тор-говли: отныне внешней торговлей могло заниматься только государство. Впрочем, в это время Советское государство находи-лось в экономической изоляции, его вообще не признавали как государство, поэтому декрет о национализации внешней торгов-ли имел лишь принципиальное значение для будущего.
Объекты национализации.
Первым в руки нового государства перешел Российский государ-ственный банк. Это не было национализацией, поскольку он и преж-де был государственный. Акционерные банки пока оставались в соб-ственности прежних хозяев. Но, поскольку логика революции тре-бовала ликвидации капиталистической собственности, декретом от 14 декабря 1917г. была объявлена национализация всех банков в стране и государственная банковская монополия. Принято считать, что это было ответом на саботаж администрации банков, которая наруша-ла соглашение с государством. В ходе национализации акционер-ные банки закрывались или становились отделениями Народного банка, как теперь стал называться бывший Государственный банк.
Вторым актом в деле национализации и стала национализация транспорта, т.е. железных дорог, морского и речного флота. Национализацию железных дорог облегчало то обстоятельство, что важ-нейшие дороги и прежде находились в государственной собствен-ности. Правда, Викжель -- Всероссийский исполнительный ко-митет профсоюза железнодорожников, выступил против больше-виков и объявил забастовку. Однако к лету 1918 г. национализа-ция транспорта была закончена.
Реформирование экономики Японии 1947-1970гг.
Промышленное производство в Японии к концу войны сокра-тилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Однако уже с 1950г. по 1970г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%.
В чем заключаются причины хозяйственных успехов Японии ?
1). Особый характер и особые условия обновления основного капи-тала. В Японии степень военных разрушений потре-бовала особенно полного обновления основного капитала.
Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. В эmom период промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие, т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталов-ложений, высокой квалификации рабочих.
С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки -- пере-ход к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям.
Скорость технической перестройки повышало то обстоятель-ство, что вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у других стран их научно-тех-нического опыта, покупки патентов и лицензий. Это оказалось де-шевле и быстрее.
2). Особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. Здесь до сих пор в хо-зяйство инвестируется около трети валового национального про-дукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счет при-были самих промышленных корпораций, а за счет банковского кредита.
Около трети капиталовложений составляют “сбережения част-ных лиц”.
Для Японии характер-но пожизненное прикрепление работника к предприятию. Это при-крепление обеспечивается эконо-мическими факторами. Заработная плата начинающего работни-ка относительно низка, но она увеличивается ежегодно надбавка-ми за выслугу лет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий.
Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется социально-психологическим факторам. Администра-ция принимает меры для сплочения членов трудового коллекти-ва, для организации семейного отдыха.
3). Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными расходами. Согласно японской конституции во-енные расходы не могут превышать 1 % валового национального про-дукта. Они растут, потому что растет сам национальный продукт.
4). Наконец, объяснение высоких темпов роста японской про-мышленности было бы неполным без анализа особенностей государ-ственного регулирования экономики. В Японии государству принад-лежит более трети основных производственных фондов, 20% ва-лового национального продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет проходит 30% валового национального продукта.
Экономическим планированием занимается орган, который так и называется -- “Управление экономического планирования”. Здесь считают, что планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство.
Разрабатываются планы двух видов -- общегосударственные и отраслевые. Цель общегосударственных планов -- обеспечить оп-ределенные темпы роста. Для достижения этой цели план намеча-ет по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов -- ликвидиро-вать слабые места японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются част-ными инвестициями, то отраслевые -- государственными.
Причины замедления темпов экономического развития СССР в 70- 80 гг.
Официально линия на продолжение реформы сохранялась, но фактически в управлении экономикой проявлялась двойственность принятия решений. Заявляя о развитии хозрасчета и самостоятель-ности, предприятиям выдавались все более детальные задания, рег-ламентировались все доходы и расходы. Усложнялась организаци-онная структура производства. Образовывались Всесоюзные произ-водственные объединения (ВПО), подчинявшиеся министерствам, что зачастую создавало удобства только вышестоящим органам -- у них уменьшалось число контролируемых объектов. Эффективность производства при этом не росла, а многие предприятия стали ра-ботать хуже.
Отход от идеи полного хозрасчета привел к снижению эконо-мической ответственности предприятий за результаты своей дея-тельности, что особенно проявлялось в кредитной сфере. Следстви-ем этого стал опережающий рост кредитных вложений по сравне-нию с ростом валового продукта и доходов бюджета в девятой и десятой пятилетках. Материальные запасы предприятий росли быс-трее объемов производимой продукции, отражая снижение эффек-тивности производства. Рост запасов финансировался за счет кре-дитов при снижении доли собственных оборотных средств.
Отход от действительного хозрасчета заметно сказался на росте незавершенного строительства. За период 1965--1980 гг. "незавер-шенка" выросла почти в 5 раз. В обороте оказалась масса платежных средств без соответствующего материального обеспечения.
Отказ от радикальных преобразований вел к кризису в эконо-мике, который стал очевиден к середине 70-х годов. Однако начав-шийся мировой энергетический кризис (мировые цены на нефть подскочили в 20 раз), а также активное освоение нефтяных и газо-вых богатств Сибири отодвинули его на несколько лет.
Основной доход приносил экспорт топлива из Сибири. Нефте-доллары использовались для закупки зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. Только за годы девятой пятилетки импорт машин вырос в 4 раза. Однако вместо роста народнохозяй-ственной эффективности наблюдались снижение производительно-сти труда и фондоотдачи, усиление инфляции и всеобщего дефи-цита.
Постоянно снижалось потребление населением продуктов пита-ния, одежды, обуви, падал жизненный уровень. В условиях всеобщего дефицита в 1977 г. были введены талонно-распределительная система на некоторые виды продуктов питания и внутренняя рас-продажа товаров на предприятиях.
Проводимые реформы носили пропагандистско-косметический характер. Организовывалось "массовое" движение "За качество", "За экономию и бережливость", лозунгом эпохи стало выражение "Экономика должна быть экономной". Акцентируя внимание на необходимости повышения эффективности производства, пятилет-ние планы стали называть пятилеткой "качества", пятилеткой "ин-тенсификации" и т.д.
По оценке независимых экспертов, в 70-е годы вообще не на-блюдался рост производительности труда, а в начале 80-х годов она снизилась на 8%. Экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было невыгодно для предпри-ятия, так как это влекло за собой повышение плановых заданий.
Стали очевидны отрицательные долгосрочные тенденции: сни-жение рождаемости, ухудшение экологии, дефицит ресурсов. Бога-тые месторождения сырья в обжитых районах истощались, а осво-ение новых, как правило, менее богатых и удобных для добычи, требовало огромных капитальных вложений.
Экстенсивная экономика себя исчерпала, необходимо было ре-ально переходить к интенсивным формам хозяйствования. Для это-го требовалась смена экономической модели.
Верт Н. История советского государства. 1900--1991 гг. /Пер. сфранц. -- М.: Юридическая литература, 1992.
Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики. Учебно-практическое пособие. -- М; Финстатинформ, 1999.
История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920--1990 гг.: Учеб. пособие / Под редакцией А. Н. Марковой. - M.: Закон иправо ЮНИТИ, 1995.
Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. пособие.М., 1988.
Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развивающиеся страны: Учеб. пособие для экономических вузов. /Под ред. В.П.Колесова, В.Ф. Железоваидр. -- М.: Высшая школа, 1990.